Диалог старообрядцев с Московской Патриархией будет продолжен

Состоявшийся Собор РПсЦ одобрил деятельность комиссии по диалогу с РПЦ и призвал продолжить деятельность по признанию старообрядческой иерархии.

На Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой Церкви, проходившем на Рогожском 21-23 октября, обсуждался отчет комиссии по диалогу с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии. Комиссия была создана на Совете митрополии, проходившем 4-5 февраля 2015 года. Первая двусторонняя встреча проходила на Рогожском 31 марта 2015 года.

На Соборе с докладом выступил председатель комиссии протоиерей Евгений Чунин. Он рассказал о промежуточных итогах работы комиссии и сообщил, что Московская митрополия ожидает вопросов канонической тематики от Московской Патриархии. После доклада состоялось активное обсуждение этого вопроса. В ходе дебатов выяснилось, что некоторые старообрядцы обеспокоились начавшимся диалогом, посчитав, что признание со стороны других конфессий не является необходимым. Подобные мнения периодически высказывались и в интернете. Но большинство соборян считало, что опасения безосновательны. В результате Собор постановил, что диалог следует продолжать.

Слева направо: Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (РПсЦ), председатель Отдела внешних церковных связей МП митрополит Волоколамский Иларион (РПЦ), Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (РПЦ)

Известный новообрядческий богослов и миссионер протодиакон Андрей Кураев в недавнем интервью сайту «Русская вера» высказал такое мнение о признании старообрядческой иерархии со стороны РПЦ:

Нормального богословского обсуждения этого вопроса на принципиальном уровне не было. Вопрос страшно интересен, потому что в нем реально сталкиваются два церковных предания — каноническое и догматическое. Это вопрос признания вообще инославного священства, например, старокатолического, беглопоповского, филаретовского (священства Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата — прим. ред.).

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (44)

  1. Андрей Емельянов

    А как же единоверие, когда есть в Русской Православной Церкви есть приходы сохранившие старый обряд и правила.
    30 мая 2014 года Священный Синод Русской православной церкви постановил:
    1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.

    2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду.

    3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.

    4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве.

    5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.
    Я считаю что РПЦ тоже должно принести покаяние, а Патриарху Кириллу с Митрополитом Корнилием совершить богослужение по старому обряду и совершить совместное причастие из одной чаши. Русские должны быть едины.

  2. По большому счету в таком случае нужен диалог и с другими конфессиями. Например на Украине, где РПЦ МП не имеет влияния.

    • Людмила Солошенко

      Сергий, по-моему вы сами постоянно утверждали, что соборы могут ошибаться. Не всегда, конечно, но такой вариант тоже возможен.

    • Сергий 985

      Да, конечно. Теоретически может. Ошибается ли в конкретном случае — не знаю. Ведь это не первое решение: сперва комиссию создали, потом она работала, теперь необходимость комиссии снова подтвердили, соборно. То есть это осознанный выбор длительное время, обдуманный, в т.ч. прошедший через критику тех, кто этой необходимости не разделяет.

    • Сергий 985

      Беспоповец, признавший вашу иерархию, перестанет быть беспоповцем. На то они и беспоповцы, чтоб без иерархий.

    • Людмила Солошенко

      Я имею ввиду. что в этом случае был бы конкретный позитивный результат.

    • Aleko Bezgodov

      А пока белокриницкую иерархию не признают даже в РДЦ патриарха Александра. К тому же если безпоповцам не нужна белокриницкая иерархия, то иерархия канонически признанная никонианами тем более будет не нужна.

    • Сергий 985

      А что изменится в отношении к белокриницкой иерархии если РПЦ вдруг официально скажет: "Да, у вас законная иерархия"? Все истинные должны будут срочно покинуть эту иерархию и организовать иную, которую не признали никониане? Что ценнее в иерархии — ее законность, которую признали бы даже оппоненты, или "лишь бы никонам собакам назло"?

      РПЦ в 1971 году сняли клятвы со старых обрядов. Никто после этого не охладел к двуеперстию? Или может придумали новый способ крестных ходов, восьмеркой например — ну чтоб как никониане еще не одобрили, то значит наше?

    • Aleko Bezgodov

      Вероятно имеется необходимость того, чтоб иерархия происходящая от никониан была бы этими самыми никонианами признана законной, тогда на душе сразу наступит покой и мир — "какие могут быть сомнения в законности белокриницкой иерархии — если даже никониане ее признают". только аргумент получится какой то скользкий, если не сказать дурнопахнущий

    • Сергий 985

      А вдруг это признание будет как некий "шах и мат" по отношению к РПЦ? Тогда совсем другая тональность получается. Вы исходите из того, что это признание выпрашивается и выменивается как некая милость, а если это не так?

  3. Сергий 985

    Собор подтвердил важность и нужность данного диалога. Хотелось бы, чтоб это увидели все ревнители которые орут "Зачем?! Ненужно!"

    "Надо, Федя. Надо."

    • Константин Лезгин

      Я чего-то не понимаю,нам все время ставят в пример пр. Аввакума,Соловецких мучеников. Много людей погибших от репрессий Царской и Патриаршей власти. У нас издаются книги Ф.Е. Мельникова которые показывают картину отклонений в МП ,нас учат разбирать и отличать символ веры за который бились выше упомянутые страдальцы. И теперь нам говорят что МП должно признать нашу каноничность. Вот что-то не сходится как-то.Объясните мне глупому в чем тут прикол? Мы чего совсем идиоты что ли?

    • Сергий 985

      Разве при этом вам говорят, чтоб вы отказались от своего символа веры, двуеперстия, иерархии?

    • Константин

      Сергий, твои комментарии на данном ресурсе вызывают уже смех смешанный со слезами и недоумением. Ты как обиженное старшегруппниками дитято плачущее в песочнице. Ты подсчитай сколько раз в своих комментариях ты написал слова "ревнитель" "благочестивый"… У тебя какие то детские страхи или комплексы неполноценности? Тебя когда-то отругал один из оболваненных ревнителей и теперь в каждой собаке ты видишь его тень? Может некогда тщетными оказались твои усилия вступить в кружок ревнителей? "Ревнитель, ревнитель, ревнитель.." В психиатрии такое поведение называется паранойя.

      -Константин ревнитель-

    • Сергий 985

      В предыдущем сообщении не было слова "ревнитель". А так да, считаю ревнительство негативным явлением.

    • Константин

      Сергий, не о предыдущем сообщении говорю, а о большинстве твоих сообщений на сайте.

    • Виктор Сурганов

      Я чего-то не понимаю,нам все время ставят в пример пр. Аввакума,Соловецких мучеников. Много "людей погибших от репрессий Царской и Патриаршей власти. У нас издаются книги Ф.Е. Мельникова которые показывают картину отклонений в МП ,нас учат разбирать и отличать символ веры за который бились выше упомянутые страдальцы. И теперь нам говорят что МП должно признать нашу каноничность. Вот что-то не сходится как-то.Объясните мне глупому в чем тут прикол? Мы чего совсем идиоты что ли? "

      Согласен. С одной стороны вроде понятно для чего это надо, а с другой как то не логично выходит..

    • Русская вера

      Предлагаем прочитать мнение по этому вопросу делегата Освященного Собора Алексея Муравьева: http://ruvera.ru/articles/alekseiy_muravev_strahi_bespochvenny

    • Сергий 985

      > Сергий, не о предыдущем сообщении говорю, а о большинстве твоих сообщений на сайте.

      Да, я вижу в современном ревнительстве одно из главных зол старообрядчества. Ну вот так.

      > Но "теплохладность" разве хорошее явление для верующих?

      Хорошее явление — теплоумеренность, вмерурассудительность. Зачем из одной крайности в другую?

    • Людмила Солошенко

      Но ведь все наши святые были людьми с очень горячей верой, а не с "теплоумеренной".

    • Константин

      Все правильно Людмила.

      Откровение, гл. 3
      14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
      15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
      16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
      17 Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды’; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
      18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

    • Сергий 985

      > Но ведь все наши святые были людьми с очень горячей верой, а не с "теплоумеренной".

      Горячая вера вовсе не означает внешнюю несдерженность и "безбашенность". Высказывания и настроения (сообщений) большинства ревнителей по тону больше похожи на воинственных радикалов: нетерпение, категоричность, акцент на обличениях и поиске "неверных" и т.п.

      Горячая вера не должна перегревать голову.

    • Людмила Солошенко

      Все атеисты, как правило, считают верующих людей не совсем нормальными.

    • Константин

      Людмила осторожнее, а то будете внесены в список "безбашенных ревнителей" :))) опять ревнители виноваты, говорил же я что у человека паранойя..((

    • Сергий 985

      > Все атеисты, как правило, считают верующих людей не совсем нормальными.

      Неверное обобщение. Но отрицательные стереотипы формируются как раз из-за весьма заметных "не совсем нормальных". Ведь характеристика "не совсем нормальный" чаще дается не за убеждения, а за поведение. А поведение верующего человека мало чем отличается от обычного приличного поведения, во всяком случае не повод вешать ярлыки.

    • Сергей Шуйский

      константин-сергий не мусорите: когда нет аргументов — переходят на личности.
      Сергий! В древлеправославных Соборах решения принимались ЕДИНОГЛАСНО, а на наших, согласно Уставу РПСЦ, по-дерьмократически — большинством. Людмила! я также при обсуждении в приходе высказался за целесообразность диалога только с безпоповцами. Ведь они гибнут без таинств, их "отцы" уже воду в Крещение "освящают", выдумывают какие-то теории типа "сам себе священник", а в одной из церквей(?) поморцев видел на стене — прайс-лист: отпевание — … рублей и т.д. скоро уж 300 лет как скончание мира по-безпоповски произошло, пора бы им от традиции к Церкви поворотиться. Простите Христа ради.
      Сергий с Севера

    • Aleko Bezgodov

      В Крещение воду освящает Сам Господь, зачем "отцам" еще трудиться. Но я согласен с Сергеем, лучше вести диалог безпоповцев и поповцев, может тогда мы сможем убедить вас в гибельности пути следовать никонианским курсом и отказаться от чуждой староверию идеи, иерархии заимствованной от еретиков.

    • Сергий 985

      > В древлеправославных Соборах решения принимались ЕДИНОГЛАСНО, а на наших, согласно Уставу РПСЦ, по-дерьмократически — большинством.

      Сколько решений будет принято если требовать единогласного их одобрения?

    • Людмила Солошенко

      "Следовать никонианским курсом" — это не "идея" для белокриницких.

    • Сергий 985

      > может тогда мы сможем убедить вас в гибельности пути следовать никонианским курсом и отказаться от чуждой староверию идеи, иерархии заимствованной от еретиков.

      А где взять "правильную иерархию" подскажите? ;)

    • Сергий 985

      > И с безпоповцами диалог нужен!

      Конечно, особенно если вспомнить, что не единичны были случаи перехода из безпоповства в поповство после подобных диалогов. Епископ Арсений Уральский, например.

    • Сергей Шуйский

      у безпоповцев нет ответа на простой вопрос: если ожидаемый ими конец света так и не наступил за три века, и если священство белокриницкой иерархии безблагодатно, то священство какой Церкви на Земле соответствует Слову Христа? отвергая священство, отвергая Таинства — отвергают Евангелие: еретики.

    • Aleko Bezgodov

      Сергей, у вас какое то стереотипное мнение о безпоповцах, вероятно привитое миссионерской литературой. Ответ есть. Безпоповцы отвергают лишь еретическое священство, а истиное признают. К сожалению на земле такового не осталось, но оно пребывает вечно в Церкви Небесной. Апостольского преемства от дораскольной церкви не сохранилось. И никаких таинств безпоповцы не отвергают, признаются все. А конец света ожидали еще апостолы. но если мы верим в страшный суд, значит и конец света будет, иначе никак. так что конец света не наступил не только последние 300 лет, а уже все 2000.

    • Людмила Солошенко

      Алексей, но ведь у нас тоже есть свои доказательства и Мельников много писал. что истинное у нас священство. (Т.е., у белокриницких).

    • Сергей Шуйский

      Алеко! Миссионерскую литературу не знаю и никогда не читал. ближайшая библиотека от моей деревни за рекой в 4-х км. Мое «стереотипное» мнение выработано исключительно в результате личного общения с безпоповцами от СПб до правого берега р.Печоры. Пришел к своим выводам самостоятельно. Безпоповцы — верные продолжатели дела стригольников, чьих лидеров совершенно оправдано бросили в Волхов в 15 веке, кажется при свт.Геннадии Новгородском. Нынешние б/п легко купились на выдумки господствующей церкви о недействительности белокриницкой иерархии, чем несказанно их порадовали. В бессилии сокрушить, так хоть разделить поборников старой веры безпоповцы им помогли, совершенно понятно что процесс разделения внутри б/п пошел дальше – опоры-то в Св.Писании и Предании не было и нет у них, в т.ч. и по отсутствию «апостольского преемства». Хотя сами новообрядцы в эту придумку с самого начала и сами не верили, иначе зачем угрожать войной Австро-венгерскому монарху из-за митр.Амвровсия.
      Спросил меня как-то один безпоповец о своем браке (у них уже внуки), я ему подтвердил – живешь блудно, как перед Господом отвечать за это я не знаю. Он тоже. Что ему с б/п «признания» Таинства без его принятия?
      Апостолы, ожидая скорое Второе Пришествие, всемерно укрепляли Церковь, лидеры безпоповцев – разрушают, отрывая верных от Церкви… Прости Христа ради.

    • Aleko Bezgodov

      То, что вы выводите безпоповцев от стригольников уже говорит о многом, в таком ключе спорить с вами безполезно. про разделения в старообрядчестве не так все просто, среди поповцев так же были и есть разделения. Да и белокриницкое согласие возникло лишь в сер. 19 века, кстати благодаря тем самым никонианам, без которых никакой старообрядческой иерархии не было бы и все были бы безпоповцами :)), так что поповцы появились и существуют благодаря никонианам, отсюда и весь политес по вопросу канонического признания, а как же иначе, дитя хоть и нерадивое, а все же для мамки родное.

    • Сергей Шуйский

      спорить действительно не о чем: стригольники — это безпоповцы от "своеобразного" прочтения Правил Св.Отец, отличия у нынешних не нахожу. Не знаю только, как "никониане" помогли — достаточно почитать Филарета московского, чтобы убедиться в обратном. Единственно, пожалуй, "помогли" отказом в епископе. Но в части отношения к "каноническому признанию" солидарен. Спаси Христос!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля