Старообрядцы Ржева на памятных местах Смоленска

Морозным октябрьским утром, 31 числа, прихожане Покровской старообрядческой общины города Ржева, численностью около 20 человек, во главе с протоиереем Евгением Чуниным отправились в древний город Смоленск. Путь пролегал вблизи городов Смоленщины: Сычевка, Новодугино, Вязьма, Сафоново и Ярцево. Проведя в пути 4,5 часа, ржевские старообрядцы прибыли в Смоленск, в местечко Смядынь, на берег реки Днепр. Именно на этом месте, в устье реки Смядыни,  тысячу лет назад в борьбе за киевский престол наемниками Святополка Окаянного был убит князь муромский Глеб — сын великого князя Владимира — крестителя Руси, впоследствии один из первых православных русских святых.

Памятный знак на месте убиения князя Глеба
Памятный знак на месте убиения князя Глеба

В 1070-е годы на Смядыни была построена деревянная церковь, а в 1145 году — каменная. В 1138 году на этом месте упоминается Борисоглебский монастырь. В настоящее время обитель не сохранилась.

 Поклонный крест и новообрядческий храм на Смядыни
Поклонный крест и новообрядческий храм на Смядыни

На сем памятном месте состоялся молебен святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, во святом крещении нареченным Роману и Давыду. Молебен возглавил протоиерей Евгений Чунин, ему сослужили иерей Димитрий Чунин, протодиакон Иоанн Чунин, а также чтецы и певцы Покровского храма г. Ржева и старообрядцы Смоленска. По окончании молебствия о. Евгений произнес проповедь, в которой указал на печальную современную тенденцию, когда люди не понимают смысла христианского подвига князей Бориса и Глеба. Многие наши современники считают, что первые русские святые князья должны были, невзирая на одну из главных заповедей «Не убий», пойти на братоубийство. Однако им была настолько дорога православная вера, что они предпочли, не нарушая эту заповедь, поддаться своему брату Святополку Окаянному. О проблемах почитания древнерусских святых в старообрядчестве читайте в следующих публикациях: «Правдивая страстотерпца и истинная Евангелию Христову послушателя», «Протоиерей Андрей Марченко: В Староверии слабо распространено почитание святых дораскольной Руси», «Иерей Иоанн Курбацкий: Удручает ситуация, когда забываются такие славные святые, как Борис и Глеб».

О. Евгений говорит о значимости христианского подвига князей Бориса и Глеба
О. Евгений говорит о значимости христианского подвига князей Бориса и Глеба
Фотография на память
Фотография на память

По окончании проповеди состоялось общение за чаем. В Смоленске существует старообрядческая община, ведутся разговоры и о строительстве  здесь храма, однако в этой ситуации присутствуют некоторые трудности с получением участка под строительство церкви. Ближайший старообрядческий храм есть в городе Сычевке Смоленской области. Кроме того, старообрядцы проживают в Вязьме, Гагарине, деревнях Смоленщины. После непродолжительного общения с братьями по вере ржевские путники отправились на интереснейшую и увлекательную экскурсию по городу.

Одна из башен крепостной стены в Смоленске
Одна из башен крепостной стены в Смоленске

Смоленск располагается на обоих берегах Днепра. Это один из самых древних городов нашей страны. Впервые город упоминается в 863 году. На долю Смоленска выпало немало исторических испытаний. Это и битва на реке Калке, сражение с татаро-монголами, литовскими завоевателями, поляками в 1609-1611 гг., Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Смоленск неоднократно был сожжен  дотла и разрушен, однако каждый раз возрождался и становился все прекраснее. История Смоленска связана с именами его выдающихся уроженцев: Михаила Тухачевского, Николая Пржевальского, Павла Нахимова, Юрия Гагарина, Григория Потемкина, Михаила Глинки, Александра Грибоедова, Федора Глинки, Михаила Егорова и многих других.

Памятник композитору М.И. Глинке в  парке Блонье в Смоленске
Памятник композитору М.И. Глинке в парке Блонье в Смоленске

В настоящее время Смоленск — один из чудесных городов России. Несмотря на трагические события в истории города, в Смоленске сохранились замечательные памятники архитектуры XII века. Одним из таких является Михайло-Архангельская церковь. Храм был построен во время правления князя смоленского Давыда Ростиславича(1180-1197 гг.) и является уникальным памятником домонгольского храмового зодчества.

Храм Архангела Михаила в Смоленске. XII век
Храм Архангела Михаила в Смоленске. XII век

Великолепным памятником Смоленска является Успенский собор, расположенный на Соборной горе. Возведен был в XVIII веке, на месте собора XII века.

Успенский собор
Успенский собор

В Успенском соборе находятся мощи Меркурия Смоленского и икона Смоленской Богородицы (XVII век).

Еще одной достопримечательностью Смоленска является Лопатинский сад, созданный в 1874 году на месте бывшей Королевской крепости по приказу губернатора А.Г. Лопатина и впоследствии названный в его честь. Лопатинский парк богат на военные памятники.

Памятник защитникам Смоленска 1812 года
Памятник защитникам Смоленска 1812 года

Здесь расположен памятник защитникам Смоленска 1812 года, Пушка, памятник Софийскому полку и другие.

Памятник зодчему Федору Савельичу Коню
Памятник зодчему Федору Савельичу Коню
Памятник Софийскому пехотному полку в Лопатинском саду
Памятник Софийскому пехотному полку в Лопатинском саду

После посещения смоленских красот и достопримечательностей ржевитяне двинулись в обратный путь, по дороге помолившись павечерницу и распевая духовные стихи. Во Ржев путники прибыли около 22 часов.

Фото автора

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. Сергей Шуйский

    стоит ли поминать Тухачевского расстреливавшего крестьян из пушек?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля