9 мая, в день 70-летия победы в Великой Отечественной войне, калужские старообрядцы во главе с настоятелем Знаменского храма о. Иоанном Курбацким совершили молебен Пасхе и заупокойную литию на территории воинского мемориала в старообрядческой д. Камельгино Дзержинского района Калужской области, что в 30 км от Калуги.
Помолиться собрались местные жители, христиане из п. Товарково и с. Лев-Толстое. Калужане приехали в деревню на автобусе, чтобы на этом месте совместно помолиться «о временех мирных», поблагодарить Господа за Победу и помянуть павших воинов, положивших души свои за Отечество.
На каменных плитах выбиты фамилии не вернувшихся с фронта 106 камельгинцев. Все они были старообрядцами. Об истории д. Камельгино Виктором Боченковым написан очерк «Мало слов, да горя реченька», вошедший в состав книги «Старообрядчество Калужского края».
После молебна христиане отметили праздник полевой кухней, приготовленной местными жителями.
После этого о. Иоанн произнес проповедь перед собравшимися христианами.
Христос воскресе! Братия и сестры!
Поздравляю Вас с днем Великой Победы! Этот праздник стал священным для всего нашего народа. Немного у нас сейчас дней, когда мы чувствуем сплоченность и патриотическое единение. Сегодня, в день 70-летия Победы, мы отмечаем праздник особенно широко и массово. Мы благоговейно храним в сердцах наших память о дарованной Богом нашему народу Великой победе. Это неиссякаемый источник, питающий национальный дух русского народа. Наша победа, мужество русского народа — опора для молодых, наследников Победы, в их сегодняшнем труде на благо Родины.
Не случайно мы совершили сегодня молебен Пасхе. Мне хотелось напомнить, что тогда, в далеком 1945-м, Пасха была 6 мая, на день святого великомученика Георгия — покровителя христолюбивого воинства. В тот год люди, приветствуя друг друга, восклицали: «Христос воскресе. Война кончилась. Мы победили». Кстати, имя главного маршал Победы тоже Георгий.
Победа несет в себе не только сознание радости. Наша Победа несет в себе сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание ответственности и перед теми, кто отдал свои жизни «за други своя». Это праздник со слезами на глазах. Наша страна понесла колоссальные жертвы и невосполнимые утраты. 26,6 миллионов человек погибло, причем более половины — мирное население страны. Исчезли с лица земли многие населенные пункты. Многие деревни, в том числе старообрядческие, так и не были восстановлены после войны. И эта земля, на которой мы стоим сейчас, эта деревня тоже была оккупирована немцами в 1941-м году и была сожжена ими при отступлении. Чудом остались живы камельгинцы, запертые немцами перед отступлением в овощехранилище с соломенной крышей. Они собирались их сжечь, как раздался выстрел из «Катюши». Один-единственный, но его было достаточно, чтобы испугать немцев и обратить их в бегство.
Несмотря на военное превосходство немцев, несмотря на ошибки нашего руководства и командования перед войной и в первые дни войны, гитлеровцы не смогли нас одолеть. Весь народ поднялся на защиту Родины: участвовал в боях, в партизанском движении, трудился на трудовых фронтах. Наш батюшка, о. Маркелл Кузнецов, также был призван на трудовой фронт и был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Сколько полегло людей на русской земле! Сколько мы претерпели горя, лишений, голода и холода в те дни. Но выстояли! А сколько молились наши матери за своих сыновей! И надо благоговеть перед этим потом и кровью, чтобы не было новых скорбей, чтобы это не повторилось.
Но некоторые пытаются стереть из памяти это событие, пересмотреть итоги войны, очернить русских солдат. Больно было смотреть на снос памятников советским солдатам в Латвии, Эстонии, Грузии. Но еще больнее видеть пьяную молодежь в этот день, видеть духовное разложение нашего общества, потерю национального облика.
Эта боль и переживание за свой народ рождаются в душе из чувства патриотизма. Потому что патриотизм не означает, что мы смотрим на свою страну и на свой народ, как на кумира, что мы закрываем глаза на его слабости, несовершенства, пороки. Мы благодарим Бога за те дары, которыми Он одарил нас, но и испытываем скорбь и стыд, когда оказываемся не на высоте этих даров. Однако верим, надеемся и осознаем живым опытом и победами прошлого, что наш народ еще не покинут Богом, что дни падения преходящи, что мы еще поднимемся и победим.
Надо четко различать любовь к Родине и к своему народу и нацизм, национальную кичливость, противопоставление себя другим народам. К сожалению, сегодня мы снова видим возрождение нацизма, ненависть к русскому народу. И надо хорошо помнить, к чему привел нацизм, попрание закона и совести во имя Родины.
Нам необходимо помнить уроки прошлого, помнить, что всякая война — наказание Божие. Господь говорит устами пророка Исаии:
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис. 1:19-20).
Война имела человеческие причины. Злая безумная воля развязала вторую мировую войну. Но для нас война стала и наказанием за безбожие, за неповинную кровь христиан, за поругание церквей и монастырей. Большинство священнослужителей нашей Церкви были репрессированы. Буквально перед войной епископ Сава Калужский успел возвести в сан архиепископа преосвященного Иринарха (Парфенова), незадолго до этого вышедшего на свободу.
Не многие знают, что 22 июня 1941 года было воскресенье. И в этот день совершалась в храмах Литургия, во время которой читались такие слова апостола Павла:
Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим. 2:12).
И вот эти слова исполнились на нас за те страшные грехи гонений на Церковь. Ни в одной стране мира с такой жестокостью и массовостью не уничтожали своих церквей и своих священнослужителей!
Будем это помнить. Пусть эта память пробудит нас от долгого сна.
Подлинный патриотизм состоит не в лозунгах и громких тостах, а в реальных повседневных трудах, подобно тому, как любовь между людьми проверяется не словами, а реальными делами и отношениями. Любящий родную землю и свою культуру видит свой долг, а при этом находит и радость в том, чтобы сберегать, благоустраивать и нравственно улучшать жизнь на этой земле.
Чтобы двигаться вперед, мы должны вернуться к своим корням, к православной вере, к истинному нереформированному православию. Ведь патриотическое единение будет прочным, только если мы будем едины в Боге, в принадлежности единой и единственной Церкви. Взирая на подвиг наших отцов и дедов, мы должны образумиться и начать новую жизнь. Каждый на своем месте пусть исполняет свой долг добросовестно, служа людям, Отечеству и Богу.
Жизнь наша должна иметь высшую цель, которой бы оправдывалась вся деятельность человека, идеал, ради которого стоит жить, умирать и наследовать жизнь вечную со Христом. Ему же слава и держава ныне и присно и во веки веком. Аминь!
Комментариев пока нет