Архивно-следственные дела являются порой единственным источником изучения судеб репрессированных. Из них можно узнать биографию человека, его родственников, знакомых и соседей, а иногда даже совершенно посторонних людей. Перед нами одно из многих архивно-следственных дел на старообрядческого священника и других жителей Западно-Сибирского края. Дело сфальсифицировано сотрудниками УНКВД, аресты проводились без ордеров, свидетели по делу не привлекались, а попутно применялись незаконные методы ведения следствия. Но спустя годы машина репрессий заработала и против тех, кто на нее упорно «трудился».
Чтец Петр
Петр Иванович Плотников родился 25 ноября 1899 года в деревне Федулята Денисовской волости Оханского уезда Пермской губернии в крестьянской старообрядческой семье.[1] Кроме Петра в семье еще был сын Иосиф и дочь Ирина. Иосиф позднее уехал жить в Алма-Ату, а Ирина осталась в Федулятах.[2] Семья занималась крестьянским трудом. Держали корову, лошадь и овец.[3] В 1918 году Петр уехал в Сибирь, где был псаломщиком при старообрядческом храме в селе Новодраченино Сорокинского района (ныне поселок в Заринском районе Алтайского края), где прослужил до 1920 года.[4] Новодраченино считалось старообрядческим селом. Сейчас от старой веры в поселке сохранилась лишь часть церковного фундамента и кресты на кладбище. В 1920 году Петр вернулся в Пермский край. Здесь он был призван в Красную армию и в качестве рядового прослужил в ней до 1922 года.[5] Петр Плотников был женат на Евгении Харлампиевне.[6] Однако в архивном деле № 5509 указан еще один вариант ее отчества — Харитоновна.[7]
Священник Петр Плотников
6 августа 1922 года епископом Томским и Алтайским Тихоном (в миру Трифон Григорьевич Сухов, 1880-1937 гг.) Петр был рукоположен во священника к Покровскому храму в с. Благовещенское (сейчас Алтайский край).[8]
С 1924 по 1930 гг. отец Петр служил в храме с. Новодраченино.
В 1924 году в семье священника родился сын Михаил, в 1926 году — дочь Феоктиста, а в 1928 году — сын Георгий.
В 1930 году священник с семьей уехал в г. Барнаул, где служил и проживал по адресу: ул. Мамонтова 96. Супруга о. Петра работала в артели «Игла».
В 1932 году о. Петр был арестован Сорокинским райотделением ОГПУ.[9] Данные о следствии неизвестны. В этом же году в семье родился сын Герман.
Арест о. Петра
28 июля 1937 года о. Петр был вновь арестован сотрудниками УНКВД и отправлен в Барнаульскую тюрьму.
Священника обвинили в принадлежности к контрреволюционной эссеровско-монархической организации и в активном участии в подготовке вооруженного восстания против Советской власти.[10]
Сфальсифицированное следствие
30 июля 1937 года на допросе Петр Плотников рассказал о своей жизни как до революции, так и после. Не обошлось и без обычных расспросов о знакомых «служителях культа». Затем о. Петру в очередной раз огласили нелепое обвинение. Священник виновным себя признал.[11] Кроме о. Петра по этому же делу проходили еще пять человек.
Приговор — расстрел
15 сентября 1937 года Тройка УНКВД по Западно-Сибирскому краю рассматривала дело о. Петра.[12]
Слушали Постановили
Дело № 24507 Барнаульск. О/Секторе НКВД.
Плотников Петр Иванович, 1899 г.р., урож. б. Пермск. Губ. Оханск. У., Денисовской волости, дер. Федуляты.
Обвиняется в к-р кадетско-повстанческ. деятельности. Плотникова Петра Ивановича Расстрелять.
Принадлежащее лично ему имущество конфисковать.
Копия верна: Инспектор 8 отд. УГБ УНКВД по ЗСК (неразборчиво)
Постановление Тройки УНКВД Запсибкрая о расстреле Плотникова Петра Ивановича было приведено в исполнение 24 сентября 1937 года.[13]
Возвращение честных имен
«20 февраля 1958 г. Президиум Алтайского Краевого суда в составе председателя Президиума т. Кучеренкова, членов Президиума Гриднева, Ликучева и Тюрина, с участием прокурора карая т. Верещагина, рассмотрел протест в порядке надзора прокурора края на постановление тройки УНКВД Алткрая от 15 сентября 1937 года, которым:
1. Заборовский Александр Павлович 1885 года рождения, уроженец б. Курской губернии, Ново-Осколковского уезда, слободы Черняка, русский, до ареста проживал в г. Барнауле, служил дьяконом в Покровской церкви.
2. Ровковский Андрей Васильевич 1887 года рождения, уроженец б. Могилевской губернии, Климовского уезда с. Домалиричи, русский, до ареста проживал в г. Барнауле, работал счетоводом овчино-шубного Завода.
