8 декабря 2020 года в Москве, под патронажем Всемирного союза староверов, в рамках международного фестиваля документального кино имени Саввы Мамонтова состоялся премьерный показ документального фильма режиссера Константина Южного «Староверы юга России».
Фильм повествует о судьбе старообрядцев краснодарского края, чьи предки переселились в поисках Родины и свободной духовной жизни на Кубань из Румынии, Турции и Грузии. Они подвергались лишениям, трудностям и гонениям. Но это не сломило их, а сделало крепче. Теперь это сильные люди — строгие, требовательные к себе и окружающим, невероятно трудоспособные и крепкие в вере.
Открывая мероприятие, председатель Всемирного союза Леонид Севастьянов рассказал о своем посещении в начале 2020 года старообрядческой общины Сочи, о которой идет повествование в кинокартине. Ему довелось пообщаться с настоятелем общины о. Артемием Ефимовым, поучаствовать в разрешении вопросов и административных проблем, возникших у староверов Сочи. Леонид Михайлович отметил, что во время его визита съемки фильма были в самом разгаре и была достигнута договоренность организовать премьерный показ в Москве.
Затем выступила продюсер картины, директор культурно-исторического центра «Некрасовское — Сочи» старообрядка Валентина Костикова. Она рассказала, что не случайно занялась проектом, поскольку уже многие годы интересуется историей старообрядцев-репатриантов, ныне проживающих на Юге России. В частности, она представила книгу А. Зудина и Н. Власкиной «Русская связь», посвященную истории и культуре старообрядчества Юга России и зарубежья.
По словам Валентины, во время съемок фильма были использованы локации, связанные с жизнью старообрядческих общин Юга России. Это Краснодар, Сочи, село Покровка (хутор Новопокровский), которые являются историческим и духовным символом старообрядчества края. Сюда 70 лет назад приехали переселенцы из Турции и Румынии. Станица Бриньковская — это поселение, где проживают Приморско-Ахтарские старообрядцы. Фильм построен без участия специального ведущего. Каждая сцена — это своеобразная исповедь каждого человека, где-то через боль, а где-то через радость.
Затем зрителям был представлен кинофильм, герои которого поделились рассказами о судьбах староверов юга России.
Настоятель храма святых первоверховных апостол Петра и Павла хутора Новопокровский протоиерей Георгий Ефимов рассказал, с каким трудом пришлось в свое время создавать общину и возводить храм:
«Строительством храма мы занялись в 1986 году и тогда главной проблемой стало финансирование проекта. Самое неприятное было, что люди не верили, что храм можно построить. Не давали денег. Однажды на Рожество послали по селу людей собирать деньги на церковь. И в конце дня вернувшиеся посланцы принесли всего 10 рублей. Эти деньги были даны одной купюрой, которую пожертвовал единственный человек со всего хутора, да и тот в церковь никогда не ходил. Я бы в таком унынии, что и не знал, что предпринимать.
Однако обдумав ситуацию я решил, что люди поверят в перспективу, если строительство тронется с мертвой точки. И тут помог неожиданный случай. Меня познакомили с главой издательского отдела РПЦ митрополитом Волоколамским Питиримом (Нечаевым). И он дал 50 тысяч. Просто в пакете, без расписок, без ничего. Я таких денег и в руках не держал. После этого я каждый год приезжал к митрополиту, привозил фотографии, отчеты, докладывал о ходе строительства. Однажды он мне говорит:
«Зачем привозишь отчеты? Если потратишь не на храм, будешь отчитываться не передо мной, а перед Богом!»
(Митрополит Питирим также отказался принять в ведение издательского отдела РПЦ храмы и здания Рогожского кладбища, несмотря на то, что в конце 70-х такая такая возможность была — прим. редакции).
Были и другие подобные случаи. Однажды во время занятий воскресной школы к нам зашел незнакомый мужчина с улицы и передал сверток с крупной суммой. Имя свое называть он отказался, но сказал, что охотится в этих местах (а был сентябрь) и обратил внимание на красивый строящийся храм. Это вспомоществование было как раз кстати, потому что привезли кирпич, а рассчитываться было не чем. Как говорится, Бог послал».
Отец Георгий также рассказал о значимости нынешнего 400-летнего юбилея старообрядческого священномученика протопопа Аввакума, который особенно почитается среди староверов рассеяния, проживающих в разных странах и на разных континентах. Почитание старообрядческих мучеников распространено и в среде Приморско-Ахтарских старообрядцев, которые приехали сюда из разных уголков мира. Предки этих староверов в трудные минуты жизни вспоминали огнепального протопопа и приговаривали:
«Нам все-таки не так трудно, как Аввакуму. Нас хотя бы не сжигают».
Таким образом все предки вдохновлялись примером страдальцев. И не только самим Аввакумом, но и его ученицами, духовными чадами — исповедницей боярыней Морозовой и ее сестрой княгиней Урусовой. Отец Георгий также показал древнюю святыню – частицы мощей этих мучениц, которые были перенесены по благословению епископа Никодима (Елякина). Этим мощам воздается поклонение и они выносятся на наиболее торжественные праздники.
Прихожанка города Сочи Полина Замкова поведала о том, как ее предки в стародавние времена от гонений на веру переехали в Турцию, где многие годы жили зажиточно. Однако в ХХ веке представители СССР стали агитировать их вернуться на Родину. Подумав как следует, жители старообрядческого поселения согласились. Советский теплоход подошел с заводи ночью, не включая бортовые огни. Турки не желали отъезда общины, поскольку она по сути кормила этот регион благодаря своим «золотым рукам». Так вот в ночи люди на лодках поплыли к большой воде, чтобы пересесть на советский корабль. Но пока плыли, некоторые маленькие дети начали плакать и их пришлось окунать в воду из-за чего некоторые захлебнулись и погибли.
«Привезли нас в Россию и высадили на страшный заросший берег. Но наш народ не унывал. Мы расчищали, выжигали лес, построили землянки и бревенчатую церковь. Много поумирало от малярии, но наш народ все таки выстоял. Затем стали искать родственников. Нашли в Румынии, в Канаде, по всей России. В последние годы ситуация конечно лучше, строим новую церковь, собираем всем миром. В свободное время занимаюсь рукоделием, поскольку в прошлом работала в ателье и шила от исподнего до пальто. Сейчас шью поясочки для церковной одежды. Без пояса ходить в церковь не принято» — подытожила Полина Димитриевна.
Марина Лященко, преподаватель народного декоративно-прикладного искусства, познакомилась со староверами, когда писала дипломную работу о культуре и быте липован. С большим удивлением выяснила информацию, что в Приморско-Ахтарском районе, где живет ее бабушка, также есть старообрядцы. Так она совершенно случайно узнала, что и ее предки принадлежали к древлеправославию. Прадеды из-за гонений сбежали из Курской губернии на Дальний Восток, а в советское время переехали в Черноморское Приморье.
Иподиакон Успенского храма Сочи Тимофей Машинин рассказал, что родился в западной Грузии, селе Григолети. Он поделился воспоминаниями о священноиерее Пантелеймоне, создавшем несколько приходов в Полтавке, Поти, Натанеби, Уреки. Количество верующих в этих местах было столь велико, что в праздники христиане находились не только в храме, но и стояли во дворе. Клироса были переполнены мужчинами.
Прихожанка города Сочи Евдокия Срипко происходила из семьи невоцерковленных безпоповцев Томска. Первое духовное окормление она получила в старообрядческом иноческому скиту, расположенном в районе поселка Краснояр на Оби в 100 км от Томска. Там она с мамой прожила около 20 лет.
Настоятель Успенского храма в Сочи о. Артемий Ефимов рассказал о важном событии в новейшей истории старообрядчества, когда после 170 летнего перерыва в 2017 году было восстановлено литургическое общение между старообрядцами юга России (Древлеправославная Архиепископия Новозыбковская иерархия) и Русской Православной старообрядческой Церковью (Белокриницкая иерархия).
После просмотра кинокартины состоялась дискуссия. В ней приняли участие режиссер фильма «Староверы юга России» Константин Южный, кинопродюсер Федор Луковцев, директор института религии и политики Антон Игнатенко, известный экономический и финансовый аналитик Андрей Гайдамак, спутница жизни, а ныне вдова выдающегося русского философа Александра Зиновьева — Ольга Зиновьева. С помощью Федора Луковцева была проведена прямая линия со староверами Австралии, которые также смогли принять участие в беседе.
Также выступил настоятель храма святителя Николы, что на Берсеневской набережной, игумен Кирилл (Сахаров). В частности он отметил:
«Уникальность фильма в том, что рассказывали о себе в основном простые миряне. На хорошем русском языке – и где? – не в столице или на севере, а именно на юге России, где старообрядчество сравнительно менее распространено. Успех фильма очевиден благодаря, прежде всего, силе подлинности, настоящести тех, кто свидетельствовал о духовной мощи и красоте древлеправославия. Старообрядцы, жившие в Турции, в большинстве своем вернулись только в начале 60-х годов прошлого века. Они помнили завет казачьего атамана Игната — не возвращаться в Россию при царях. И в Турции и в Румынии у них были прекрасные условия для жизни, но они стремились в Россию, чтобы здесь положить свои кости».
Игумен Кирилл поблагодарил организаторов кинопросмотра:
«Мероприятие было прекрасно организовано, все чувствовали себя естественно, царила доверительная обстановка. Выступили почти все присутствовавшие на презентации. Положительное впечатление дополнил отличный фуршет, подготовленный поваром из Италии. Особенно запомнилось одно из фирменных итальянских блюд — тыквенный суп с семечками».
Комментариев пока нет