Во вторник, 12 ноября 2013 года, святая Церковь отмечает день памяти иже во святых отца нашего святителя Амвросия, митрополита Белокриницкого и всех Древлеправославных христиан. В этом году также отмечается 150 лет со дня его упокоения.
Будущий старообрядческий первосвятитель родился в древнем, упоминавшемся еще у Гомера городе Энос (ныне Турция). Его отец, Георгий, был уже двадцать вторым священником в своем старинном роде, поэтому решил и сына своего, крещенного как Амирей (в русских сочинениях — Андрей), посвятить Богу чрез священное служение. Юный Андрей поступил в богословскую школу и, окончив её к двадцати годам, женился и был рукоположен во иереи эносским митрополитом Матфеем К сожалению, здоровье супруги Андрея было слабым, и через три года после бракосочетания она скончалась.
Прослужив после сего печального события еще три года, Андрей постригся в иноки, получив при этом имя Амвросий. В 1823 г. он был избран настоятелем Святотроицкого монастыря, что на острове Халки в Мраморном Море. В 1835 г. умер Боснийский митрополит Вениамин, и Амвросий был поставлен в число кандидатов на освободившуюся кафедру. Собравшийся по сему случаю патриарший священный Синод под председательством патриарха Григория, состоявший из архиереев — Ефесского Хрисанфа, Анкирского Герасима, Софийского Паисия и Ираклийского Дионисия — «избрал и предпочел всем другим его, священнословеснейшаго, великаго протосингела святыя Христовы Церкви, господина Амвросия, яко достойнаго восприяти архиерейское предстоятельство и пастырский жезл святейшия митрополии Боснийския».
Хиротонию в это достоинство совершил сам патриарх Григорий, при участии всех перечисленных архиереев. Тогда же митрополит Амвросий отправился на свою Боснийскую кафедру. Босния в тот исторический период была славянской областью, населенной преимущественно сербами и фактически оккупированной, входившей в состав тогдашней Османской (Турецкой) империи. Положение архипастыря в этой области, как и вообще в славянских областях Турции, было очень затруднительным: ему приходилось встать или на сторону турецких правителей, изнурявших народ тяжкими поборами и всякими насилиями, или же на сторону угнетаемого народа.
Присылаемые из Константинополя архиереи, прозванные за свою беспринципность «фанариотами», легко выходили из такого затруднения. Как и греческие иерархи на Руси в середине XVII века, так и в Османской империи они быстро понимали, что хотят от них представители власти — и становились такими же притеснителями и грабителями замученного народа. Поэтому они часто были ненавидимы своей паствой. «Но митрополит Амвросий, — писал известный новообрядческий миссионер, профессор Субботина, — явился исключением из боснийских владык-фанариотов. Человек, добрый от природы, он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение народа — встал на его сторону и по возможности старался облегчить его нужды. Это было таким необыкновенным явлением, так противоречило издавна сложившемуся народному понятию о греческих архиереях, что народ даже не признавал Амвросия за грека: утвердился слух, что он природный славянин, и именно болгарин.
Вот замечательные слова, занесенные в одну Боснийскую летопись: «Этот владыка был святой человек, он много заботился о бедных. Он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было покойно, чтобы народ не терпел неправды». Не только на словах, но и делами митрополит Амвросий проявлял заботу о своей пастве. Он старался как можно поддержать обездоленных, неоднократно посылал жалобы в центральное правительство с описанием злоупотреблений и бесчинств, творимых местной османской администраций. Один раз митрополит даже поддержал народное восстание, направленное против непосильного гнета.
Местный паша (глава территориально-административной области) возненавидел Амвросия и потребовал от вселенского патриарха немедленно удалить митрополита с боснийской кафедры. Посему последовало 12 сентября 1840 г. патриаршее определение, которым митрополит Амвросий отзывался с Боснийской кафедры в Константинополь. Местные заимодавцы из купцов, узнав об удалении Амвросия от кафедры, немедленно предъявили ему счет и добились его заточения в земляную яму. Лишь продав все своего имущество, опальный митрополит смог освободиться из тюрьмы и отбыть в Константинополь, где он поступил в число безместных архиереев, которые, нередко участвуя в патриарших служениях, дожидались нового назначения на освобождавшиеся кафедры.
В это время с митрополитом и встретились посланники из российских пределов, иноки Павел Белокриницкий (Великодворский) и Алимпий (Милорадов), которым было поручено найти архипастыря для восстановления трехчинной иерархии в старообрядческой Церкви. Между старообрядческими послами и митрополитом Амвросием начались встречи, посвященные вопросам истории старообрядчества, догматам и обрядам христианской веры. Довольно быстро митрополит убедился, что традиции и предания, хранимые старообрядцами, нисколько не погрешают против истины, но даже наоборот, в куда большей степени утверждают образ православного вероучения и древневизантийские церковные обычаи.
Инок Павел не утаил от митрополита и то, что для присоединения к старообрядческой Церкви придется разорвать каноническое общение со вселенским патриархом и прочими новообрядческими церквями. В одном из писем в Россию он отмечал: «Написали ему (митр. Амвросию – прим.), чтобы он не смущенно и с правой совестью вступил в Церковь и во един дух соединился с нами по Бозе… Принял отца себе духовного из наших священников, по закону христианскому, и что духовник предлагать будет в присоединении церковном, согласно правилам Святых Отец, то исполнить должен без всякого прекословия». Однако окончательное решение о присоединении к Церкви митрополит Амвросий принял после чудесного явления.
Вот что об этом пишет преп. Алимпий Белокриницкий: «Когда мы пришли к митрополиту Амвросию, то заметили, что он как бы нас ожидает, и принял нас очень ласково, пригласил сесть и первым начал:… «Вчера, проводя вас, — отвечал Амвросий, — я был занят мыслию: добро ли мне предлагается. С этою мыслию, помолясь Богу, я лег. Но не успел я еще уснуть, как вдруг предстал предо мною во свете священнолепный муж и сказал: «Что ты много утомляешься размышлениями. Это великое дело тебе суждено от Бога исполнить и от русского царя пострадать». При последнем слове «пострадать» — я содрогнулся и очувствовался, но никого не было, только в комнате виден был свет, который постепенно исчезал, наподобие того, как бы кто уходил с зажженной свечой. Сердце мое исполнилось и страхом, и радостью, так что я от восторга всю ночь без сна проводил в своих к Богу молитвах, и решил дать вам полное мое согласие; ибо если на это есть Божие благоволение, то мы обязаны его с радостью исполнять».
По преданию, этим святолепным мужем был чудотворец святитель Никола, архиепископ Мир-Ликийский, который неоднократно являлся Павлу Белокриницкому в годы его подвигов на благо Церкви. Приняв решение и поручив себя воле Божией, митр. Амвросий вместе со старообрядческими послами в конце мая 1846 г. отправился в Австрию. 11 июля он был представлен императору Фердинанду и подал ему прошение, в котором, в частности, писал о том, что он «с твердостью решился принять избрание реченнаго староверческаго общества в верховнаго пастыря, видя пред собою самое явное Божественное Провидение, которое меня предназначило, дабы лишенное до сих пор священнаго архипастыря оное общество (числящееся, кроме австрийского царства, в соседних державах до трех миллионов) руководить к вечному блаженства пути».
28 окт. 1846 г. в Белокриницком монастыре произошло торжественное присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви, во всем согласно правилам. Чиноприем совершил священноинок Белокриницкого монастыря Иероним, который принял его исповедь в алтаре, став духовным отцом митрополита. Но недолго было суждено митрополиту Амвросию прожить в монастыре среди единоверных ему старообрядцев.
В декабре 1847 г. император Николай I потребовал от австрийского правительства закрыть Белокриницкий монастырь и решительно прекратить деятельность старообрядческого святителя. Требование российского императора к тому времени было уже запоздалой реакцией на восстановление в старообрядчестве полноты трехчинной иерархии, так как владыка Амвросий успел поставить двух епископов — майносского Кирила (Тимофеева) и славского Аркадия (Дорофеева), пять священников и трех иеродиаконов. И поэтому оно уже не имело смысла, однако, поскольку сопровождалось угрозами, его нельзя было не выполнить.
Вскоре митрополит Амвросий был вызван в Вену, где ему предложили возвратиться к греческому патриарху или отправиться в пожизненную ссылку, причем тут же ему было вручено и письмо патриарха с увещанием вернуться в греческую церковь и обещанием милостивого попечения и покровительства. Амвросий ответил: «Я единожды сию религию (т. е. древлее православие. — прим.) принял и уже вспять возвращаться не желаю».
26 июля 1848 г. митр. Амвросий получил предписание отправиться в г. Цилли. В течение 15 лет владыка жил в уединении, строго соблюдая уставы иноческой жизни. Пребывая в ссылке, митрополит Амвросий поддерживал общение со своей паствой, посылая в Белую Криницу письма. Изредка, когда удавалось, его навещали гости из России и Белой Криницы. Побывал в Цилли и инок Павел. С 1863 г. его здоровье пошатнулось. Последними посетителями у него были послы российского старообрядческого Освященного собора епископ Иустин и иеродиакон Ипполит.
Кроме прочего, гости из России и Белой Криницы привозили митрополиту Святые Дары, необходимые для причащения. Посланцы из России выехали домой 28 окт. 1863 г., а через два дня святитель Амвросий скончался. Сын Георгий похоронил отца на греческом кладбище в г. Триесте (Италия), так как в Цилли все кладбища были католические. Заочное погребение в Белой Кринице отслужил епископ Кирилл.
Освященный собор старообрядческой Церкви, проходивший в 1912 г. в Москве, постановил возбудить ходатайство перед австрийскими властями о переносе останков митр. Авмросия из Триеста в Белую Криницу. Начавшаяся мировая война помешала осуществлению этого плана. С 1993 г. Митрополией Русской Православной Старообрядческой Церкви возобновлено ходатайство перед греческим митрополитом в Италии о перенесении останков митрополита Амвросия в Белую Криницу. В этих целях российские делегации совершили две поездки в Триест.
В 1996 г. на первом Всемирном старообрядческом соборе в Белой Кринице митрополит Амвросий был причтен к лику святых. Празднование ему установлено 30 октября. После канонизации почитания митр. Амвросия были написаны иконы и составлен особый канон. На том же соборе к усилиям российских старообрядцев по перенесению мощей св. исп. Амвросия подключились и зарубежные. В конце концов многолетние усилия увенчались успехом.
3 июля 2000 г. мощи свят. Амвросия были перенесены в кафедральный Покровский собор Древлеправославной Старообрядческой Церкви г. Брэила (Румыния). По договоренности между Московской и Белокриницкой Митрополиями предполагается, что окончательным местом упокоения мощей святителя Амвросия станет место его святительской кафедры — Белокриницкий монастырь.
Комментариев пока нет