Приход во Владивостоке обрел своего настоятеля

По сообщениям очевидцев, Архиерейский Собор РПсЦсостоявшийся в Москве вечером 20 февраля 2019 года, благословил монаха Внифантия (Смольникова) служить в качестве священноинока в храме РПсЦ во Владивостоке.

Инок Внифантий (Смольников)

Инок Внифантий (в миру Виктор Михайлович Смольников) родился в 1960 году в г. Улан-Удэ. Вся его жизнь и церковное служение были связаны с Сибирью и Дальним Востоком. Имел высшее образование и востребованные специальности. Однако приход к вере в 90-е годы круто изменил его жизнь.

По его словам,

до прихода в церковь имел семью: жену и маленькую дочь, занимался бизнесом, неплохо зарабатывал, но понимал, что эти деньги нечестно заработаны. Ведь тогда в торговле всё было на обмане, а меня совесть мучила.

В 1991 году Виктор Смольников крестился вместе с женой и ребенком в Троицком храме Улан-Удэ РПЦ МП, два года был обычным прихожанином.

Когда я стал верующим, большие деньги кончились, и жене было трудно с этим смириться, она ушла от меня к своей матери, так мы расстались, — так рассказывал он о последовавших за этим событиях.

В 1995 году Виктор Смольников был рукоположен в священный сан в РПЦ и служил целибатным священником в Богородице-Казанском приходе города Северобайкальска Республики Бурятия. Потом в продолжение ряда лет служил в Посольском мужском монастыре на берегу Байкала и готовился к постригу.

За труды по возрождению Посольского монастыря в 2001 году Указом Президента Российской Федерации священник Виктор Смольников был награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. О дальнейших событиях своей жизни он сам рассказывал так:

После того, как меня перевели служить на приход, у меня возник конфликт с тогдашним моим никонианским архиереем. Он требовал от всех попов, чтобы они служили, сокращая богослужебный устав. Он стал мне запрещать читать на утрени кафизмы, а я стремился к уставному богослужению. Я продолжал служить с кафизмами.

Архиерей отстранил меня от богослужения. Я начал знакомиться со старообрядческой литературой, с книгами Мельникова и другими авторами, встречался и беседовал с протоиереем о. Елисеем Елисеевым. Я присоединился к РПсЦ через полное трехпогружательное крещение на Троицу 2006 года, как мирянин, потому что раньше был крещён обливательно. Крестил меня о. Елисей Елисеев. Я совершенно не претендовал на какие-то священные степени. Дальневосточная епархия весной 2007 года направила меня в Москву на Рогожское, в Покровский кафедральный собор, для богослужебной стажировки.

Я с большим удовольствием вспоминаю полгода стажировки на Рогожском, потому что люблю ежедневную службу. Раньше, когда я был в РПЦ священником, я с удовольствием служил хоть десять литургий подряд, если была такая возможность. Я люблю служить, мне это удовольствие доставляет. За полгода на Рогожском я ознакомился со старообрядческими уставными особенностями.

То есть в 2007 году в РПсЦ Виктор Смольников пребывал в качестве мирянина, иноческого пострига не имел, ни в какие священные степени не возводился. Люди, знакомые с ним, отмечают его благочестие, простоту, скромность, трудолюбие и бескорыстие. Несомненно, в Церкви Виктор Смольников со временем мог бы стать кандидатом и в священническую, и даже в епископскую степень. Однако он оказался вовлечен в события начавшегося осенью 2007 года церковного раздора, когда «своя своих не познаша» (Иоанн. 1:11), и последствия этого были трагическими.

16-19 октября 2007 года в Москве, на Рогожском, состоялся очередной Собор РПсЦ. 18 октября 2007 года группа мирян и священников разорвала общение с митрополитом Корнилием (Титовым) и покинула Собор. Среди «отделившихся» был и Виктор Смольников.

Виктор Смольников на Освященном Соборе РПсЦ 16-19 октября 2007 года

22–23 ноября 2007 года в Москве состоялся так называемый Учредительный Алтуфьевский Освященный Собор ДЦХБИ (Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой иерархии), на котором разорвавшие общение с РПсЦ объявили о создании собственного религиозного сообщества. На этом же соборе к ДЦХБИ присоединился один из архиереев РПсЦ, епископ Дальневосточный Герман (Савельев), избранный «епископом Московской епархии и местоблюстителем Московской кафедры митрополита Древлеправославной Церкви Христовой, временно окормляющим вдовствующую Иркутско-Амурскою и всего Дальнего Востока епархию».

