Только что вышедший в интернет-кинотеатрах российский киносериал «Иные» (премьера — февраль 2023 года) режиссера Владимира Ракши является одним из типичных образцов популярного ныне околополитического фэнтези. Расхожий ныне сюжет повествует о людях с экстраординарными способностями, которые тем или иным образом вмешиваются в события мировой истории.
В центре повествования киносериала молодой следователь Лихолетов, который берется за расследование необычного ДТП. Авария происходит в центре Ленинграда начала 40-х годов и причиной ее как будто стала молодая девушка Анна. Неведомая сила остановила столкновение трамвая и автомобиля, но от нее пострадали десятки людей. Лихолетов уверен, что девушка причастна к произошедшему и наделена особыми способностями. Одновременно об Анне узнает могущественный и загадочный ученый Третьего Рейха Нойманн, который уже давно ищет подобных себе одаренных уникумов по всей Европе. Их роковая встреча может привести к мировой катастрофе.
Художественно-костюмное оформление сериала «Иные» балансирует на грани стим-панка и нуара, смешивая образы Викторианской эпохи, классику 30-40-х годов и эстетику милитаризма. Киносериал «Иные», помимо прочего, эксплуатирует образ старообрядцев.
Редакция сайта Кино-Театр.Ру поговорила с художником по костюму Варварой Авдюшко (работавшей на «Дозорах», «Чернобыле», «Бен-Гуре» и «Горько!»). Она отметила:
«Когда разрабатывала деревню из детства Анны, искала фотографии из деревень старообрядцев. Одна из найденных мной фотографий была такая мрачная и мощная, что она стала основным референсом, от настроения которого я и отталкивалась».
Действительно, жители деревни представлены в картине мрачными и бесчеловечными сектантами. Сцена моления вызывает животный ужас и напоминает кадры из современных фильмов про тоталитарные секты, такие, как «Солнцестояние» (этот художественный фильм в жанре фолк-хоррор американского режиссера Ари Астера вышел в прокат в 2019 году — прим. ред.) В сериале «Иные» не обошлось и без сцены сожжения «ведьмы», которой была назначена жительница деревни с необычными способностями.
Если бы не год выхода фильма, то можно было подумать, что староверы изображены такими по советскому идеологическому заказу, подобно тому, как они были представлены в фильмах «Аэроград» (1935) или «Хмель» (1991). Однако очевидно, что на этот раз никакого социального заказа не было. Режиссер и художник фильма оказались в плену стереотипов о старообрядцах, сложившихся в российском обществе столетия назад.
Печально, что эту тенденцию не переломили и последние тридцать лет, когда старообрядческие согласия получили широкие информационные возможности для ниспровержения негативных образов и клише. Если присмотреться внимательно, то возникает вопрос: а сделаны ли были староверским сообществом исчерпывающие усилия, чтобы транслировать обществу светлый, положительный посыл?
В фокусе внимания старообрядческих спикеров и пропагандистов, конференций и форумов в основном драматический и трагический дискурс: церковный раскол XVII века, казни протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, ужасы расправы над иноками Соловецкой обители, наконец, падение третьего Рима и царство антихриста. Светлым мотивам места пока не нашлось.
А ведь староверие богато положительным опытом, которым можно беспрепятственно делиться в современной медиасфере: соборно-вечевые традиции, глобальная роль мирян, традиции благотворительности и социальной ответственности, свобода совести и вероисповеданий и многое другое. Но пока эти вопросы находятся на периферии внимания, общество будет продолжать вариться в старых представлениях о мрачных «сектаторах» из таежных чащоб.
Кстати «Всемирный Союз староверов» стремится к защите и продвижению интересов старообрядческих сообществ, поддержанию традиций, связанных с верой и культурой и т.д. И если в этой статье написана правда, то почему «Всемирный Союз староверов» не защитит старообрядчество от извращенца – извращающего исторические факты и очерняющего старообрядчество режиссера Владимира Ракши, который создал киносериал «Иные» (премьера — февраль 2023 года) типичный образец популярного ныне околополитического русофобского фэнтези. Вот как раз «Всемирному Союзу староверов» и необходимо выступить защитником староверия и добиться запрета показа сериала, который разжигает религиозную вражду. И не только запретить показ, но и через суд взыскать с виновных штрафы и неустойки за нанесения оскорбления старообрядчеству. Вот тогда и другим русофобам и извращенцам исторических фактов о старообрядчестве неповадно будет.
«Фильм режиссера Владимира Ракши является одним из типичных образцов популярного ныне околополитического фэнтези». Получается, что русофобские фильмы популярны, но в связи с современной ситуацией, обстановка меняется. Обычный русофобский фильм, как и большинство современных кино снятых к тому же за госсчет, то есть за народные деньги в том числе и наши налоги. Это из серии современных фильмов «Викинг», где поливают грязью святого князя Владимира и древнюю Русь, «Легенда о Коловрате», где народного героя богатыря Коловрата показывают ненормальным, «Сердце Пармы» разжигают национальную вражду и т.д. Режиссеров снимающих такие фильмы с извращением исторических фактов, пора объявлять как минимум иноагентами, и судить за экстремизм и русофобство…