Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (34)

  1. Alexander P-ky

    А что имел ввиду А.В. Муравьёв — я не понял его цитату, вынесенную в заголовок.

    • Раб не имеет своего лица, разве что может составлять гримасу по воле своего хозяина, вот какой смысл. А человек свободный имеет свое собственное лицо, а раб — пропагандистскую маску "одобрямса" или "негодования".

  2. Сергий 985

    Я отметил для себя вот какую важную мысль этого выступления: в 1905 году свобода открыла путь большому накопившемуся разностороннему религиозному потенциалу старообрядцев. Это и строительство, и благотворительность, и образовательные проекты (диспуты, школы, институты).
    А сейчас плотину открыли — а вытекать особо и нечему оказалось, плотина гонений мало что держала как оказалась. Делается самое механическое и внешнее — строительство храмов. Это важно, но я считаю без образовательно-миссионерской работы эти храмы обречены быть пустыми. Может я резковато, но идея такая. Главное, на мой взгляд — работа с людьми, проповедь, обучение, привлечение, и как следствие новые храмы когда старые уже не вмещают. А не наоборот. Как-то так.

    Хорошо, что пусть и не часто, но случаются такие диспуты как в Ржеве откуда это выступление.

    • Иерей Панкратов

      гибернатическая рефлексия — как это по-русски?:)

      старообрядцы выступали за отмену крепостного права — хоть бы одну цитаточку в подтверждение …

      не истязая себя чудовищными усилиями — недели сухоядения необязательны — "Егда хощеши причаститися, аще в суботу, или в неделю, сохрани ту всю седмицу, от понедельника, сухоядением" (Большой Устав (Око церковное), гл.32,л.75 об.) — ничего "чудовищного", всеобдержным старообрядческим обычаем всегда было соблюдение этого правила, в том, что строго придерживались этого и придерживаются сейчас, и реализуется религиозная свобода.

      Безпоповцы скажут — театр грех! — не от себя скажут, об этом у святых отцов писано.

      лица-то нет — лицо есть всегда. Другое дело, что вкусы на лица бывают разными:)

      мы ничего не предлагаем, уходите, у нас дальше порога проходить не сможете — неправда, Церковь всегда предлагает путь ко спасению. Заключающийся в том числе в исполнении правил о месте нахождения в храме тех, кто пока членом Церкви не является.

      Христос нас освободил — освободил от греха и смерти, а не от соблюдения данного Им же через свв. отцов Священного предания и канонов.

      Разместили, короче, эдакий манифест нового обновленчества и либерализма:(

    • Сергий 985

      > Разместили, короче, эдакий манифест нового обновленчества и либерализма:(

      Наоборот на мой взгляд редкая живая мысль от представителя старообрядчества (А.Муравьева). Дух начетчества, осмысление.

      Если полистать большинство блогов современных старообрядцев, то будет ощущение, что попал в музей: вот икона, вот так попели, вот тут церква стоит такая, вот здесь борода до пяток отросла. И всё. Рассуждения, оценки и мысли большая редкость. В лучшем случае кто-нибудь скопипастит цитату "из отцов" без какого-то личного пояснения к ее применимости и т.п.

    • Пусть манифест, зато альтернативная и яркая точка зрения на застой в старообрядчестве. Получается что замахнулись на рубль (балаболили с конца 80-х про купцов-милионщиков, исповедников-адамантов, начетчиков-полемистов, иноков-анахоретов) а удар на копейку (ничего этого нет в помине, толкутся в приемной у государства выпрашивая деньги на храмы)

      Когда же услышим что то новое?

      Вот Поморские соборы и те пытаются обсуждать общественые темы: "Необходимо уделять больше внимания общественным вопросам, ибо все мы живем в обществе, которое посылает нам вызовы духовного порядка, это не может не волновать Староверческую церковь: ситуация с демографией, безработицей, продолжающимся сокращением населения в стране… Кроме того, Староверская Церковь всегда выступала и продолжает выступать в защиту родного ей русского языка. (II Вселатвийский собор Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ДПЦЛ).)

    • Иерей Панкратов

      Дух начетчества, осмысление — начетчики, они всей своей жизнью и трудами подтверждали правильность существовавшей в их время и бытующей поныне старообрядческой практики, а не пытались идейно её разрушить.

      попал в музей — "Старообрядчество это живая Древняя Русь"(академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв).

      Рассуждения, оценки и мысли большая редкость — и слава Богу. Лучше никак не рассуждать,не оценивать и не мыслить, чем делать это вопреки Преданию, с настроем на его разрушение. "Лежи оно во веки веком"(свщмч. Аввакум).