Виктор Смольников лично не присутствовал на этом соборе, но признавал его решения. В связи со слухами о возможности «чрезвычайных обстоятельств», по инициативе извергнутого в РПсЦ протоиерея Елисея Елисеева, 8 декабря 2007 года в с. Суходоле Приморского края, в старообрядческом храме прп. Сергия Радонежского, епископ Герман (Савельев) во время литургии постригает Виктора Смольникова в иночество с именем Внифантия и рукополагает его во епископы.

Факт хиротонии подтверждается присутствующими при этом свидетелями и фото- и видеофиксацией.

4 декабря 2007 года. Виктор Смольников во время хиротесии в чине свещеносца

8 декабря 2007 г. Епископ Герман (Савельев) и епископ Внифантий (Смольников)

Новопоставленный епископ Внифантий (Смольников) впоследствии определен на Большекаменскую кафедру Иркутско-Амурской епархии. Епископ Герман (Савельев), поставивший в епископы Внифантия (Смольникова), в 1996 году получил хиротонию в другом старообрядческом сообществе, в РДЦ, а после этого, в 2004 году, присоединился к РПсЦ.

Московская митрополия РПсЦ не признавала совершившуюся 8 декабря 2007 года епископскую хиротонию Внифантия (Смольникова). 17 октября 2008 года епископ Герман (Савельев) вернулся с покаянием в РПсЦ и был извергнут Архиерейским Судом из епископского сана. Одной из основных причин его извержения было «самовольное единоличное поставление епископа» Внифантия (Смольникова).

Тогда же Архиерейский суд РПсЦ по поводу этой хиротонии принял специальное решение, опубликованное в №4 «Вестника митрополии» за 2008 год, в котором основанием отказа принятия Внифантия в священном сане стало единоличное совершение поставления.

Публикация решения Архиерейского суда в №4 «Вестника митрополии» за 2008 год

О неканоничности рукоположения во епископы Внифантия Смольникова.
В связи с тем, что хиротония во епископы Внифантия Смольникова была совершена вопреки правилам Святой Церкви — поставление было единоличным (1 пр. св. Апостол), без Соборного определения, письменного согласия других епископов и воли митрополита (4 пр. I Всел. Собора, 13 пр. Карфагенского и 19 пр. Антиохийского), — считать хиротонию недействительной.

22 октября 2011 года на Епархиальном Съезде Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии ДЦХБИ епископ Внифантий отказался от управления епархией и обратился через о. Александра Чукаленко (г. Хабаровск) к митрополиту Корнилию с просьбой принять его (и всех христиан, кто перейдет с ним) в молитвенное общение без прещений.

25 января 2012 года епископ Внифантий обратился на Совет Митрополии РПсЦ с просьбой о присоединении к Церкви с сохранением епископского сана, но Совет Митрополии согласился принять его лишь как инока. В официальном решении было сказано:

5. Рассмотрение обращения инока Внифантия (Смольникова)

5.1. Совет Митрополии напоминает о решении, принятом Архиерейским Собором 17.10.2008 г., о непризнании епископской хиротонии Внифантия (Смольникова);
5.2. Совет Митрополии принимает инока Внифантия в лоно Церкви на основании его письменного покаяния и письменного признания всех постановлений Соборов 2007-2011 гг., без выдвижения им каких-либо условий.
5.3. О возможности дальнейшего церковного служения инока Внифантия иметь суждение в будущем;
5.4. Согласно 1-му правилу св. Василия Великого, церковные таинства, канонически совершенные лишенными сана священнослужителями, находившимися в раздоре, при возвращении христиан в лоно Церкви над ними не повторяются.

Епископ Внифантий на это сначала не согласился, но в ночь с 25 на 26 января 2012 года он осознал «свое недостоинство и с покаянием просил принять его в Церковь в иноческом чине».

Согласно официальному сообщению,

26 января 2012 г., во второй день работы Совета Митрополии, инок Внифантий (Смольников) повторно обратился к Совету с письменным прошением о принятии его в лоно Церкви. В письме он выразил согласие со всеми постановлениями Соборов Русской Православной Старообрядческой Церкви 2007-2011 гг. Также он согласился с постановлением Архиерейского Собора от 17 октября 2008 года о недействительности его епископской хиротонии.

Совет Митрополии, учитывая его раскаяние в совершенных ошибках и согласие нести любое послушание, принял положительное решение о присоединении инока Внифантия ко Святой Церкви.

Москва, 26 января 2012 г. Совет Митрополии. Инок Внифантий (Смольников) присоединился к РПсЦ и получает благословение от митрополита Московского и всея Руси Корнилия. На переднем плане владыка Силуян (Килин) Новосибирский

После присоединения к РПсЦ инок Внифантий трудился на различных приходах Сибири и Дальнего Востока. В личном общении он неоднократно подчеркивал, что не считает себя епископом, является простым монахом и «теперь обрел покой».

Последнее время инок Внифантий трудился при храме РПсЦ во Владивостоке, прихожане его полюбили и просили поставить инока Внифантия в священники. После завершения работы прошедшего в Москве 19-20 февраля 2019 года Совета Митрополии, вечером 20 февраля состоялся Архиерейский Собор. На нём, среди прочего, решался вопрос о возможности дальнейшего служения монаха Внифантия (Смольникова) в качестве священника в г. Владивостоке.

Согласно имеющимся сведениям, архиепископ Киевский и всея Украины Никодим (Ковалев) отсутствовал, архиепископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев), хотя и был в Москве, но находился на лечении. Также отсутствующий епископ Иркутско-Забайкальский Патермуфий (Артемихин), духовный отец инока Внифантия, по телефону сообщил, что он не против его служения в качестве священника.

Из присутствовавших на Архиерейском Соборе и участвовавших в голосовании против служения монаха Внифантия в качестве священника проголосовал епископ Томско-Енисейский Григорий (Коробейников). Епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов) воздержался. Митрополит Корнилий, епископ Костромской и Ярославский Викентий (Новожилов) и остальные епископы проголосовали за разрешение служения инока Внифантия в качестве священноинока на приходе РПсЦ во Владивостоке. Два следующих дня, 21 и 22 февраля 2019 года, инок Внифантий (Смольников) служил литургию на Рогожском, в храме-колокольне.

Москва, 22 февраля 2019 г. Внифантий (Смольников) служит литургию

Вечером 22 февраля он вылетел из Москвы во Владивосток. Признание Архиерейским Собором РПсЦ инока Внифантия (Смольникова) священником является значительным событием в жизни РПсЦ. К сожалению, какая-либо официальная информация об этом и о канонических основаниях этого решения пока отсутствует.

Автор: Шишкин А.В.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (11)

  1. Такая логика, мягко говоря, нелогична и подобные случаи, что называется — не на слуху. Если даже допустить такую возможность, то Вонифатий должен был быть эти годы под запрещение в служении. Но запрещения ему в служении не было. К тому же соборные деяния указывают, что принят он без всякого священного сана, как обычный инок.

  2. михалычъ

    очевидно, в первые две степени священства рукоположен канонично, а в епископскую — нет

    Наверное, такая логика

  3. Не понятно, как это возможно — из епископского сана извержен, но священноиноком каким-то образом остался, хотя и в дьяконский, и в священнический чин был рукоположен всё тем же Германом Савельевым.

  4. Владимир*

    Бедные старообрядцы! Все-то их сотрясает! И еще один раздор грядет, на сносников и несносников, как метко выразился один односайтчанин :). Как Митрополит со всем этим справляется?

  5. Да, с таким "революционным" прошлым вероятно следовало бы прежде через возрождаемый Черемшанский монастырь пройти и там "доисправиться".

  6. "О неканоничности рукоположения во
    епископы Внифантия Смольникова.
    В связи с тем, что хиротония во епископы Внифантия Смольникова была совершена вопреки правилам Святой Церкви — поставление было единоличным (1 пр. св. Апостол), без Соборного определения, письменного согласия других епископов и воли митрополита"

    ВЫ О КАНОНАХ НЕРАДИТЕ ТОЛЬКО КОГДА ВАМ ВЫГОДНО?) А КОГДА НЕ ВЫГОДНО, НАЧИНАЕТЕ КАНОНЫ ВСПОМИНАТЬ!

    Это к тому, что Белоуриницкая иерархия началась именно так, как был рукоположен этот беглец Смольников.

    Чудотворцы))))

    • Вы ошибаетесь. В случае с Амвросием Белокриницким не было других православных епископов, потому, в таком крайнем положении, допустимы единоличные поставления. В случае с Внифатием уже было множество действующих епископов РПСЦ, поэтому в полной мере имеют силу правила о недопустимости самочинных, без согласования с другими епископами поставлений. Разницу поняли?

  7. Иван Калашников

    Да, видимо тяжелые времена для старообрядческой Церкви настали, когда стали таких недостойных как Смольников ставить настоятелями в церкви.

    «…Виктор Смольников лично не присутствовал на этом соборе, но признавал его решения…» — это мягко сказано если не сказать хуже.

    Автор статьи видимо не знает, какую роль играл Смольников в отделение от РПСЦ целой епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока.
    «…признавал его решения…», Смольников возглавлял процесс отделение от РПСЦ, а по сути раскол РПСЦ, занимался дискредитацией предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия и был одним из идеологов и руководителей раскола.
    Смолин и Елисей Елисеев захватили старообрядческую церковь в г. Улан-Удэ, а верных Церкви и митрополиту Корнилию РПСЦ выгнали из Улан-Удэнской церкви.

    Старообрядцы г. Улан-Удэ РПСЦ сплотились вокруг священноиерея Карпа Утенкова и более 5 лет судились со Смольниковым, Елисеем и их бандой за незаконный захват Улан-Удэнской старообрядческой церкви. В судах юридическую поддержку даже оказывала и митрополия иногда в судах участвовал юрист от РПСЦ. В этом противостоянии были задействованы большие средства и ресурсы, наверное на это можно было большую хорошую церковь построить.

    «…против служения монаха Внифантия в качестве священника проголосовал епископ Томско-Енисейский Григорий (Коробейников)…», а потому что, будучи еще священником владыка Григорий с этим всем расколом боролся и занимался в плотную с самого начала, и принимал участие в этих разборках. Он видимо вспомнил сколько грязи было выплеснуто на РПСЦ и митрополита Корнилия, и поэтому с чистой совестью проголосовал против.

    Улан-Удэнская община судилась с раскольниками во главе со Смольниковым и Елисеем более 5 лет, до победного конца, и только когда раскольники проиграли суды, то только тогда Смольников, понял, что все, его выкинут из здания Улан-Удэнской старообрядческой церкви по суду, которую он со своими соратниками незаконно удерживал. Никониане Смольникова еще раньше выгнали, куда ему было податься? Тогда в 2011 г. благодаря усилиям отца Карпа Утенкова и председателя общины Cмольников оказался у разбитого корыта и вынуждено стал искать пути для осуществления своих личных амбиций (любым путем стать епископом, а может и выше) и поэтому
    «…22 октября 2011 г. на Епархиальном Съезде Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии ДЦХБИ епископ Внифантий отказался от управления епархией и обратился через о. Александра Чукаленко (г. Хабаровск) к митрополиту Корнилию с просьбой принять его (и всех христиан, кто перейдет с ним) в молитвенное общение без прещений…»

    Благодаря раскольнической деятельности руководителей раскола Смольникова и Елисея Елисеева, епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока разрушена, и не может восстановиться до сих пор. До раскола (2007 г.) в ней было более 20 приходов, сейчас даже неизвестно сколько осталось. С принятием, Смольникова в лоно РПСЦ, он продолжает свою подрывную деятельность уже скрытно.

    Смольников не забыл, про тех кто его поставил на место и уже в 2015 г. благодаря козням и стараниям соратников Смольникова по расколу, священноиерея Карпа Утенкова, настоятеля Улан-Удэнской старообрядческой церкви выгнали из прихода, а за одно и почти всех кто в открытом противостоянии, в судах отстоял Улан-Удэнскую старообрядческую церковь, честь и достоинство старообрядчества. Прихожан начиная с председателя общины, тех, кто боролся с расколом, почти всех выдавили из прихода. Вот поэтому сейчас в Бурятии РПСЦ находится в плачевном состоянии, да и в других регионах епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока дела не лучше. Да и епархии с таким исторически известным названием уже не существует.

    • Елена Егоровна

      Ни убавить, ни прибавить. Всё чётко и по делу. Спаси Христос! Низкий поклон Владыке Григорию за его позицию. Владыко Корнилий как пастырь всех православных христиан и должен всех прощать. Время всё расставит по своим местам.

    • Елена Демидова

      какое значение имеет всё это множество порочащих о.Виктора букв? И какой цели Вы, Иван Калашников, хотели бы достичь, размещая их публично? Смуту в Церковь принести? Людей отвратить от храма, в котором будет служить Виктор? Настроить христиан против предстоятеля? Иное? Если иное — тогда что же?

    • Елена Демидова

      о.Внифантий, конечно. Если «Очевидцы» опять что-нибудь не напутали

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля