155 лет со дня рождения архиепископа Стефана (Расторгуева)

25 октября исполняется 155 лет со дня рождения архиепископа Стефана (Расторгуева) — мужественного борца за Божию правду, пролившего свою кровь за Христову веру в годы Сталинских репрессий.

Архиепископ Стефан (в миру Сергий Яковлевич Расторгуев) Русской Древлеправославной Церкви родился 25 октября (13 октября по старому стилю) 1861 года в г. Екатеринбурге Пермской губернии в семье потомственного почетного гражданина крупного золотопромышленника купца 1-й гильдии Якова Ивановича Расторгуева.

Архиепископ Стефан (Сергий Яковлевич Расторгуев)

Жизнь семьи Расторгуевых была неразрывно связана со Свято-Троицкой единоверческой церковью Екатеринбурга, прихожанами и попечителями которой они являлись на протяжении всей своей жизни, в этом же храме был крещен и Сергей Яковлевич. По окончании 5 классов Екатеринбургского Алексеевского реального училища и вплоть до революции Сергий Яковлевич работал служащим мануфактурного дела.

В начале ХХ-го века в среде единоверцев начались сильные преобразовательные процессы. Единоверие желало духовной свободы, избавления от господства и произвола полусветского новообрядческого Синода, возрождения церковной соборности. В январе 1912 года Сергий Яковлевич участвовал в Первом Всероссийском съезде единоверцев. В начале 1920-х годов в Уфе он стал одним из горячих сторонников Уфимского церковного управления, основу которого заложил архиепископ Андрей (Ухтомский)27 октября 1923 года в Воскресенском единоверческом монастыре Златоустовского уезда Сергий Яковлевич был пострижен в иноческий чин с благословения епископа Давлекановского Иоанна (Пояркова), в храме Покрова Пресвятыя Богородицы, священноиноком-схимником Стефаном.

В 1923 году Сергий Яковлевич был арестован Уфимским ГПУ, в застенках которого провёл 21 день, после чего был отпущен на свободу. 11 октября 1925 года возведён в сан игумена Воскресенского единоверческого монастыря Златоустовского округа епископом Саткинским Руфином (Бреховым), а 16 октября 1925 года им же рукоположен в сан священноинока.

Сергий Яковлевич был сторонником церковного курса владыки Андрея (Ухтомского), негативно относился к «Декларации» Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), изданной в 1927 и предусматривавшей полную лояльность советской власти. В 1927 году Сергий Яковлевич арестован Красноуфимским ГПУ, но был вскоре освобождён.

16 сентября 1929 года присоединился в г. Каменки Пензенской губернии к Древлеправославной Церкви, и с 1929 по 1934 гг. был епископом Уральским и Бугурусланским. 29 ноября 1932 года органами Бугурусланского ОГПУ епископ Стефан был вновь арестован, ему было предъявлено обвинение в антисоветской агитации и пропаганде, а также в контрреволюционной организационной деятельности.

Архиепископ Никола (Петр Алексеевич Позднев)

Освободившись из ГПУ после нескольких месяцев заключения, епископ Стефан вновь вернулся к своему святительскому служению. С 4 сентября 1934 года, после погребения архиепископа Николы (Позднева), он становится местоблюстителем архиепископского престола, а в 1935 году соборно возводится в сан архиепископа Древлеправославной Церкви.

27 июля 1937 года органами НКВД УГБ по Оренбургской области архиепископ Стефан был в очередной, теперь уже последний, раз арестован. 31 августа 1937 года тройкой УНКВД приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 2 сентября 1937 года в Сталинграде. Реабилитирован в 1989 году.

Владыка Стефан был человеком безупречной христианской жизни, он всегда служил Христу, от Которого и сподобился с честью принять мученический венец.

Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви в 2007 г. прославил епископа Стефана в лике святых.

Подробнее о жизни епископа Стефана читайте в разделе нашего сайта «Личность эпохи», где собрана самая полная архивная информация.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (14)

  1. Семен Шуйский

    если употреблять термин "Сталинские репрессии", то надо знать, что они начались с 1938 года, и против кого были направлены. И ни одного служителя церкви не коснулись, более того Иосиф Виссарионович тогда же приказал пересмотреть дела арестованных священников, в результате — около 8000 из них были освобождены из заключения.
    "Девять из десяти книг по истории России издаются теми, кто не хочет, чтобы мы ее знали" — (забыл фамилию профессора).

    • Alexander P-ky

      Сталин был генсеком с 1922 года, поэтому с этого периода он несет ответственность за все что происходило в СССР. Именно Сталин в 1929 объявил годом великого перелома, когда началась коллективизация и массовое закрытие храмов и репрессии священства.

    • Alexander P-ky

      http://his95.narod.ru/doc22/4.htm Речь Сталина 1929 года о ликвидации кулачества как класса

    • Alexander P-ky

      А вот какие по следам речи были постановления. Это и есть сталинские репрессии

    • Дмитрий

      Столько священства и мирян было угроблено в период сталинского правления, в том числе и старообрядческих, не говоря уже о том, сколько храмов было закрыто, взорвано, разграблено.

    • Семен Шуйский

      когда читаете и обращаетесь, прикладывайте ум и сердце. генеральный секретарь ВКПб — это организационный руководитель в одной из противоборствующих в стране партий, не путайте с Генеральным секретарем КПСС. Это как секретаря одного из парткомов обвинять за действия директора завода. Дальнейшая дискуссия не для этого жанра. Могу лишь порекомендовать прочитать полную биографию И.В.Сталина и книгу "Реабилитации не будет" проф. Столешникова А.П.

    • Константин Краснов

      Лучше поставить ему памятник в Орле, рядом с И.Грозным, только ростом поменьше и без лошади….

    • Alexander P-ky

      Семен, я ничего не путаю, ибо будучи историком, привык доверять не интерпретациям, а документальным фактам. Я Вам привел конкретный пример взаимосвязи между публичным выступлением Сталина и действием местных органов власти. Подобных примеров можно найти сотни и тысячи. Однако, Вы этот факт, как и вообще разговор о коллективизации проигнорировали. Что касается должности, то в условиях диктатуры партии ВКПб должность генсека оной не носила лишь организационной характер, а руководящий и направляющий. Естественно, что сразу Сталин власть абсолютную в стране не получил, однако уже к 1929 убрал большинство противников своих. Не стоит забывать, что на тот момент Бухарин, Зиновьев, Рыков вполне были сталинистами и членами внутрипартийной сталинской фракции.

    • Alexander P-ky

      Что касается взаимосвязи партком — дирекция завода, то она очевидна. Уже в 30-е годы представить себе, что директором крупного завода может быть беспартийный человек — крайне сложно, поэтому по хозяйственной линии директор подчинялся главку наркомата/министерства, а по партийной — месткому, парткому, горкому, обкому и далее наверх.

    • Алексей

      Семен, что значит одной из противоборствующих в стране партий? начиная с 1921 г. в стране была только одна партия — партия большевиков, а секретарь партии (позже генсек) фактическим руководителем страны, мы все знаем именно генсеков, а вот перечня формальных глав государства врядли кто сможет перечислить, к тому же они менялись чаще. так что безусловно вся тяжесть вины за репрессии на партии коммунистов-большевиков и ее руководителе. А репрессии против церковнослужителей продолжались и в 40-е и в 50-е годы, и даже позже.

    • Семен Шуйский

      Прошу прощения, но на сайт выхожу, когда лежу — болит спина. Мне, крестьянину, как-то неловко спорить с хорошими историками советской школы, поставившими И.В.Сталина вперед Ленина уже в 1921г. и считающими исчезнувшими к 21 году миллионы эсеров, меньшевиков и прочих перед несколькими тысченками идейных большевиков. По-вашему, если КПСС запретили, то исчезли по-советски думающие и подспудно действующие в "местных органах власти" руководители "из бывших" и большая часть народа. Если есть цель, они и в ЕР вступили. Представляется, что вы понимаете развитие истории как события, происходящие с руководителями политических сил, оставляя главную движущую силу — разложенный на части ядом демократии народ.
      Что за должность «ген.секретарь», потрудитесь прочитать в Уставе ВКП(б). Это где-то третья ступень сверху. Прочитал и выступление И.В.Сталина: только зомбированные журналистским блудом о "сталинских репрессиях" понимают слова лидера антитроцкистского блока о "ликвидации кулачества как класса" как физическое уничтожение людей, а не подрыв экономической базы частного хозяйства через механизацию (точнее машинизацию) сельского труда. Попытаюсь провести "параллель": сегодня (против 90-х) на Севере фермер уже не может купить новый трактор без угрозы банкротства, но хозяйство определенно большего масштаба (колхоз), в которое вложит кто-то (советское государство) капитал, позволит себе не одну современную машину. Вполне допускаю, что лет через "-дцать" какой-нибудь исследователь сделает закономерный вывод об исчезновении фермерства "как класса", хотя "наверху" совершенно противоположные лозунги. Журналистам останется подвесить к этому домыслы о "путинских репрессиях" и аналогичная дискуссия повторится, как и все в истории человечества. Можно напомнить и о неприятии большинством сельского населения реформы Столыпина — деревне ближе община. Очень рекомендую историкам прочитать "Реабилитации не будет" и питерского проф.Козлова о конъюнктуре в истории. Может у вас спадут таки бумажные шоры.
      простите Христа ради!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля