Уходящий 2017-й год был весьма плодотворным как для редакции нашего сайта, так и в целом для старообрядчества. «Русская вера» ожидаемо закрепила лидерские позиции в медиапространстве по теме древлеправославия, а по количеству ежедневных публикаций и посетителей уверенно опережает любой другой тематический проект, включая официальные сайты старообрядческих согласий.
—————-
Ру1скаz вёра
Ежедне1вное древлеправосла1вное изда1ние
—————-
В 2017 году мы опубликовали около 300 новых статей и порядка 350 новостей. Развиваются и другие разделы сайта: выпущены темы сезона («Старообрядчество и революция», «350 лет Собору 1666–1667»), добавлено 250 новых ответов в рубрике «Вопросъ священнику», 125 биографий в рубрике «Личность эпохи», набрано 126 канонов в разделе «Библиотека». Также в 2017 году мы издали книгу «Литургия», которая получила множество положительных откликов и стала востребованным руководством для начинающих.
—————-
Мы благодарим наших читателей и в завершение года предлагаем вашему вниманию 5 главных событий из жизни старообрядцев 2017 года по версии редакции сайта «Русская вера».
—————-
1. Визит президента Российской Федерации В.В. Путина на Рогожское
Визит руководителя нашего государства, президента Российской Федерации В.В. Путина, в духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви стал событием и ожидаемым, и неожиданным. Ожидаемым этот визит стал потому, что посетить Рогожское президента приглашали уже более десяти лет, а неожиданным, потому что в силу занятости руководителя государства эти приглашения в течение долгого времени реализовать не получалось. Кстати, первая попытка организовать подобный приезд президента была совершена в теперь уже далеком 2005 году, в дни празднования столетия приснопамятного указа Николая II «Об укрепления начал веротерпимости» и распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища.
Спустя годы предстоятель РПсЦ митрополит Корнилий (Титов) вновь пригласил президента посетить Рогожское. В этом году высокому визиту способствовали и объективные обстоятельства. Рогожский историко-архитектурный комплекс приобрел наконец надлежащий после глобальной реставрации вид. Наблюдатели расценивают визит президента на Рогожское и вообще последние его встречи с представителями старообрядческих согласий как своеобразный шаг к сотрудничеству после более чем 300-летнего перерыва в контактах между главой российского государства и старообрядчеством. Последняя публичная историческая встреча такого рода состоялась в 1682 году, когда в Грановитой палате Кремля старообрядческие лидеры убеждали царевну Софью вернуться к вере её предков и восстановить дораскольное православное исповедание во всей русской Церкви.
Во время нынешних встреч вопросы веры и идеологии не поднимаются. Старообрядцы просят президента содействовать возвращению храмов, помочь переселению соотечественников на историческую родину и провести юбилейные торжества в честь 400-летия со дня рождения исповедника старой веры протопопа Аввакума. Практически все эти просьбы получили положительный отклик у руководства страны. Буквально на днях, 20 декабря 2017 года, Покрово-Успенский храм в Малом Гавриковом переулке был передан Русской Православной старообрядческой Церкви. Вслед за президентом на Рогожское засобирались другие государственные деятели и руководители регионов:
- 1 июня духовный центр РПСЦ посетил мэр г. Москвы Сергей Семенович Собянин;
- 1 августа в Рогожской резиденции состоялась встреча с председателем Государственной Думы Российской Федерации Вячеславом Викторовичем Володиным;
- 16 августа Рогожский духовный центр посетил министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский;
- также Рогожское посетили первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Владиленович Кириенко;
- депутат Государственной Думы, председатель правления благотворительного фонда «Русский мир» Вячеслав Алексеевич Никонов;
- глава Республики Карелия Артур Олегович Парфенчиков.
2. Восстановление литургического общения между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Архиепископией
В минувшем 2017 году произошло на первый взгляд нежданное событие — восстановление литургического общение между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Архиепископией. Однако на самом деле благоприятные условия для этого складывались все последние годы, когда между Русской Православной старообрядческой Церковью и Русской Древлеправославной Церковью наладился устойчивый диалог.
Этому немало способствовали личная встреча предстоятелей РДЦ и РПсЦ патриарха Александра (Калинина) и митрополита Корнилия (Титова), создание межстарообрядческой консультативной группы, а также ответы на канонические вопросы, поступающие от Русской Древлеправославной Церкви в адрес Русской Православной старообрядческой Церкви. Межцерковный диалог привлек внимание других старообрядческих согласий, и в первую очередь представителей Древлеправославной Архиепископии — согласия, выделившегося из РДЦ в конце 90-х годов.
Представитель Древлеправославной Архиепископии протоиерей Георгий Ефимов, выступая на Освященном Соборе РПсЦ 2017 года, отметил:
Вспоминая причины разделений, собрав устные воспоминания, мы проанализировали имеющиеся документы, а также деяния совместных комиссий (РПсЦ и РДЦ — прим. ред), которые работали в течение нескольких лет и убедились, что разделение произошло искусственно.
На состоявшихся весной и осенью 2017 года соборах Древлеправославной Архиепископии было принято беспрецедентное решение: отменить чиноприем в отношении христиан, приемлющих белокриницкую иерархию, сохранявшийся в «беглопоповстве» более 150 лет. Однако главное событие было еще впереди. 18 октября 2017 года на Освященном соборе РПсЦ была подписана «Мирная грамота» между двумя старообрядческими согласиями, которая устанавливала их полноценное молитвенное и литургическое общение. Со стороны Русской Православной старообрядческой Церкви её подписал митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), со стороны Древлеправославной Архиепископии — местоблюститель архиепископского престола преосвященный епископ Никодим (Елякин).
3. Присвоение Киевской кафедре статуса Архиепископии
Киевская и всея Украины епархия уже давно является крупнейшей церковной областью Русской Православной старообрядческой Церкви. Огромные расстояния, большое количество общин и приходов, наличие районов с компактным проживанием старообрядцев, а также существование епархии в условиях независимого украинского государства давно предполагали повышение статуса епархии и совершенствование ее административного управления. На Освященных Соборах РПсЦ в последние десятилетия неоднократно упоминалось о необходимости рукоположения нескольких новых епископов на Украине, совершенствования структуры благочиний, придания главе Киевской и всея Украины епархии дополнительных полномочий с целью развития старообрядческой Церкви. Но первым шагом в этом направлении должно было стать повышение статуса епархии до ранга Архиепископии.
В уходящем 2017 году этот вопрос был рассмотрен на Освященном Соборе РПсЦ. Киевский епископ Никодим (Ковалев), выступая перед соборянами, отметил, что в Украине неоднозначная религиозная ситуация. С одной стороны, имеющееся законодательство позволяет верующим свободно исповедовать любую религию, но с другой стороны — не всем просто ориентироваться среди огромного множества конфессий и церквей, где действуют десятки, если не сотни епископов. В этих условиях статус Украинской епархии в качестве обычной епископии и статус Киевского архипастыря в качестве обычного епископа слишком малы. Повышение статуса епархии поможет выйти на совершенно новый уровень взаимодействия с региональными и государственными властями. В ходе голосования большинство участников Собора поддержало утверждение за Киевской и всея Украины кафедрой статус архиепископии и возведение преосвященного епископа Никодима, Киевского и всея Украины, в архиепископы.
4. Принята программа поддержки старообрядцев-переселенцев
В 2017 году тема старообрядцев-переселенцев — христиан, некогда бежавших из России от лютых гонений на веру за пределы отчизны, а ныне возвращающихся на свою историческую родину из периферии, перешла в разряд центральных. Среди отрадных событий, которые призваны помочь адаптации староверов, приезжающих в Россиию, можно назвать конференцию «Международные связи в современном старообрядчестве», состоявшуюся 29 мая 2017 года. В этом же ряду — создание фонда «Правда русская», учредителями которого выступили Русская Православная старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, централизованная религиозная организация Древлеправославная Поморская Церковь, а также Древлеправославная старопоморская церковь Федосеевского согласия.
Также нельзя не упомянуть о состоявшемся 12 декабря международном круглом столе по вопросу возвращения старообрядцев в Россию. На нем были обсуждены новые механизмы поддержки переселения соотечественников. В нем приняли участие представители Министерства по развитию Дальнего Востока, Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Министерства иностранных дел, главного управления по вопросам миграции МВД, администрации Приморского края, правительства Амурской области. В рамках круглого стола прошла видеоконференция со старообрядцами Дальнего Востока, Боливии и Австралии. На круглом столе выступил министр по развитию Дальнего Востока Александр Сергеевич Галушка. Он отметил:
Мы вместе делаем благое дело, являемся творцами современной истории России. В этой новой истории важное значение имеет возвращение старообрядцев домой. Наше сегодняшнее мероприятие имеет уже и оформленную институциональную государственную основу, чтобы дальше этим заниматься системно, а не эпизодически. Нам дорог каждый человек, который переезжает на Дальний Восток, связывает с регионом свою судьбу.
5. Кончина председателя Единого и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви О.И. Розанова
6 декабря 2017 года на 81-ом году жизни скончался Председатель Единого и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, настоятель Невской поморской общины Розанов Олег Иванович.
Олег Иванович родился 16 октября 1937 года в деревне Пушкино Ленинградской области в семье старообрядцев-поморцев. После окончания Лесотехнической академии работал в научно-исследовательском институте судостроительной промышленности в Ленинграде. В 1970 году Олег Иванович становится причетником Невской поморской общины. В 1975 году старший наставник Невской поморской общины Стефан Григорьевич Тимофеев совместно с наставником о. Михаилом Богдановым выдвинули кандидатуру Олега Розанова на должность третьего наставника Невской поморской общины. В 1986 году избран старшим наставником.
C 1989 года избран Председателем Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. С 2001 года — Председатель Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви России, Белоруссии, Латвии, Литвы. С 1995 года по 2012 год являлся главным редактором «Календаря Древлеправославной Поморской Церкви». В 2006 и 2012 годах председательствовал на III и IV Всероссийских Соборах Древлеправославной Поморской Церкви. Являлся автором многих статей в Календаре Древлеправославной Поморской Церкви.
Олег Иванович относился к уходящему ныне поколению христиан староверов, усваивавших основы христианской веры и азы вероучения непосредственно в среде живой религиозной традиции, в ситуации, когда знания передавались от человека к человеку. Он успел застать живыми деятелей Поморской Церкви, получивших начетническое образование, навыки богослужебного и бытового устава еще до октябрьской революции. Современное поколение христиан можно назвать уже книжным, поскольку научение вере и традиции главным образом происходит через старопечатную и старообрядческую литературу.
С начала XXI века из земной жизни ушло несколько церковных деятелей такого рода. К ним причисляют, например, одного из создателей Российского Совета ДПЦ Алексея Васильевчива Хвальковского (1920–2005), предстоятеля РПсЦ в 1986–2003 годах митрополита Алимпия (Гусева) (1929–2003).
—————-
Каким будет следующий год и что он принесет старообрядцам — известно одному Богу, но мы и дальше намерены качественно освещать все важнейшие события из жизни родного староверия.
Комментариев пока нет