      толкутся в приемной у государства выпрашивая деньги на храмы — жертвуйте как следует, и все будут толочься в приёмной у вас:)

      Когда же услышим что то новое? — за новостями извольте к никонианам или протестантам, а нам бы сохранить святую старину …

      ситуация с демографией, безработицей, продолжающимся сокращением населения в стране… — почитайте выступления митрополита Корнилия на Всемирных Русских народных соборах (где не участвуют поморцы), там регулярно освещаются эти вопросы. А на Соборах Церкви всё же подобает рассуждать более о сугубо духовном … хотя и в ежегодных докладах владыки на Соборах всегда присутствует общественная составляющая, ознакомились бы …

    • Русская вера

      Наша задача, в данном случае, публиковать самые разные мнения старообрядческих авторов и спикеров вне зависимости от их философских или богословских взглядов, принадлежность к тому или иному согласию, направлению старообрядческой мысли.

      Особенно важно, что в публикации идет речь о современных мировоззренческих вызовах старообрядчеству.

      Желающие же ознакомится с более консервативной исторической традицией (и быть может использовать её в своей практике) могут ознакомиться со статьей «О поганой посуде и не только» посвященной учению о мирщении — осквернении через внешний мир. http://ruvera.ru/articles/mirshenie_bespopovcev

    • Не хотелось бы цитировать зде Кураева, но придется. Ибо протодиакон всея Руси глаголет практически устами о. Александра Панкратова: " От апологетов старообрядчества нельзя услышать о Христе, о Евангелии, о свободе Христианина. Только размышления о двух пальцах и о вредоносности любых реформ".

      И вместо того, чтобы расширять апологетический горизонт Старой Веры нас нас пытаются затолкать в этот душный мирок чтобы соответствовать заявлениям Кураева и батюшки из Великого Новгорода глаголящего: "Рассуждения, оценки и мысли большая редкость — и слава Богу. Лучше никак не рассуждать,не оценивать и не мыслить"

    • Константин

      отличное выступление Алексея , да, можно дискутировать, но прекрасно. Масса проблем поднята тонко и красиво. Надо решать эти проблемы, а они висят и накапливаются. Про лица хорошо сказал Алексей, оно у нас часто официозное, не теплое и не доброе. И,да, ничего не предлагаем, проблема хамства и злобы на Рогожке не решена, а это лицо. И соборы последних лет стали как партсобрания при СССР. И решения соборов не выполняются( к примеру — для причастия использовать сухое вино и т.д.) Люди на самом деле хотят придти к старообрядцам, а принять их получается только в нескольких приходах. Нет у нас программы развития, направления деятельности. Застой и болото.Так нельзя, Церковь это тоже общество. Что касается свободы,то рабство советское во многих сидит. Моисей 40 лет для чего водил евреев по пустыни? Чтобы ушло рабское состояние души и появился свободный человек. Христианство- для свободных людей. Церковь понятно, что предлагает путь ко спасению, как и любая другая, но конкретно наша Церковь почти ничего не предлагает(я не о путях ко спасению) и не пытается предложить. Я рад, что есть разные мнения у нас, простите Христа ради!

    • Иерей Панкратов

      " От апологетов старообрядчества нельзя услышать о Христе, о Евангелии, о свободе Христианина. Только размышления о двух пальцах и о вредоносности любых реформ" — зачем же цитировать явную неправду? В старообрядческих храмах проповедуются в первую очередь Христос и Его Евангелие, а не кто-то или что-то ещё. О двуперстии же вынуждает говорить распространённость троеперстия, надо же объяснять, отчего мы его не приемлем. И вредоносны отнюдь не любые реформы, а реформы в духовной сфере. Прочие же бывают, так сказать. разными …

      душный мирок — Господь назвал путь ко спасению "тесным", а путь пространный "вводящим в пагубу".

      "Рассуждения, оценки и мысли большая редкость — и слава Богу. Лучше никак не рассуждать,не оценивать и не мыслить" — не до конца цитируете, чем искажаете смысл высказывания:(

    • Иерей Панкратов

      Константин, "проблемы" подняты искусственно:( Про лица хорошо сказал — он сказал что лица нет вообще, а так просто не бывает. проблема хамства и злобы на Рогожке — ведите себя прилично в храме, и не почувствуете на себе ничего подобного. соборы последних лет стали как партсобрания при СССР — участвовали в тех партсобраниях?:) для причастия использовать сухое вино — разве используется какое-то другое? Люди на самом деле хотят придти к старообрядцам — не обольщайтесь, на деле таких людей очень немного. Застой и болото — как показала недавняя история нашего государства, перестройка гораздо хуже. наша Церковь почти ничего не предлагает — ничего себе "не предлагает",а истинное Православие не в счёт? разные мнения — это из светской сферы, а в Церкви на литургии возглашают: Возлюбим друг друга, да ЕДИНОМЫСЛИЕМ исповемы".

