24 июня 2016 г. в Москве в рамках программы международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» состоялась презентация новой, весьма значительной как по объему, так и по содержанию книги ученого-филолога, заслуженного работника культуры РФ Елены Михайловны Юхименко. Фолиант в твердом переплете с массивным книжным блоком большого альбомного формата в футляре носит название «Старообрядчество: История и культура» (М., 2016. 854 с., ил.). Книга издана по инициативе предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия.
Первое, даже беглое знакомство с содержанием книги повергло меня, можно сказать, в настоящий культурный шок. Ее автору — доктору филологических наук, главному научному сотруднику Государственного исторического музея — удалось выполнить работу, которая, я уверен, была бы под силу лишь целому коллективу ученых, историков, искусствоведов и филологов академического НИИ. Последующее же подробное изучение текста книги и ее богатейшего иллюстративного сопровождения только подтвердило это мое лестное для автора глубокое, волнующее впечатление.
Очевидно, что благодаря трудам Е. М. Юхименко мы получили издание, которое по праву может считаться полновесным ответом на насущные запросы времени во всестороннем исследовании истории и культуры староверия в России. Современный, непредвзятый взгляд на данную проблематику светского ученого с безукоризненной профессиональной репутацией здесь опирается на значительный объем нового научного материала, на собственные, признанные конфессиональным и исследовательским сообществом изыскания в рукописных хранилищах, музеях, архивах, в частных коллекциях, на гармоничное сочетание различных исследовательских практик и теоретических концепций многих авторов.
Всей своей многолетней и многогранной деятельностью по изучению старообрядчества Е. М. Юхименко заслужила свое право написать такую книгу, в которой можно было дать глубокий срез нынешнего состояния науки об истории и культуре старообрядчества с использованием новейших сведений, собранных и выявленных лично автором и ее коллегами.
Мне, соавтору Е. М. Юхименко по нескольким давним книжным публикациям, хорошо известно, что на протяжении последних 15–20 лет Елена Михайловна последовательно продвигалась к положению лидера в научно-издательской работе по данной проблематике.
Следует вспомнить, что после защиты ею докторской диссертации в 2000 г. на основе этого труда появились два известных двухтомника, изданных при поддержке РГНФ: «Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература» (М., 2002; награждена Макариевской премией 2003 г.) и «Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства» (М., 2008; награждена Забелинской премией 2009 г.). Изучение истории и духовно-культурного наследия староверов-беспоповцев было продолжено публикацией (совместно с Н. В. Понырко) раннего произведения Выговской литературной школы — лицевого списка сочинения Семена Денисова «История об отцах и страдальцах соловецких» (М., 2002) и подготовкой книги «Поморское староверие в Москве и храм в Токмаковом переулке» (М., 2008).
С 1994 г. начали выходить сборники «Старообрядчество в России (XVII–XX вв.)», издание которых было задумано Е. М. Юхименко и осуществлялось под ее редакцией и при непосредственном авторском участии. К настоящему времени вышли уже пять таких сборников научных статей, основанных исключительно на новых документальных и изобразительных источниках. Многочисленные отечественные и зарубежные авторы, принимавшие участие в этих сборниках, образовали по существу целое сообщество единомышленников, объединенных солидарным взглядом на старообрядчество как драгоценный духовный и историко-культурный феномен русской цивилизации.
Обращение Е.М. Юхименко к историческому пути старообрядцев белокриницкого согласия выразилось в подготовке ею двух изданий (2005 и 2012 гг.) собственной книги «Старообрядческий центр за Рогожской заставою» и составлением великолепного альбома «Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве» (М., 2005). О выдающихся деятелях старообрядчества разного времени повествуют подготовленные Еленой Михайловной публикация классического труда французского слависта Пьера Паскаля «Протопоп Аввакум и начало раскола» (М., 2010, 2016. 2 изд.) и монография «Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры» (М., 2013).
Изучение Е. М. Юхименко памятников старообрядческого иконописания нашло отражение в альбомах ««Иконы всё самые пречудные, письма самого тонкого»: Собрание Григория Лепса» (М., 2012; совместно с В. В. Горшковой) и «Церковно-исторический музей при Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви: Путеводитель. Исследования и материалы» (М., 2015), а также в научном редактировании книги Ю. Мануйлова «Икона староверов Причудья. Гавриил Ефимович Фролов и его иконописная мастерская» (Таллинн, 2013). Участие в авторских коллективах книг-альбомов «Дни в Романовке» (М., 2012) и «Егорьевские диковинки» (М., 2008) было для Е. М. Юхименко привлекательным с точки зрения возможности изучения редчайших материалов о староверах Сибири и собрания гуслицких рукописных книг Егорьевского историко-краеведческого музея.
Постоянная работа главного научного сотрудника Е. М. Юхименко с коллекциями старообрядческих рукописей, книг и артефактов ГИМ нашла свое отражение в организации под ее кураторством ряда тематических выставок. Собственная научно-экспедиционная деятельность Елены Михайловны в старообрядческих местах Каргополья привела к обогащению собрания музея многими раритетами, в том числе редчайшим корпусом Выговских Четьих Миней, составленных в начале XVIII в. знаменитыми деятелями поморского согласия братьями Денисовыми. Благодаря ее настойчивому поиску в Исторический музей перешла коллекция предметов личного благочестия и вещей, принадлежавших видной деятельнице беспоповского староверия серпуховской купчихе А. В. Мараевой.
Тот факт, что Е. М. Юхименко приняла на себя ответственность за столь глобальный издательский проект, свидетельствует о ее высочайшей профессиональной квалификации, способности к осмыслению в полной мере всей проблематики предмета исследования в соответствии со своим пониманием вклада старообрядчества в отечественную историю и культуру. В результате вышло так, что представленное в рецензируемом издании обширное комплексное общеисторическое, источниковедческое и искусствоведческое исследование, на мой взгляд, весьма затруднительно отнести к какому-то традиционному книжному жанру.
С одной стороны, эта книга — полноценная объемная научная монография с постановкой задач исследования и обширным аппаратом ссылок и на известные, но по большей части на вновь выявленные источники. С другой стороны, этот том — художественный альбом с огромным (более тысячи единиц) иллюстративным материалом, включающим самые разнообразные памятники: документы и вещи из фотоархивов, музеев и книгохранилищ. Несомненным достоинством книги является привлечение Еленой Михайловной для визуального сопровождения текста превосходных икон, рукописей и печатных книг, произведений деревянной и меднолитой пластики из частных собраний. Знаменательно, что известные коллекционеры, обычно неохотно демонстрирующие широкой публике ценные артефакты из своих собраний, безоговорочно доверили Е. М. Юхименко право первой научной публикации сотен своих раритетов, тем самым многократно повысив информационную ценность издания.
В то же время многочисленные материалы историко-краеведческого характера о региональных центрах старообрядчества сближают в некоторой степени книгу Е. М. Юхименко с произведениями научно-популярного жанра. Такой характеристике работы способствует и доступный для всех категорий читателей язык повествования — не сухой и отвлеченно-книжный, а яркий, не пресыщенный специальной терминологией научных трактатов.
Переходя к освещению содержания отдельных разделов издания, отметим, что в первой части книги в значительной мере реализован личный подход автора к изложению истории старообрядческих центров XVII — начала XX в. во временном и региональном спектрах. В содержании этого раздела прежде всего нашла отражение история бытования старообрядцев в Поморье, в поселениях Керженца, Ветки, Стародубья, Иргиза. Подробно исследовано развитие духовных центров Белокриницкого согласия в Москве (Рогожское кладбище) и Петербурге (Громовское кладбище), московских беспоповских общин федосеевского Преображенского кладбища, поморской Монинской моленной и филипповского Братского двора. Большой объем новой информации послужил основой описания истории старообрядчества в Ярославском крае, Каргополье, Поволжье и некоторых других районах Российской империи.
Для каждого из старообрядческих согласий автором предложено подробное изложение истории их зарождения, развития, «гонительных времен», возрождения в начале XX в., существования в условиях атеистического советского государства и современной России. Е. М. Юхименко выявила и опубликовала значительный свод биографических сведений о выдающихся личностях староверия: первых учителях и духовных наставниках, видных прихожанах, благотворителях, храмоздателях, мастерах иконного и книжного дела, собирателях культурного наследия старообрядчества.
Содержание первой части книги удачно дополнено изложением дискуссионных вопросов истории старообрядчества, сделанным во второй части. В частности, к разделу «Мифы и реальность» Е. М. Юхименко отнесены документально подтвержденные ею данные о непричастности староверов-федосеевцев к коллаборационизму во время оккупации Москвы французами в 1812 г. Очень интересны, на наш взгляд, сведения об отношении староверов к защите Отечества в Первую мировую войну и к революционным событиям 1917 г.
Третья часть, озаглавленная «Старообрядчество и культура», вводит читателя в мир духовных и художественных сокровищ приверженцев старой веры. Здесь описана история создания скрипториев и библиотек, целенаправленная работа старообрядцев по сбору церковно-археологических свидетельств в защиту старой веры, зарождение и развитие иконописных традиций Выга, Москвы, сел Владимирского края, Сызрани, центров меднолитейного дела. В монографии дан подробнейший анализ иконографии сюжетов и стилистических особенностей памятников иконописи и медного лития, подтверждены их датировки и, где это возможно, авторство. Упомянуто и о деятельности старообрядцев в сфере сохранения памятников старины и иконописных традиций древности.
Четвертая часть книги представляет собой фотолетопись старообрядчества XX–XXI вв. Немногочисленные черно-белые фотографии из архива Митрополии РПСЦ и личных собраний доносят до нас память о примечательных событиях церковной жизни, дают наглядное представление о выдающихся деятелях староверия этого периода. Но главное содержание этого раздела заключено в высококачественных фотопортретах и репортажных фотоснимках, выполненных иереем Алексеем Лопатиным. Талантливый фотомастер создал выразительную галерею типажей староверов, запечатлев своей камерой одухотворенный, красивый, даже величавый облик приверженцев старой веры – наших современников.
Трудно изложить в небольшой рецензии многое из того, что меня поразило в результате знакомства с содержанием книги, привлекло повышенное, заинтересованное внимание. Невольно подумалось об истинном призвании ученого, отдающего годы подвижнического труда для создания такого капитального исследования, как том «Старообрядчество: История и культура».
Я лично знаком со многими исследователями старообрядчества, ценю их труды и даже дружу с некоторыми из них. Все они обладают достойными заслугами и известными в ученом сообществе научными именами, посвятили свои работы исследованию отдельных аспектов данной проблематики. Я намеренно не называю фамилий этих ученых — боюсь кого-то пропустить, что было бы несправедливо и непростительно для меня по отношению к подвижникам изучения древлеправославия. Но размышляя над вопросом: кто же из моих современников мог бы взять на себя подготовку на высочайшем и, бесспорно, новаторском научно-издательском уровне такой книги, — я могу с уверенностью назвать только одно имя — Елена Михайловна Юхименко.
И не хотелось бы, чтобы столь монументальное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в настоящем издание осталось лишь роскошным подарком священноначалия РПСЦ высоким гостям Митрополии и представителям светских элит регионов, в которых существуют общины старообрядцев. Эта книга должна занять достойное место в нашей общественно-культурной жизни, тем более что она способна внести существенный вклад в формирование в нашем обществе более объективного представления о значительном вкладе старообрядчества в отечественную историю и культуру.
Валерий Анатольевич Любартович,
заслуженный работник высшей школы РФ
От редакции. Представляем для ознакомления сканы отдельных страниц альбома «Старообрядчество: История и культура» в отличном качестве (для лучшего просмотра желательно сохранить на рабочем столе и просмотреть в любом фоторедакторе).
Книга действительно хороша, но вельми дорогая. А также очень большой недостаток — отсутствие фотографий о современной жизни древлеправославных християн безпоповцев.
действительно фотогаллерея посвящена только поповцам, из которых половина это фотографии попов и епископов. смотришь на картинки и не понимаешь это старообрядцы или никониане? рясы рясы золото золото. а безпоповцам всего 3 фото (для политкорректности). Вероятно очень хочется представить мир без безпоповцев, кои мешают наслаждаться "торжеством православия"
безпоповству, если они последовательны, осталось 3 дня — истекают установленные ими три с половиной времени до конца света. так что целых 3 фото весьма солидно.
какие 3 дня? мы ничего не устанавливали, это вам в другую палату.
Полностью поддерживаю мысль насчет палаты. От себя лишь добавлю номер палаты 6.
так и не поняла — это дифирамб или рецензия? :)
А вообще — кроме компилятивной — какова ценность работ Е.М.Юхименко? Чем новым обогатилась научная мысль?
Так это и не научная работа, а альбом.
Это понятно. Но кроме книжек с картинками Е.М. выпускает книжки с буквами.