3. Чулков Георгий Ильич 1883 года рождения, уроженец с. Мало-Алексеевка, Борского района, Куйбышевской области, русский, б/п., до ареста проживал в г. Барнауле, работал сторожем Покровской церкви.
4. Рогачев Андрей Петрович 1902 года рождения, уроженец с. Прапорщиково, б/У-Каменогорского уезда, русский, б/п., до ареста проживал в г. Барнауле, работал сторожем Троицкой церкви.
5. Петров Александр Леонтьевич, 1901 года рождения, уроженец г. Томска, до ареста проживал в г. Барнауле, служитель культа Вознесенской церкви.
6. Плотников Петр Иванович 1899 года рождения, уроженец Пермской губернии, дер. Федулята, русский, до ареста проживал в г. Барнауле, служитель культа Старообрядческой церкви.
Все осуждены по ст. 58-2-11 УК РСФСР к высшей мере наказания.
Выслушав доклад председателя Президиума Краевого суда т. Кучеренкова, президиум установил: все выше указанные осуждены за то, что они, входя в состав контрреволюционно-эссеровско-монархической организации, активно участвовали в подготовке вооруженного восстания против Советской власти. В протесте прокурор ставит вопрос об отмене постановления тройки и прекращении дела производством в отношении всех выше указанных лиц. Рассмотрев материалы дела, обсудив протест, выслушав заключение прокурора края т. Верещагина, поддерживающего протест, Президиум находит, что протест подлежит удовлетворению. Основанием для осуждения послужило самопризнание осужденных о проведении ими контрреволюционной деятельности.
Изучением материалов дела и дополнительной проверки установлено, что выше указанные лица осуждены незаконно. Осужденные Чулков, Рогачев, Петров и Плотников арестованы без санкции прокурора. По делу свидетели не допрашивались. Все осужденные по данному делу подвергнуты аресту и наказанию по сфальсифицированным материалам следствия.
Так, в определении военного трибунала СИВБО от 21. IX. 56 г. говорится: «Из показаний бывших сотрудников УНКВД по Новосибирской области Ломако, Виноградова, Хапугина, Черепанова, Борисова, Устюжанина, Маслова, Толмачева, Ничкова, Стрижова, принимавших участие в расследовании данного дела и других дел по так называемой кадетской, монархической организации усматривается, что дела этой категории ими сфальфицированы, а признательные показания от обвиняемых были получены в результате применения к арестованным незаконных методов ведения следствия. Факт фальсификации следственных дел в 1937-1938 г. в аппаратах УНКВД по Алткраю подтверждается показаниями бывших сотрудников УНКВД, непосредственно проводивших расследование по данному делу. Допрошенные вновь свидетели, знавшие осужденных, охарактеризовали их положительно и показали, что об антисоветской деятельности их им ничего не известно. На основании изложенного и руководствуясь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года постановил: Протест прокурора края удовлетворить. Постановление Тройки УНКВД Алткрая от 15 сентября 1937 года отменить и дело в отношении Заборовского Александра Павловича, Ровковского Андрея Васильевича, Чулкова Георгия Ильича, Рогачева Андрея Петровича, Петрова Александра Леонтьевича и Плотникова Петра Ивановича производством прекратить.
Председатель Президиума Краевого суда — /Кучеренков/».[14]
Вот так массово и умело фальсифицировали дела сотрудники УНКВД, вынося приговоры без санкций, ордеров, свидетелей, и вкупе с незаконными методами ведения следствия.
[1]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 21.
[2]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 24.
[3]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 24.
[4]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 60.
[5]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 60.
[6]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 24.
[7]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 59.
[8]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 60.
[9]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 24, 59, 60.
[10]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 21.
[11]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 60, 60 об.
[12]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 133.
[13]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 134.
[14]. КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп.7. Д. 5509. С. 270/271.
Мученики Христовы нуждаются не в чекистской "реабилитации", но в прославлении в сонме святых.
Реабилитированы должны быть все лица незаконно репрессированные: и верующие и неверующие. А уж кто из них достоин прославления в сонме святых, это дело отдельного исследования и церковного решения.
Старообрядцы, пострадавшие за веру в XX веке, канонизированы Собором 2001 г., служба им опубликована в календаре Митрополии РПСЦ на 2010 г. Празднование совершается в первое воскресенье по Неделе Всех святых. Соборное решение: "15. О канонизации святых
15.1. Причислить к лику святых священномучеников, мучеников и исповедников за веру Христову пострадавших в XX веке от безбожников.
15.2. Благословить в молитве «Спаси Боже люди своя…» поминать их после слов «Иже во святых отца нашего и исповедника Амвросия митрополита Белокриницкаго…» молитвенным призыванием: «И святых священномученик и мученик и исповедник и иже с ними в Русстей земли за веру Христову пострадавших".