    • Константин

      Батюшка из Новгорода застрял в 17 веке.. Ему дико не понятно, что Церковь Христова должна жить живой жизнью, а не традициями допотопной руси 17 века. Аввакум сказал: "Лежи оно во веки веком"- Все! Его слова превыше Писания и Вселенских учителей!

      "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит." (Второе послание св. Ап. Павла к Коринфянам 3:6 )

    • Сергий 985

      > за новостями извольте к никонианам или протестантам, а нам бы сохранить святую старину …

      И как вы думаете ее сохранить, отрицая необходимость живой мысли для освоения и продолжения "святой старины"? Запрет думать и обсуждать совершенно не сохранит ничего. Просто не станет тех, кто думает и понимает.

      Апостолы проповедовали на языке и понятиями своего времени. Иоанн Златоуст проповедовал на языке и понятиями своего времени. Они перекладывали суть вероучения на язык и предметы, понятные для объяснения своим современникам. Почему же старообрядцы упорно отказываются от апостольской и святоотеческой практики мне совершенно непонятно.

    • Глеб Чистяков

      Не нашел ничего такого в материале, чтобы вызвало такой парализующий страх. Взвешенное, продуманное выступление с определенным акцентами и не более того. Стоит лишь поблагодарить организаторов мероприятия на котором прозвучали интересные доклады.

      Что касается борьбы с "театрами" и "кинематографами". Смею уверить, что это не более чем фигура речи. Практически все известные борцы с "лицедейством" не преминули воcпользоваться возможностью сфотографироваться с режиссером фильма «Раскол» Николаем Досталем (и некоторыми актерами) и опубликовать эти фотографии в сети интернет. А в некоторых случаях одними фотографиями не ограничилось. Были и приглашения и чествования.
      Потому что при всей нелюбви к светскому искусству даже самый ревностный «борцун» с кинематографом понимает, что в современном обществе без современных форм творчества и информации до сколь-нибудь значимого числа людей не достучаться.

    • Сергий 985

      Насчет театров. Надо понять почему отцы были против театра и лицедейства. Например, скоморохов на Руси запрещали вовсе не за то, что веселиться грех, а за то, что скоморохи были завуалированными продолжателями язычества и через свои пляски исполняли языческие культы на которые соблазнялся народ. За это и гоняли скоморохов.
      Поэтому надо понять за что попали под запрет отцов театры, и после сравнить с тем, что есть театр сейчас, есть ли основание для этого запрета сегодня.
      Но тут требуется рассуждение. Без рассуждения опять упремся в "а тут написано" и будем что-то исполнять зачем-то почему-то.

    • Сергий 985

      И еще не ясно. Почему старообрядцы-ревнители которые пытаются буквально проецировать правила средневековья на сегодня, позволяют, а не запрещают себе то, что отцы в средневековье не упоминали?
      Иоанн Златоуст ничего не говорил про интернет, телефонию и фотографию даже. Так почему отец Александр решил, что это значит "можно"? Кто сказал, что то, что не обозначено — это "можно"? А вдруг нельзя. Если не рассуждать, то ответов на вопросы современности отцы не дают, а значит ревнитель, разрешая себе это, самовольничает, поступая по своему разумению, а не повелению отцов. Нарушаем-с?

    • игорь козьмин

      Согласен с батюшкой ! ТЕАТР по определению даже и новообрядческих святых-ложь(И.Кронштатский) и современные их богословы(Рафаил Карелин) не одобряют.И если даже наводнить начетчиками города и села думаю обращенных будет немного.А говорить конечно можно .

    • Сергий 985

      А произведения художественные не грех тогда? Ведь тот же вымысел ведь, только текстовый.

    • Иерей Панкратов

      Почему старообрядцы-ревнители которые пытаются буквально проецировать правила средневековья на сегодня, позволяют, а не запрещают себе то, что отцы в средневековье не упоминали? — на Соборах РПСЦ последних лет неоднократно принимались решения о необходимости использования современных технических средств с целью проповеди.

      Не нашел ничего такого в материале, чтобы вызвало такой парализующий страх — Алексей, похоже, не признаёт решения Собора РПСЦ 2014 г., которым подтверждена издавна существующая в старообрядчестве практика подготовки ко Св.Причащению, с недельным говением и предварительной исповедью:( И это лишь "верхушка айсберга", нам пытаются навязать очередные реформы, на сей раз либерально-обновленческого толка:(

    • Сергий 985

      > на Соборах РПСЦ последних лет неоднократно принимались решения о необходимости использования современных технических средств с целью проповеди.

      А чем театр вреднее интернета? А если там хорошие спектакли, которые тоже заставляют людей о Боге задуматься и в итоге к Богу прийти, возможно? А литература художественная тоже под запретом — ведь это вымысел?

    • Иерей Панкратов

      Интернет это средство реального общения между реальными же людьми на расстоянии, а про театр читайте у свв. отцов, как говорят в Сети, гугль в помощь:)

    • Сергий 985

      А про кино отцы что-то говорили? Художественный сериал Раскол в староверской среде смотрели наверное все, некоторые даже помнится в ЖЖ рецензии давали чуть ли не по каждой серии, т.е. не только смотрели, но и даже больше. То есть смотрели и обсуждали тот же театр, только с телеэкрана — т.е. театр на расстоянии (по аналогии с Интернетом)? Или телевидение и кинофильмы это можно?

    • Глеб Чистяков

      Сергий, целые делегации с Рогожского отправлялись на просмотр фильма "Страсти Христовы". И среди них были даже самые строгие ревнители. Но видимо их не никак не смутило, что Христа играет актер.

    • Сергий 985

      Отец Александр, но раз театр для вас греховен, то почему визит к вам в В.Новгород в 2011 году народного артиста России вы называете большим событием ("Пафос абсолютно искренний: для нас это будет действительно БОЛЬШОЕ событие") и призываете желающих встретиться с ним? Вот тут: http://o-apankratov.livejournal.com/122833.html

      Если театр для вас без разбору грех, то артисты, играющие в театре… А у вас "БОЛЬШОЕ событие" и т.п.?

    • игорь козьмин

      Общий упадок не норма.лицедейство в любом виде -грех. буть то театр или кино. или еще какая пародия на реальность.ну и че что кто-то куда-то ходил? и театр сам принцып игры в реальность-ложь! А человек кто бы ни был .артист ли или еще какой клоун -есть создание Божие. и от ошибок то никто не застрахован. простите

    • А вы не исключаете, что Досталь приезжал на исповедь к отцу Александру? И тот его поисповедовав, как следует отругав, запретив на будущее лицедействовать назначил епитимию за богомерзкие киносъемки? Да еще взял обещание более не именоваться "Народным Арстистом" ;-)

    • Сергий 985

      > А вы не исключаете, что Досталь приезжал на исповедь к отцу Александру?

      Исключаю.
      "Я же крещёный, но не считаю себя воцерковлённым." http://ruvera.ru/articles/nikolaiy_dostal_patriarh_nikon

      Как исключаю и прочие байки. А вот двуликая позиция священника мне не понятна. Утверждать, что театр грех, и в то же время считать приезд актера большим событием и приглашать на встречу с ним. Если бы священник не заявлял столь безаппеляционно и рассудил о том какой театр грешен, то можно было бы понять, но священник сказал без вариантов.

    • игорь козьмин

      Покаятся после разговора со священником может и не воцерковленный человек. Одно дело театр другое дело человек. хоть бы да же и артист

    • Сергий 985

      Ознакомьтесь с текущей биографией Николая Досталя и проверьте оставил ли он прежние "греховные" занятия в театре, кино и т.п. Это и будет вам ответ на вопрос о том кто в чем покаялся и покаялся ли.
      А пока по факту как есть: о.Александр с одной стороны называет театр грехом, а с другой стороны радуется и приглашает на встречу с артистом.

    • Иерей Панкратов

      Театр это конечно грех. Но святой Иоанн Новгородский и на бесе в Иеросалим летал, поклониться Гробу Господню, вот ведь в чём дело …

    • Сергий 985

      > Театр это конечно грех. Но святой Иоанн Новгородский и на бесе в Иеросалим летал, поклониться Гробу Господню, вот ведь в чём дело …

      :)))) Ассоциации с Досталем напрашиваются, однако. И ваша радость тоже становится понятной))))))))))

    • Александр Слемзинъ

      А по мне, мечтающему лишь вернуться в родное лоно предков, сказано логично и правдиво. А главное — разумно !

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля