Вселенская родительская суббота

Перед Масленицей, в субботу мясопустную, по уставу Православной Церкви совершается заупокойная служба. Эта суббота называется также Вселенской родительской. В этот день верующие не только поименно перечисляют своих родственников, скончавшихся в православной вере, но и молятся вообще за всех «от века преставльшихся православных христиан».

С древнейших времён в христианской Церкви было установлено почитание усопших. С точки зрения христианского вероучения, Церковь земная и Церковь Небесная — едины, и члены её не разлучаются даже после смерти. Но, как пишет Августин Блаженный:

Умершие надеются получить помощь через нас, ибо время делания отлетело от них.

Этим объясняется необходимость постоянной молитвы за усопших и милостыни за них.

Cтаринные кресты на Преображенском кладбище

Поминовение родных и близких в дни Вселенских панихид как бы отодвигается, уступая место поминовению вообще всех умерших в Православной вере, чьи имена даже неизвестны.

В старообрядческих храмах поповских согласий после Вечерни в притворе храма совершается Панихида. Этот чин включает чтение 17 кафизмы с пением ее избранных псалмов и заупокойный канон. На Панихиде возглашаются также заупокойные ектении, на которых читаются записки «за упокой».

Накануне Родительских суббот, в пятницу вечером, в старообрядческих храмах безпоповских согласий также совершается соборная Вселенская панихида. На ней, помимо пения избранных псалмов 17 кафизмы и чтения заупокойного канона, читаются статьи из Синодика, где поминаются мученики за старую веру епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова и другие, а также выговские отцы-киновиархи. В поморском согласии вселенские панихиды служатся всю неделю, предшествующую Масленице.

Основатели Выго-Лексинского общежительства — Семен Денисов, Иван Филиппов, Даниил Викулов. Район Печоры, середина XIX в.

Для всех поминальных панихид обязательно приготавливливается кутия. Кутией у староверов называется блюдо из цельных зёрен пшеницы, залитых медом (а не рис с изюмом, как это принято в современной новообрядческой практике). Пшеница является символом воскрешения из мертвых (её зерна в земле «умирают» и снова «воскресают» во всходах), а мёд является символом сладости райской жизни. Чашу с кутией в окружении четырёх горящих свещей обычно ставят на поминальный стол в (у беспоповцев — в центре моленной), и в начале богослужения наставник каждением благословляет её.

Кутия

После панихиды все, начиная со священника (или наставника — у безпоповцев) поочередно по кругу (посолонь) трижды осеняют себя крестным знамением и вкушают три ложки кутии. Освящённую кутию нельзя выливать — она обязательно должна быть съедена.

Подробный рассказ о Родительских субботах и обычаях поминовения читайте в статье Родительские субботы.

Комментарии (2)

  1. Алексей
    Алексей

    А где можно прочитать о поедании панихидной церковной кутьи? является ли это церковным каноном или это лишь обычай? Знаю, что в некоторых местах такую кутью не едят.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?