Раздел нашего сайта, посвященный богослужению, обычаям, традициям и культуре старообрядчества «Приглашаем в старообрядческий храм», пополнился новыми статьями о «Таинствах Церкви». Добавлены новые материалы о Таинстве Крещения и Таинстве Покаяния. Отдельное внимание уделено совершению этих Таинств у старообрядцев-безпоповцев.
Крещение — одно из церковных таинств, самое главное и первое по времени совершения над человеком. Без крещения невозможно спасение души. Через Таинство Крещения человек входит в Церковь Христову, оно полагает начало спасительного пути человека, обретения Царства Божия, духовного рождения, освобождения от греховного плена темных сил. Великое таинство крещения было установлено Самим Господом нашим Исусом Христом, крестившимся в водах Иордана. Таинство Крещения дает человеку право называть себя христианином и участвовать в остальных церковных таинствах. Таинство Крещения состоит из оглашения, самого крещения и миропомазания.
Православная Церковь на Руси приняла чинопоследование совершения Таинства Крещения от Византии в том виде, в котором оно существовало к концу X века. Однако в русском государстве возникли некоторые особенности совершения Таинства Крещения. В самые первые века существования Русской Православной Церкви появилась традиция, принятая юго-западной Русью от католических соседей. Она заключалась в том, чтобы совершать Таинство Крещения через обливание, а не посредством полного погружения в воду. Но это отступление от сложившейся практики Вселенской Православной Церкви встретило основательное недовольство со стороны как священнослужителей, так и народа. На Владимирском Соборе (1274 г.), собранном по инициативе Киевского митрополита Кирила (ум. 1281 г.), было запрещено совершать Таинство Крещения через обливание. Однако в XVII веке, после реформы, проведенной патриархом Никоном, в РПЦ стало практиковаться крещение обливательное или окропление. О Таинстве крещения у старообрядцев и новообрядцев рассказывает статья «Крещение погружательное и обливательное».
Таинство Крещения у старообрядцев-поповцев совершается как в естественных водоёмах, так и в купели. Крещение производится священником, и лишь в исключительных случаях, когда в данной местности старообрядческий священник отсутствует, а человек сильно болеет и существует угроза его смерти некрещёным, крещение совершается мирянами. На восьмой день над новокрещённым производится миропомазание. Присоединение погружательно крещеных у старообрядцев-поповцев происходит без дополнительного крещения, посредством Таинства Миропомазания. Не имеющие же канонического крещения (прошедшие обряды обливания, окропления) получают полное трехпогружательное крещение.
У старообрядцев-безпоповцев Таинство Крещения также совершается как в естественных водоёмах, так и в купели. Чинопоследования таинства крещения соблюдаются строго, однако в силу исторически сложившихся обстоятельств реализуются в практической жизни только те разделы потребников, которые были предназначены мирянам на случай отсутствия священника. О безпоповском крещении рассказывает статья «Крещение у старообрядцев-безпоповцев».
Еще одному Таинству — Таинству Покаяния посвящена группа статей раздела «Приглашаем в храм». Покаяние означает осознание человеком своих прегрешений перед Богом. Все это служит для выражения человеком сожаления о совершенной ошибке или о причиненном окружающим людям зле. Покаяние необходимо человеку, чтобы очистить свою совесть, примириться с людьми, которых вольно или невольно обидели.
Церковь дает каждому человеку право свободно выбирать духовника: «Избери себе отца духовного по сердцу», — так говорится в одном из поучений, помещенных в Чине исповеди. О том, какое значение имеет для каждого христианина духовный отец рассказывается в статье «Духовный отец — посредник в отношениях человека с Богом». О том, как проходит исповедь, что предваряет ее, какие употребляются обряды при совершении таинства покаяния читайте в статье «Ход исповеди».
О совершении Таинства Покаяния мирянами, в частности, старообрядцами-поморцами, читайте в статье «Таинство Покаяния у староверов-безпоповцев». После церковного раскола приверженцы древлего благочестия увидели в Никоне изменника истинной веры Христовой, антихриста, и решили, что лучше остаться без священства, чем с ложным священством «ввержену быти в геену огненную» (Мф., зач. 42). Первый Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, состоявшийся в Москве в 1909 году, разъяснил и утвердил многие вопросы, возникшие в среде христиан за долгий период гонений. Вопрос о спасительности святой Церкви без священства был решён положительно. Также на Соборе были даны обстоятельные ответы из Священного Писания и святоотеческих книг о семи таинствах церковных и о возможности пребывания без них в Церкви без иерархических чинов. Особо обсуждались таинства, необходимые ко спасению — крещение, причащение и исповедь (покаяние). Два из них — крещение и покаяние — могут совершать достойные миряне за неимением иереев, а Таинство Причащения (евхаристия) может быть и духовным для тех, кто достоин и желает принять его.
Раздел «Приглашаем в старообрядческий храм» будет полезен не только для интересующихся старообрядчеством и желающих присоединиться к Церкви, но и для воцерковленных христиан. Не секрет, что за мирской суетой — работой, заботой о семье, светскими увлечениями — многим некогда заниматься христианским самообразованием. Некогда, да и негде узнать об особенностях, литургическом смысле и красоте той или иной части старообрядческого Богослужения. Не всем известны особенности домашнего молитвенного устава. Многие затрудняются с подготовкой к исповеди и причастию. Обо всём этом можно будет узнать, не выходя из дома, на страницах раздела «Приглашаем в старообрядческий храм».
Комментариев пока нет