Вселенская родительская суббота

Перед Масленицей, в субботу мясопустную, по уставу Православной Церкви совершается заупокойная служба. Эта суббота называется также Вселенской родительской. В этот день верующие не только поименно перечисляют своих родственников, скончавшихся в православной вере, но и молятся вообще за всех «от века преставльшихся православных христиан».

С древнейших времен в христианской Церкви было установлено почитание усопших. С точки зрения христианского вероучения, Церковь земная и Церковь Небесная — едины, и ее члены не разлучаются даже после смерти. Но, как пишет Августин Блаженный:

Умершие надеются получить помощь через нас, ибо время делания отлетело от них.

Этим объясняется необходимость постоянной молитвы за усопших и милостыни за них.

Cтаринные кресты на Преображенском кладбище

Поминовение родных и близких в дни Вселенских панихид как бы отодвигается, уступая место поминовению вообще всех умерших в Православной вере, чьи имена даже неизвестны. В старообрядческих храмах поповских согласий после вечерни в притворе храма совершается панихида. Этот чин включает чтение 17 кафизмы с пением ее избранных псалмов и заупокойный канон. На Панихиде возглашаются также заупокойные ектении, на которых читаются записки «за упокой».

Накануне Родительских суббот, в пятницу вечером, в старообрядческих храмах безпоповских согласий также совершается соборная Вселенская панихида. На ней, помимо пения избранных псалмов 17 кафизмы и чтения заупокойного канона, читаются статьи из Синодика, где поминаются мученики за старую веру епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова и другие, а также выговские отцы-киновиархи. В поморском согласии вселенские панихиды служатся всю неделю, предшествующую Масленице.

Основатели Выго-Лексинского общежительства — Семен Денисов, Иван Филиппов, Даниил Викулов. Район Печоры, середина XIX в.

Для всех поминальных панихид обязательно приготавливливается кутия. Кутией у староверов называется блюдо из цельных зерен пшеницы, залитых медом (а не рис с изюмом, как это принято в современной новообрядческой практике). Пшеница является символом воскрешения из мертвых (ее зерна в земле «умирают» и снова «воскресают» во всходах), а мед является символом сладости райской жизни. Чашу с кутией в окружении четырех горящих свечей обычно ставят на поминальный стол (у беспоповцев — в центре моленной), и в начале богослужения священник каждением благословляет ее.

Кутия

После панихиды все, начиная со священника (или наставника у безпоповцев) поочередно осеняют себя крестным знамением и вкушают три ложки кутии. Освященную кутию нельзя выливать — она обязательно должна быть съедена.


Подробный рассказ о старообрядческих обычаях поминовения читайте в статье Родительские субботы.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (3)

  1. Сергей

    «бываетъ же въ тотъ день и кутия… и поставиться в блюдехъ, с ядръцы, и съ сушенъмь винъмь и с орехови ядръци и с таковыми некыими виды.» — записано в Уставе о постехъ 1193г.

  2. Сергей

    Цельные зерна пшеницы, мед… — братья и сестры, да вы барствуете :)

  3. Алексей

    А где можно прочитать о поедании панихидной церковной кутьи? является ли это церковным каноном или это лишь обычай? Знаю, что в некоторых местах такую кутью не едят.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля