350 лет со дня кончины преподобномученика Авраамия

Авраамий (Афанасий; ум. в 1672 г.) — страдалец за веру, инок, старообрядческий писатель. Земляк, ученик и духовный сын протопопа Аввакума, который сообщает о нем в своем «Житии» и в «Книге на крестоборную ересь». Как пишет протопоп Аввакум, многие годы жизни Авраамий юродствовал, «бос и в одной рубашке ходил зиму и лето, и много же терпел дождя и мраза».

Святой участвовал в известном соборе, состоявшемся в 1654 г. в доме некоего московского боголюбца. На соборе архимандрит Спиридон Потёмкин, игумен Досифей, протопопы Аввакум и Даниил, иерей Лазарь, диакон Феодор, иноки Исайя и Корнилий осудили никонианскую ересь. Затем, по сообщению Симеона Денисова в «Винограде Российском», Афанасий жил в нижегородских пу́стынях. Известно, что пострижен в иноки он был в 1665 г., а из сведений, содержащихся в «Деяниях Московского собора 1666–1667 годов», следует, что он был «иеромонах из монастыря Пресвятыя Богородицы Казанския, села Лыскова, еже в Нижегородском уезде».

Старообрядческая память московского Спасо-Андроникова монастыря
Избранные святые: священномученики Павел, епископ Коломенский; протопоп Аввакум, иерей Лазарь; диакон Феодор и преподобномученик инок Епифаний. Икона находится в Покровском соборе Рогожского кладбища. Образ был написан в XIX веке, в Гуслицах — известном подмосковном старообрядческом центре

В 1667 г. инок Авраамий появляется в Москве и возглавляет здесь старообрядческую общину, ведет проповедническую деятельность, переписывается с пустозерскими узниками. 8 февраля 1670 г., когда при обыске у него отобрали письма протопопа Аввакума, инок Авраамий был схвачен и заключен в Стрелецком приказе на Мстиславовом дворе. Здесь его допрашивали митрополит Крутицкий Павелза бороду его драл и по щекам бил своими руками»), архиепископ Вологодский Симон, архимандрит Чудовский Иоаким, епископ Илларион Рязанский и др. Об этом допросе сам инок позже написал сочинение, известное под разными названиями: «Вопрос и ответ старца Авраамия» и «Ответ Павлу Крутицкому и властям».

Так как он не только не хотел каяться, но и продолжал доказывать, что реформа русской Церкви подорвала основы правоверия, то его заковали в железо и посадили в тюрьму. В заключении Авраамий продолжал писать и поддерживать связь с Пустозерском, составил челобитную царю Алексею Михайловичу, отличавшуюся резким тоном, и «Послание к некоему боголюбцу сущу о последнем времени», где он толкует о признаках пришествия антихриста в деятельности патриарха Никона.

Вскоре Авраамий был казнен: бит плетьми и сожжен в срубе на Болотной площади, что напротив Кремля за Москвой-рекой.

Главное произведение инока Авраамия — историко-полемический сборник «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения», куда кроме его собственных вошли сочинения протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, диакона Феодора, выдержки из творений святых отец, дораскольных церковных сочинений исторического и догматического характера. От другого сочинения, принадлежащего перу Авраамия, «Об антихристовой пестрообразной прелести» сохранилось только начало. Память св. прпмч. Авраамия совершается 15 (2) мая.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля