Московская Патриархия претендует на Соловецкий архипелаг

20 августа патриарх РПЦ Кирилл (Гундяев) высказался о необходимости разработки нового федерального закона о статусе Соловецкого архипелага и расположенных здесь памятников. Он заявил, что «редакция соответствующего законопроекта, предложенная Государственно-правовым управлением Президента РФ, не поддерживается РПЦ ввиду того, что, согласно этой редакции, ведущая роль в управлении Соловками принадлежит Фонду, а не Церкви». Этот и другие вопросы были подняты на заседании попечительского совета Фонда по вопросам развития Соловецкого архипелага. В ходе совещания патриарх выступил за ограничение потока паломников и туристов в Соловки, поскольку, по его мнению, это создает нагрузку на экологию и мешает монахам молиться.

Стены Соловецкого монастыря

Патриарх отметил: «Мы сейчас находимся в той точке, где еще есть возможность повлиять на формирование такого режима посещения Соловков, который не был бы опасен для экологии с большой буквы этого замечательного места… Мы испытываем такие нагрузки очень часто, когда монастырь, место уединения монахов, становится привлекательным с точки зрения туризма, в том числе иностранного туризма. Должен сказать, что это большое испытание для братии».

Патриарх высказал мнение, что любые вопросы и проблемы, связанные с Соловецким архипелагом, должны поступать на обсуждение и согласование руководству РПЦ. В частности были названы:


• порядок направления предложений и иной информации по вопросам сохранения и развития Соловков в адрес Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и агентств;

• вопросы организации и производства работ по сохранению объектов культурного наследия;

• порядок передачи в собственность (безвозмездное пользование) Фонда объектов недвижимости, в том числе земельных участков, расположенных на территории Соловецкого архипелага.


Также патриарх отметил, что правообладателем объектов культурного наследия на территории Соловецкого архипелага должен быть Соловецкий монастырь РПЦ. По мнению наблюдателей, выступление патриарха свидетельствует о желании установить как коммерческую, так и идеологическую монополию Московской Патриархии на островах Соловецкого архипелага.

Патриарх Кирилл проводит совещание на Соловках

Не исключено, что на Соловках планируется установить режим, существующий ныне на о. Валаам, когда руководство ставропигиального Валаамского Спасо-Преображенского монастыря практически полностью контролирует въезд, выезд и любую жизнедеятельность на этом озерном архипелаге.

«Получилось на Валааме, получится и на Соловках», — так комментируют события информационные источники в Московской Патриархии.

На самом деле ситуация вокруг Соловецкого архипелага намного сложнее и многогранней, нежели на Валааме. Соловки — это историко-культурный и природный памятник, который относится к объектам мирового и общероссийского наследия. Он является туристическим центром вне контекста РПЦ. Большинство исторических и природных памятников архипелага не имеют отношения к каким-либо религиозным организациям. Взять хотя бы знаменитые каменные лабиринты, филипповские садки (система заливов), переговорный камень 1854 года, объекты лагеря СЛОН и прочее.

Также большие сомнения вызывает историческая правопреемственность современной РПЦ в отношении к имущественному и духовному наследию древнего Соловецкого монастыря. Со времени своего основания в 1430-х годах и до 1676 года монастырь действовал как старообрядческий, являясь главным духовным и просветительским центром Северной Руси, твердыней русского православия.

По этой причине в середине XVII века его насельники отказались принимать церковные реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. В 1676 году, после многолетней осады, царские войска штурмом взяли монастырь, а большинство насельников было казнено. По разным источникам, в монастыре погибло от 300 до 500 человек. После разорения в монастырь была заселена новая братия, составленная из новообрядческих монахов, приехавших из украинских монастырей. Однако выдающегося значения, которое прежде имели Соловки в культурной и религиозной жизни Русского государства, вернуть уже не удалось.

Святые страдальцы и исповедники соловецкие
Соловецкое восстание. Святые страдальцы и исповедники соловецкие

Тем не менее, наследие Соловецкого монастыря имело непреходящее значение в последующей истории старообрядчества. Иноки обители, ушедшие из монастыря до его штурма, основали многочисленные скиты и монастыри в самых разных уголках страны — от русского севера, до нижегородской земли и Забайкалья. Старообрядцами были сохранены уставы, наиболее важные книги и иконы соловецкой обители. С начала 90-х годов ведется разговор о строительстве на Соловках старообрядческой часовни. Особенно эта тема актуализировалась в 2011 году, когда события осады и разорения Соловецкого монастыря впервые были показаны в художественной кинокартине — сериале «Раскол».

29 мая 2017 года в Московском Доме национальностей состоялся круглый стол «Международные связи в современном старообрядчестве». Помимо прочего, на нем был поднят вопрос о систематических паломнических поездках в знаковые для старообрядчества места, такие как Соловецкий монастырь. Участники круглого стола обратились к органам власти «обеспечить возможность совершения богослужений старообрядческих религиозных организаций в древнерусских храмах и монастырях дораскольного периода, особо почитаемых в Древлеправославии (соборы Московского Кремля, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиева лавра и другие)».

Однако пока все эти инициативы и резолюции остаются на уровне благих пожеланий. На сегодняшний день единственным старообрядческим артефактом на Соловках является поклонный крест, возведенный на месте захоронения убиенных соловецких иноков (острове Бабья Луда). Крест был изготовлен и установлен 15 сентября 2001 года тщанием известного старообрядческого собирателя рукописных и старопечатных книг Дениса Пересторонина.

Соловецкий Крест

Подробнее о том, как Соловецкий монастырь был разорен в ходе церковных реформ XVII века, и о святых обители этого времени можно прочитать в статье «Святые страдальцы и исповедники соловецкие».

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля