Южная Эстония славится своей природой, так напоминающей Россию. Именно сюда, на живописные берега Чудского озера, от преследований российских властей в конце XVII века бежали русские староверы. Они разбили несколько деревень, где и по сей день сохраняют свои традиции и культуру. У старообрядцев есть свои молельни, которые они построили вместо запрещенных им церквей. Внутри молельня окрашена необычной для церковного здания фиолетовой и даже розовой краской. Выглядит приветливо. Иконостас отличается от традиционного православного отсутствием золота. Здесь есть второй этаж, где во время службы положено находиться чужеверцам и даже старообрядцам, которые долго отсутствовали.
Местные русские старообрядцы, как они себя называют, являются эстонской достопримечательностью и, пожалуй, одним из самых давних, но живых явлений русского мира, который представлен и в Эстонии. Судьба и преданность староверов не могут не вызывать уважения у тех, для кого эти понятия имеют ценность. Сохраняя традиции, старообрядцы участвуют в эстонском туристическом проекте «Луковая дорога», которая проложена вдоль берегов Чудского озера и устьев рек Эмайыги и Калласте. Проект получил название в честь причудского лука, который издавна выращивали в этих местах староверы. Говорят, что на воду можно смотреть бесконечно. В отношении Чудского озера, которое тут небезосновательно сравнивают с морем, — это, как никогда, верно.
«Если присмотреться, то в хорошую погоду на том берегу можно увидеть Россию», — уверяют местные.
По другую сторону Чудского озера — Россия. Свои, но не совсем. И здесь уже причина была не в территории или общности крови, а в принципиально разном понимании Веры. Не случайно тоже русских, но в метрополии, здесь называли «русманами», людьми Руси. Не враждебно, не чужаки, но иные русские. Староверы, которые тоже неоднородны в своих течениях, всегда стремились избежать диктата государства и церковных иерархов. И через гонения и огонь добились сосуществования. У них, во всяком случае в Причудье, строгая, на самоконтроле, но своеобразная вольница. Наставники из своей среды и молельни-храмы, куда на службу чужих не допускали. Некоторые из них, построенные когда-то только на собранные деньги общины, уже почти превратились в живые своеобразные музеи их самобытных традиций.
Секрет — в трудолюбии
Столетия назад они пришли сюда, на пограничье земли эстов, где уже жили русские. Шли, точнее бежали, несколькими волнами общин-переселенцев: поморские, из архангельских краев, и из глубинки России. Построили несколько своих деревень. И поселились, не смешиваясь и не враждуя с соседями — с эстонцами и православными русскими. Сами по себе. Так же в латышской Латгалии. Или еще южнее, на землях Литвы.
Для своего времени они всегда жили достаточно крепко, поскольку были трудолюбивы, дисциплинированы, опирались на общину и на своих местных лидеров — наставников, избранных на общем собрании или из аналогичных общин, а не присланных откуда-то «сверху». Так они и жили при царях, революциях и при советской власти. К слову, совсем неплохо. Преуспевая благодаря труду как никогда. Многие мужчины от колхоза ловили рыбу в Чудском озере — почти круглый год, кроме ледяной зимы. И для всех, и себе на стол. Щука еще не была деликатесом. Сегодня это невозможно. Европейская квота позволяет рыбачить только два месяца в году. Другие староверы выращивали цикорий, овощи, и главное — трудоемкий, но выгодный лук. Вручную копали гряды глубиной более полуметра, на восемь квадратных километров в целом. Земля благодарила хорошим урожаем. Дважды в неделю везли тот же лук тоннами на рынки Петербурга, тогда Ленинграда.
Демографический удар
Сегодня все завершилось. Молодежь, как и везде в стране, уезжает в крупные города и за границу, ассимилируясь в новом мире и обществе. Демографический удар оказался сильнее прежних гонений. В их деревнях живет до семисот человек, но в основном это пожилые люди и дети школьного пока еще возраста. Лидер эстонских староверов, подвижник и мастер резьбы по дереву Павел Варунин с гордостью говорит о летнем лагере для детей, где они изучают традиции, старославянский язык, ремесла. Но он вынужден признать, что это скорее попытка сохранить язык и некую этнокультуру, чем глубокую Веру отцов. Попытка сохранить корни. Варунин пишет и удивительные картинки в традициях русского лубка. Но разъезжаются не просто молодые и зрелые люди, разъезжаются и потенциальные таланты.
В пятидесяти общинах староверов Эстонии в основном живут пожилые. Так вроде было и прежде, но подрастающие оставались близко к дому, к родным и к традиции. А сегодня их выметает из деревень-общин необходимость поиска работы и своего места в этом мире.
Часть этнической мозаики
В то же время значительно укрепились связи со староверами других стран. Особенно с Петербургом, где желающие могут изучать не только традиции, но и уникальное крюковое пение религиозных песен и гимнов. Староверы рассматривают друг друга, независимо от страны проживания, как близких родственников и стараются если не объединиться, то помогать друг другу и поддерживать. В Советском Союзе деревни староверов были частью общей административной системы. В Эстонии их немного, но поддерживаются они уже целево — что-то отремонтировать, подкрасить. В деревенской школе есть регулярные занятия по традициям и прикладным навыкам староверов. Хотя официально такое не входит в программу обучения, никто не рассматривает это как нарушение циркуляров. Местные власти, похоже, разумно решили, что лучше не выталкивать староверов в неподконтрольные воскресные домашние кружки. Мало того, это, безусловно, акт уважения к иным согражданам.
В то же время МИД республики, вроде согласившись, на практике отказался составить программу, помочь или связаться со староверами, православными и русской общиной страны. В отличие от народа чиновникам гордиться нечем. Вечная логика бюрократии: кому надо — тот знает. МИДу Эстонии, видимо, достаточно, что, где и как разложено для их отчетов в Брюссель в территориальных стенах собственных кабинетов. Все остальное, сама Эстония, маячит где-то там, под казенными столами и за окнами. Староверы для власти, да и сами они, уже почти превратились в этнографию страны. Часть ее мозаики для того же туризма. И для Евросоюза. Мол, мы тоже мультикультурное общество, европейское. А не какое-то там узкое «моно».
Как бы то ни было, но староверы в Эстонии есть. Они пытаются сохранить не только свои традиции, но суть и память о них. И о своих предках, которые пришли на эти земли, жили, работали и берегли Веру веками, а вместе с тем и сами понятия «русские» и «староверы».
Автор: Александр Ступников
Источник: ru.sputnik-news.ee
Комментариев пока нет