Конец межстарообрядческому сотрудничеству?

Состоявшийся 7-9 мая 2021 года Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви объявил о выходе из межстарообрядческих структур. В третьем пункте постановления Собора указано: «После всестороннего обсуждения Освященный Собор утвердил решение Святейшего Патриарха Александра о выходе из межстарообрядческих структур и благословил начать процедуру выхода из состава учредителей Фонда. При этом Собор свидетельствует, что Церковь не замыкается в себе, но, как и прежде, остается открытой для конструктивного взаимовыгодного сотрудничества как с уже существующими межстарообрядческими структурами, так и с любыми иными, которые могут быть созданы в дальнейшем».

Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви
Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. Фото: аккаунт о. Михаила Степанова на ФБ

Этот вопрос имеет свою историю. Проблема назревала давно. Впервые о проблемах межстарообрядческого сотрудничества стало широко известно в 2019 году, когда было опубликовано открытое письмо пресс-службы РДЦ координатору Рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества, профессору М.О. Шахову. В нем участники группы информировались о приостановлении участия РДЦ в работе группы, в связи с нарушением регламента. В частности, были нарушен принцип равноправия сторон, сохранения взаимного уважения и отсутствия за столом представителей различных раскольнических сообществ по отношению к каждой из сторон группы.

В начале прошлого, 2020 года, стали проявляться новые разногласия. Некоторые касались характера мероприятий в честь 400-летия протопопа Аввакума. Были озвучены разные позиции относительно юбилейной медали. По мнению представителей РДЦ юбилейное изображение протопопа не соответствовало канонической традиции. В официальном заявлении говорилось: «Изображенный на медали одет в рубаху и подпоясан веревкой. Если мы изображаем именно протопопа, то он должен быть облачен в однорядку, тем самым мы подтверждаем его сан, а изображая его в рубахе, мы отрицаем его сан, становясь на сторону обвинителей и гонителей древлеправославия. Если говорить о том, что изображение протопопа Аввакума должно показывать его стойкость и твердость, то, прежде всего, это касается признания или непризнания его сана».

Но разногласия пролегали не только в сфере юбилейных событий. Осенью 2020 года Русская Древлеправославная Церковь уже официально и публично приостановила участие в существующих межстарообрядческих (межконфессиональных) контактных группах и организациях по причине их бездействия и систематического игнорирования интересов РДЦ другими участниками и, прежде всего, руководством Московской Митрополии РПСЦ.

Представители РДЦ отмечали в те дни: «Мы надеялись, что РГ будет лоббировать наши интересы, помогать решать во властных структурах наши реальные проблемы, как, например, описанная выше проблема с петербургскими чиновниками. Но за минувшие 5 лет в этом вопросе РГ нам никак не помогала. Идея межстарообрядческой РГ как площадки, посредством которой можно было бы решать проблемы, так и не была реализована…РГ занимается лишь вопросами организации всех этих практически бесполезных, на наш взгляд, мероприятий, которые лишь растрачивают государственные бюджетные средства. Ни одна из перечисленных выше проблем как не решалась, так и не решается и явно уже не будет стоять на повестке дня РГ».

Решение выйти из всех структур и было подтверждено на состоявшемся 7-9 мая 2021 года Освященном Соборе РДЦ. В докладе о. Виктора Кузнецова, выступавшего по этому вопросу, было отмечено: «Причиной такого кардинального решения является постоянное игнорирование другими участниками мнения и интересов Древлеправославной Церкви, а также уже вполне оформившаяся тенденция к искусственному объединению согласий».

Как сообщает наш источник в Русской Древлеправославной Церкви, работа Рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества все эти годы была малорезультативной. Хозяйственные, юридические и иные вопросы, ради которых и была создана эта группа, практические не решались. Большинство заседаний группы были посвящены юбилейным и прочим праздным и праздничным вопросам. Также низкую эффективность показала деятельность благотворительного фонда поддержки и содействия старообрядчеству (Древлеправославию) «Правда Русская». Несмотря на громкие наименования компаний, призванных наполнять этот фонд (например, ГК «Ростех», АО «СОГАЗ»), средства, выделяемые на решение старообрядческих вопросов, оказались смехотворными, особенно на фоне других благотворительных проектов этих учреждений. Сложилась ситуация, когда учредители фонда, коими являются старообрядческие согласия, вынуждены были водить хороводы вокруг лиц, курирующих его деятельность, дабы доказать необходимость того или иного скромного транша. Вместе с тем, представители компаний делали двусмысленные намеки на желательность сближения старообрядческих согласий с возможностью дальнейшего их слияния.

Осложняющим фактором в межстарообрядческом сотрудничестве стала попытка создания Международного старообрядческого союза (В. Коровина). Его документы были разработаны и одобрены в недрах администрации Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, следовательно эта организация имеет конфессиональный, а не общественный статус. Как отметил наш источник в РДЦ, это противоречит базовым принципам межстарообрядческого сотрудничества, подразумевающего, что согласия не должны учреждать прямо или косвенно какие-либо политические и иные организации.

Таким образом, дальнейшее межстаробрядческое сотрудничество находится под большим вопросом. Не более ясен статус и легитимность межстарообрядческого форума, который должен состояться в мае этого года.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. А было ли оно, это межстарообрядческое сотрудничество? Кроме юбилея Аввакума никаких общих дел не видно.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля