Старообрядцы почтили День памяти жертв политических репрессий

30 октября в России отмечается скорбная дата — День памяти жертв политических репрессий. Ежегодно у Соловецкого камня на Лубянской площади в Москве ученые, деятели культуры, представители власти и различных конфессий читают имена всех погибших в сталинских застенках, а также возлагают цветы к Соловецкому камню. Этот камень был доставлен в Москву более 25 лет назад из Соловецкого монастыря, в котором находился крупнейший лагерь ГУЛАГа СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения.

Соловецкий камень в день памяти

В этом скорбном мероприятии ежегодно принимают участие и старообрядцы, ведь в XX веке на Церковь обрушились жестокие гонения от богоборческих властей. Старообрядцы особенно сильно пострадали в этот период, ведь они принадлежали к буржуазии и зажиточному крестьянству. По разным оценкам, до 70% капитала Российской империи находилось в собственности старообрядческих купцов. И практически всё это было отобрано в период репрессий. До сих пор множество старообрядческих храмов и иной собственности не возвращено законным владельцам, а некоторые старообрядческие храмы используются не по назначению и находятся в запустении.

Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов в этот скорбный день возложил цветы к Соловецкому камню в память о всех старообрядцах, которые погибли от безбожных властей в XX веке. «Вечная память всем падшим от рук режима», — написал он на своей странице в Facebook.

Также старообрядцы сегодня отдают дань памяти репрессированным священнослужителям и всем пострадавшим за свои религиозные убеждения. В отличие от гонений царского периода, советское государство добивалось от старообрядцев не столько отречения от веры, сколько физического уничтожения Церкви, религиозного мировоззрения верующих — как живых носителей христианских заповедей, церковного предания и хозяйственных традиций купечества. Старообрядцы в этот день молятся об упокоении душ всех репрессированных.


Библиотека Русской веры
Канон святым священномучеником, мучеником и исповедником, иже за веру Христову в земли Русстей от безбожных пострадавшим

Читать онлайн


Подвиг некоторых из репрессированных можно приравнивать к подвигам христиан-первомучеников. Имена многих священнослужителей, убиенных в годы гонений, освещены в книге «Пути русской Голгофы», которая была издана Митрополией РПСЦ в 2013 году. Сохранение памяти о людях и о тех трагических временах важно еще и потому, что это может быть своеобразным гарантом того, что события не повторятся вновь.

Старообрядческий иерей Игнатий Арсентьевич Панкратов. Арестован 20 августа 1937 г. и 11 октября 1937 г. УНКВД по Оренбургской области приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 16 октября 1937 г.

Сайт «Русская вера» с марта 2015 года поддерживает спец. раздел «Личность эпохи», особое место в котором занимает рубрика «Пострадавшие в годы политических репрессий», где уже собрано 177 биографий старообрядцев, пострадавших в годы гонений. Предлагаем в этот памятный день прочесть несколько историй из жизни наших благочестивых отцов и дедов.


Приводим некоторые сведения этого раздела:

 

Старообрядческие епископы, погибшие во время репрессий в XX веке

Амфилохий (в миру Афанасий Семенович Журавлев), 1873 — 01.11.1937 гг., епископ Уральский и Оренбургский, впоследствии Пермско-Свердловский. В сентябре 2003 года канонизирован как местночтимый святой.

Афанасий (в миру Амвросий Феофанович Федотов), 21.12. 1877/30.11.1879/1881 — 18.04.1938 гг., епископ Иркутско-Амурский. В 2001 году Освященным Собором РПСЦ канонизирован как местночтимый святой.

Рафаил (в миру Роман Александрович Воропаев), 1872 — 24.10.1937 гг., епископ Харьковский и Киевский. В 2001 году Освященным Собором РПСЦ канонизирован как местночтимый святой.

Тихон (Трифон Григорьевич Сухов), 1880 — 15.12.1937 гг., епископ Томско-Алтайский. В 2003 году епископ Тихон был причислен к лику местночтимых святых.

Священномученик Тихон, епископ Томский и Алтайский. Арестован 26 ноября 1937 г. тройкой УНВД Дальневосточного края и по ст. 58, п. 10 приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 дек. 1937 г. В 2003 году епископ Тихон был причислен РПСЦ к лику местночтимых святых

Арсений (Антоний Романович Давыдов), 1873 — 03.10.1937 гг., епископ Минусинский, Урянхайский (Тувинский) и Семипалатинский.

Викентий (Василий Семенович Никитин), 1892 — 12/13.04.1938 гг., епископ Кавказский.

Геннадий (Георгий Иванович Лакомкин), 1866/1868 — 1933 г.г., епископ Донской.


Среди старообрядцев, пострадавших в годы гонений, были и священники, и диаконы, и миряне. Расстрелянные, замученные на допросах, загубленные и покалеченные в лагерях, — все они достойны нашей молитвенной памяти. Вечная память!

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (4)

  1. Иван Калашников

    Епископ Афанасий (Федотов) родился 30 ноября 1880 г. (ст. ст.) в с. Тарбагатай Верхнеудинского уезда Забайкальской области об этом он пишет сам епископу Иосифу в Харбин в 1922 г. «Год рождения моего 1880-й ноября 30-го… Таинство же св. крещения принял я от блаженной памяти, страдальца епископа Мефодия, который еще был в то время священником Михаилом. Это было в начале 1881 г. Когда он еще первый посетил прибайкальский край…». ГАРБ. Ф.478. Оп. 1. Д.2. Л.т 196-196 об. Смотрите его биографию на
    http://wiki.starover.net/index.php?title=Афанасий_(Федотов_Амвросий_Феофанович)
    Нечистоплотные историки написали с потолка взятые данные о рождении епископа Афанасия и эти даты все переписывают друг у друга не проверив с первоисточниками.

  2. А с чего это «вселенский» «старообрядец» в заголовке именуется во множественном числе?

  3. Употребляющему либеральный штамп «сталинские застенки», применительно к периоду Советской власти до 1938 г., следует обратиться к истории своей страны. И тогда списатель узнает, что в этот период Сталин не был ни руководителем государства, ни главой правительства, ни даже начальником НКВД, творящего произвол, а занимал должность такого же секретаря партии, как и Ежов. А пример того, как Иосиф Виссарионович пресек репрессии против народа и подверг «сталинским репрессиям» выносивших приговоры и доносчиков, уже приводился на РВ.

  4. «По разным оценкам, до 70% капитала Российской империи находилось в собственности старообрядческих купцов. И практически всё это было отобрано в период репрессий. »
    дьржатися цьсаря — несмь тъщеты, обаче старообрядцы изволили «свободы, равенства и братства» = демократии единако въсприимати.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля