Юбилейный «Вестник Митрополии»

Современные издания «Вестника Митрополии»

Вот уже более двенадцати лет Московская Митрополия выпускает собственное печатное издание «Вестник Митрополии». На днях вышел в свет юбилейный пятидесятый номер.

Стоит сказать несколько слов о непростой истории этого издания. До революционных событий 1917 года в России издавались десятки газет и журналов, принадлежащих старообрядческим согласиям. Особенно благоприятный период старообрядческая пресса переживала после известного указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Из 32 дореволюционных старообрядческих изданий 27 появились после 1905 г. Старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, в России издавали 16 журналов и газет. Среди них такие известные и популярные газеты и журналы, как «Церковь», «Слово правды», «Голос Церкви», «Старообрядец», «Народная газета», «Голос старообрядца». В 1909 г. киевские старообрядцы начали выпуск журнала «Церковное пение», ставшего затем более универсальным по содержанию и переименованного в «Старообрядческую мысль» (1910–1917, по май включительно). С сентября 1913 по авг. — сент. 1914 г. в Москве издавался ежемесячный духовный журнал «Старообрядческий пастырь».

Стоит отметить, что непосредственно официального издания, выпускавшегося под патронажем Московской Архиепископии, не существовало. Судя по всему, такую функцию в разные годы выполняли другие популярные старообрядческие издания, которые рассказывали об официальных событиях церковной жизни: Освященных Соборах, новостях Архиепископии, освящении храмов и т.п.

После Октябрьского переворота 1917 года старообрядческая периодика была фактически запрещена. Такое положение сохранялось вплоть до конца Второй мировой войны, когда представители Архиепископии смогли добиться разрешения на выпуск церковного календаря. Этот календарь на долгие годы стал единственным периодическим информационным изданием старообрядческой Церкви. Несмотря на имеющееся желание издавать «Вестник Архиепископии» — а подобные планы имелись с конца 40-х, — все попытки получить разрешение у властей терпели неудачу.

Разумеется, церковный календарь не мог заменить собой полноценное информационное издание. Он выходил раз в год, в нем могло публиковаться весьма ограниченное количество материалов, а сам журнал тщательно проверялся сотрудниками Совета по делам религий. Советские чиновники должны были просматривать весь макет журнала и отмечать на каждой странице разрешение на ее печать.

Положение изменилось лишь после 1988 года и празднования тысячелетия Крещения Руси, когда в нашей стране постепенно открылись шлюзы второго за XX век освобождения духа и совести. Полученные в конце 80-х — начале 90-х годов свободы, однако, не принесли немедленных плодов. Издательская деятельность старообрядческих согласий, и в том числе Русской Православной Старообрядческой Церкви, в 1990-е годы была незначительной. Причиной этого в первую очередь стало драматическое состояние Церкви после десятилетий безбожного террора. Не хватало ни сил, ни средств, ни специалистов для развития полноценной издательской деятельности. Имеющихся возможностей хватало только на издание самого необходимого — церковного календаря, молитвенника и отдельных богослужебных чинов.

Однако в старообрядчестве зрело понимание, что без качественной старообрядческой периодики, в том числе и официальной, невозможно нормальное бытование Церкви в условиях современного информационного общества. Также выяснилось, что многие чада Русской Православной старообрядческой Церкви не в курсе основных событий церковной жизни, а решения Освященных Соборов неизвестны едва ли не большинству христиан.

Один из номеров «Вестника Митрополии», изданных по благословению митрополита Алимпия Гусева

По этой причине в конце 90-х годов был поставлен вопрос о создании периодического официального издания Московской Митрополии. Первая попытка создать такое издание была сделана в 1999 году. По благословению митрополита Алимпия (Гусева) новый журнал получил название «Вестник Митрополии — бюллетень информационно-издательского отдела Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви».

Главным редактором журнала стал настоятель Покровского кафедрального собора Москвы протоиерей Леонид Гусев, обязанности выпускающего редактора исполнял Е.Е. Елисеев. В «Вестнике» публиковались обращения митрополита Алимпия, краткие новости, официальные церковные документы. Журнал был небольшой по объему, печатался на обычной газетной бумаге с единичными черно-белыми иллюстрациями.

К сожалению, его издание длилось лишь до 2001 года и после выпуска пятого номера было прекращено по финансовым обстоятельствам.

На февральском соборе 2004 года, утвердившем предстоятелем РПСЦ  митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), было принято решение во что бы то ни стало возобновить издание «Вестника». На соборе были высказаны мнения, что без такого издания уходит в полное небытие вся новейшая церковная история, а христиане лишены информации о важнейших церковных событиях. Главным редактором нового «Вестника Митрополии» был назначен настоятель Никольского храма у Тверской Заставы (Москва) иерей Алексей Лопатин, а редакторами-составителями стали пресс-секретарь митрополита Андриана С.Г. Вургафт и редактор Информационно-издательского отдела Г.С. Чистяков. В конце 2005 года после Освященного Собора, состоявшегося после кончины митрополита Андриана, главным редактором был назначен новый руководитель Информационно-издательского отдела А.В. Антонов, а редактором-составителем — Г. С. Чистяков. С этого момента состав редакции не менялся на протяжении 11 лет.

За годы, прошедшие после возобновления издания «Вестника Митрополии», было издано 50 номеров журнала. Кроме собственно «Вестника», неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как, например, поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и многим другим. За это время «Вестник Митрополии» претерпел некоторые внешние и внутренние изменения. Увеличился его объем и количество публикуемых фотографий, существенно улучшился полиграфический уровень издания. Теперь оно выпускается на высококачественной бумаге с цветными иллюстрациями.

Приложения к «Вестнику Митрополии»

За эти годы «Вестник Митрополии» стал настоящей летописью Русской Православной Старообрядческой Церкви. В нем публикуются не только постановления Соборов и Советов Митрополии, но и многочисленные материалы о современной жизни старообрядчества, репортажи с научных конференций, межстарообрядческих круглых столов, рецензии на новинки литературы.

Несмотря на широкое развитие Интернета, позволяющего знакомиться с новостями, можно сказать, в реальном времени, это издание по-прежнему остается актуальным благодаря тому, что информация, запечатленная на бумаге, остается неповрежденной десятилетиями и даже веками, что невозможно для современных электронных СМИ.

В Интернете не всегда просто отыскать публикации, сделанные 5–10 и более лет назад. Некоторые исчезли по техническим причинам, другие были  удалены и пропали безвозвратно. На этом фоне традиционные бумажные издания «Вестника Митрополии», даже изданные 12 лет назад, и сегодня выглядят как новые, беспристрастно открывая читателям не только страницы современной жизни, но и очень многие факты всё более отдаляющейся церковной истории. И по сей день «Вестник Митрополии» РПСЦ остается самым регулярным периодическим печатным изданием в старообрядчестве.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (2)

  1. Сергий 985

    Не нашел вестник в электронном виде. Почему бы не выкладывать на сайт митрополии?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля