Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных судьбе церковной и иной собственности, изъятой на территории СССР и других странах социалистического лагеря. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ, эксперт Всемирного русского народного собора, журналист-международник, специалист по истории стран Центральной Европы и проблемам Евросоюза, Вадим Вадимович Трухачёв рассказывает о национализации имущества в годы ЧССР и реституции в Чехии.
Национализации подлежали все предприятия, где работали более двадцати человек. Речь шла о заводах, фабриках, магазинах, лесопилках, мастерских, мельницах, сельскохозяйственных землях, а также виллах и замках богатых людей. Национализации подлежало и имущество религиозных организаций.
В 1950 году прошла целая кампания по закрытию монастырей. Многие церковные иерархи были приговорены к различным видам наказаний. Самыми видными среди них были кардиналы Йозеф Беран и Франтишек Томашек. Гонения коснулись священнослужителей всех конфессий, хотя в большей мере затронули Римско-католическую церковь.
Государство проводило регистрацию религиозных организаций. Рукоположить священника можно было исключительно с согласия государства, и священник приносил клятву на верность чехословацкому государству. Государство же платило священнослужителям зарплату. Контроль за церковной жизнью с конца 1940-х гг. осуществлялся с помощью государственного ведомства по делам религий. В середине 1950-х гг. его функции передали министерству образования и культуры, при котором существовало церковное отделение. Постоянные прихожане церквей считались неблагонадёжными людьми. Им, в частности, ограничивали продвижение по службе, выезд за рубеж.
Под давлением государства чешские и словацкие православные приходы вышли из подчинения Сербской Православной Церкви, к которой относились в 1920-1930-е гг. В 1951 году образовалась отдельная Православная Церковь Чешских земель и Словакии, за деятельностью которой пристально следило государство.
Церковное имущество активно изымалось. У религиозных организаций по закону 1949 года отобрали порядка 2,5 тысяч зданий, 175 тысяч гектаров леса и 25 тысяч гектаров пахотной земли. Часть имущества отобрали у церкви ещё раньше, практически сразу же после образования Чехословакии в 1918 году. Многие церкви во времена социализма использовались под склады.
Под реституцию в Чехии попадала только та собственность, которую отобрали коммунисты после того, как к ним перешла вся полнота власти в 1948 г. Часть имущества Габсбургов и других знатных фамилий отобрали раньше, в 1920-1930-е гг., и оно под закон о реституции не подпадает. Из процесса реституции исключены также выселенные из Чехословакии после Второй мировой войны судетские немцы. Не подлежат возвращению земли, находящиеся в пограничных районах.
Особенностью чешской реституции было то, что она проходила достаточно мягко. Например, в Латвии при возвращении дома прежнему владельцу он мог выбросить жильцов на улицу. В Чехии такого не было, или же происходило крайне редко. Если собственность, подлежащая возвращению, используется под государственные или общественные нужды (дорога, военный полигон, больница, школа), претендующим на неё людям полагается компенсация. Массовых демонстраций против реституции не было, ибо под неё подпала достаточно широкая часть граждан Чехии. В то же время были недовольства относительно того, что государство недостаточно возмещало стоимость того самого имущества, которое подпадает под реституцию, но используется под общественные нужды. Хотя отдельные проявления недовольства по поводу возвращения крупной собственности богатым людям, безусловно, имеются.
Закон был окончательно принят даже не в 2008-м, а только в 2012 году, а вступил в силу ещё год спустя. На мой взгляд, здесь сказался весьма низкий уровень религиозности чехов, в том числе и политиков. Верующими, в частности, не являются ни Вацлав Клаус, ни Милош Земан.
Сказалась здесь и тяжёлая религиозная история страны — многих чехов Габсбурги вернули в лоно католичества насильно. Сказались здесь и годы социализма, когда от Церкви отошло ещё большее число людей. В итоге мы имеем то, что ни одна конфессия не обладает в Чехии непререкаемым авторитетом — ни среди населения, ни среди ведущих политиков страны. В собственность различных церквей не вернули земли, находящиеся в собственности частных лиц, их дома, огороды и т.п. Не вернули церквям земли, используемые под военные полигоны или под национальные парки. В собственности государства остался и главный католический храм страны — собор Святого Вита на Пражском Граде.
В целом можно сказать, что религиозным организациям вернули примерно 56% владений, принадлежавших им до прихода к власти коммунистов в 1948 году. За остальные 44% государство выплатило компенсацию в 59 млрд. крон. Примерно 80% их пришлись на долю Римско-католической церкви, порядка 2% достались Православной церкви Чешских земель и Словакии.
Опыт не может быть использован, поскольку в странах бывшего СССР (исключая Прибалтику) большинство документов о собственности дореволюционного времени были утрачены. К тому же эпоха социализма длилась у нас намного дольше. В результате в живых не осталось ни одного из прежних владельцев крупной собственности. В Чехии же многие прежние владельцы собственности остались в стране, а иные вернулись на Родину спустя 40 лет. Или же вернулись их дети. Там не было такого разрыва поколений среди собственников, как у нас. Да и место жительства советские люди меняли гораздо чаще, чем чехи. Там значительно больший процент тех, кто живёт в тех же домах и квартирах, что и их предки. Исключение из данного правила составляют как раз религиозные организации, у которых большая часть документов сохранилась.
Примечание: Хотя с момента национализации имущества в России прошло более 90 лет, нельзя говорить, что никаких документов не сохранилось. Действительно, огромная масса владельческих бумаг исчезла в лихолетье гражданской войны и годы политических репрессий. Однако нельзя однозначно заявлять, что все без исключения документы исчезли. В архивах и музеях РФ хранится определенное количество подобных бумаг, также часть документов было вывезено владельцами в 1917-1922 годах из Советской России и ныне хранится у их потомков. Независимо от реально возможного объема дореволюционной собственности, которая может вернуться в виде объектов недвижимости или иной компенсации, этот вопрос может быть решён как минимум в общественно-политическом ключе — факт изъятия этой собственности должен быть осужден на официальном уровне.
Это касается не только событий 1917-1922 годов, но также и раскулачивания в 1929-1933 годах, монетарной реформы Егора Гайдара 1991-1993 годов, когда миллионы граждан были лишены своих сбережений. Это касается и некоторых других событий современной российской истории, связанных с незаконным изъятием собственности, как у частных лиц, так и у государства в пользу частных лиц. Ясно, что полностью компенсировать весь ущерб от этих событий невозможно, однако общество в состоянии дать официальную оценку подобным явлениям, что позволит изменить сам общественный климат и отношения к праву человека на собственность, имущество и сбережения.
Беседовала Марина Волоскова
Комментариев пока нет