19 января (6 января по старому стилю) старообрядцы празднуют Крещение Господне — Богоявление. В этот день верующие вспоминают Евангельское событие — Господь Исус Христос принял крещение от Иоанна во Иордане. В это время было явление Пресвятой Троицы: с неба был слышен голос Бога Отца, Сын вышел из воды, на него сошел Святой Дух в виде голубя. Потому и праздник называется также Богоявлением. Накануне праздника, в сочельник, и в самый день Богоявления совершается освящение воды.
Вода, освященная 18 января, называется Великой Агиасмой. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи, кропить во всех местах дома, даже нечистых. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути, один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо житейских нужд строго воспрещается — ее хранят как великую святыню. Если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами (как и в том случае, если пролилось Причастие). Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Г. Чистякова «Великая вода». Вода, освященная в самый день праздника Богоявления, в течение последующего года благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв.
Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Мнение о святости всей воды вообще, вероятно, возникло в среде безпоповцев. В разных согласиях безпоповцев и в разных общинах существуют диаметрально противоположные понятия о святой Богоявленской воде. В некоторых общинах ночью из крана или колонки наполняют сосуды, которые прихожане оставили с вечера, устанавливают их на столе, покрывают и оставляют до утра. В сам день праздника во время богослужения наставник кадит сосуды с водой. После службы прихожане уносят воду домой. В других приходах считают, что святой может быть только та вода, которую освятили путем каждения и опускания в нее Креста.
У безпоповцев часовенного согласия сохранилось понятие о Великой Агиасме. Они до настоящего времени пользуются водой, освященной последними священниками, «разбавляя», восполняя ее количество новой водой. Богоявленской водой часовенные кропят дом и двор, пьют ее. Через два часа вода становится неприкосновенной, ею пользуются в исключительных случаях, например, дают умирающим. Для освящения осквернившихся сосудов и повседневных нужд часовенные используют «малую» августовскую воду. В отличии от представителей новообрядческих церквей в старообрядчестве нет обычая окунаться в проруби в самый день Крещения. Считается, что эта традиция появилась сравнительно недавно и является, по сути, народным обычаем, не имеющим церковного значения.
С великоторжественным праздником всех древлеправославных христиан.
Как и другие чинопоследования таинств, обряд водоосвящения очевидно развивался постепенно. Трудно представить, чтобы до времен патриарха Петра Гнафеса воду в ночь Богоявления набирали без со всякой молитвы. Вероятнее всего в этот период из уже имеющихся молитвы был составлен упорядоченый чин.
И даже после этого, в течении веков чинопоследование освящения Великой Воды претерпевало изменения и получало дополнения. Думается, что на Руси окончательная форма этого чина закрепилась лишь в XVII веке.
В сети была информация, что чин освящения воды введен Антиохийским патриархом Петром Гнафесом.
Означает ли это, что само понятие Великой воды до того не существовало, и просто набирали воду, как пишет Златоуст?
Или освящение было в другой форме?
"взятая в ночь на Крещение, она имеет особые свойства (не портится). Это не заменяет святую воду, //но природное естество воды обновляется. Я не берусь это объяснять, но факт остается фактом./ некий ученый нашел ответ (по памяти): в эту ночь Солнце направляет на Землю поток каких-то частиц в 200 раз превосходящий обычное, что придает воде необычные свойства — только почему это происходит именно в Праздник Крещенья и по "старому" календарю наука не ведает…
Спаси Христос отец Андрей за исчерпывающие ответы.
Равны все в правах на Царство Небесное, это, несомненно, так, но в служении Церкви и происходящих отсюда правах и обязанностях, несомненно, неравны. Об это читаем у апостола: "В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении" (2Тим.2:20), — и в другом месте читаем: "Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф.4:11,12), — и еще: "И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон" (Евр.5:4).
Таким образом, все православные равны, но некоторые, действительно, равнее :)
"Все священнослужители: архиереи, попы и диаконы причащаются именно так"
"Поэтому теперь за мирянами следят" :))))
Все православные равны, но некоторые равнее…
Ну, это уже частности. В РПЦ этот вопрос не регламентирован. Ни в Булгаковской Настольной книге священнослужителя, ни в Пименовской об этом указаний не обретается. То есть для них и так, и так правильно.
Да, только в староверии подаются Тело и Кровь + два раза еще только Кровь, в РПЦ, например, один раз Тело и Кровь.
Нет, не новодел. Он собственно, и не исчезал никуда. Все священнослужители: архиереи, попы и диаконы причащаются именно так — пьют из Чаши и Тело принимают своей рукой. Так и в РДЦ, и в РПСЦ, и в РПЦ. Мирянам же сие воспретили поскольку они стали употреблять Причастие не по назначению, а где-то, видимо, ронять и т.п. Поэтому теперь за мирянами следят, чтобы они еще и запили Причастие, чтобы было явно, что проглотили и никуда не денут.
Интересно! Выходит, критикуемый в статье http://ruskline.ru/analitika/2017/01/17/ne_trogajte_nashe_bogosluzhenie/#comments /см. фотографию/ обычай не новодел? :)
При этом сама лжица была придумана как раз для причащения болящих :) Здоровые причащались Св. Кровью из чаши и Св. Плотью из собственных рук (зри 101-е правило 6-го Всел. Собора). И в Писании, полагаю, помните, что относительно вопроса веры (самоуверенности) ответил сатане Христос: "Не искушай Господа Бога твоего". И это при том, что стана ссылался на Писание, что, мол, по вере ничего плохого не будет, ибо сказано, что "на руках возьмут тя" и прочее.
Да, но мы же и верим, что не заразимся в грипп от общей лжицы :)
Безусловно, Владимир, по делам нашим и будет нам. Например, если мне память не изменяет, то в прошлом году в Иркутске много людей отравилось, напившись крещенской воды из Ангары. Но беззакония человека не отменяют благословения Божьего. Ведь если в Причастие подмешать крысиный яд (как делали в старом Риме), то едва ли святость Причастия сохранит жизнь причастнику…
Узнал вот :) чин освящения, когда "без попов" : Вычитывается так же вся служба как и в храме только без ектиний естественно. На чине освящения над заранее приготовленным сосудом возжигаются и устанавливаются свещи. На стихирах трижды погружается Крест, после чего оставшейся с прошлогоднего освящения Великой Водой освящается вода ".
Отцу Иоанну. "Взятая в ночь на Крещение" вода… Наверно, надо смотреть , откуда брать. Был свидетелем освящения вод, в которые сливается прямым ходом городская канализация. О нашем влиянии на "естество вод" и реакции Оттуда я и пытался сказать выше.
На этот раз я согласен с каждым словом о.Андрея. По мне, так он ответил исчерпывающе. Могут быть и дальше вопросы, но едва ли на них есть ответы.
Замечу, что я точно не апологет беспоповства и воду они "освятить" никак не могут (хотя могут покадить кацеей), но взятая в ночь на Крещение, она имеет особые свойства (не портится). Это не заменяет святую воду, но природное естество воды обновляется. Я не берусь это объяснять, но факт остается фактом.
Чтобы правильно понимали: возможность использования "беспоповской" воды, конечно, гораздо уже. Эффективность никто не замерял, но свойства ее изменяются.
Думаю, что Господь любит нас больше, чем мы Его. Дает сирым какое-то утешение.
Благодарю. Замечу только, что я не считаю, а спрашиваю :). К воде, набранной из источников, отношение не однозначное. Да, великий праздник и освящается естество вод. Но если это естество человек загубил /в экологическом смысле/, как оттуда, сверху, на это богоборчество смотрят? Не по делам ли нашим будет нам? :)
Вот Вы сами признаете два вида, почему же не может быть и третий? А вопрос Ваш не имеет смысла, как вода Малого освящения не заменяет Великую, так и вода от источников оной не заменит. Освящение и меру имеет разную и цель. Впрочем, Вы-то можете считать как угодно. Только сайт-то данный не полемический, а общестарообрядческий. А раз уж большая часть старообрядцев (все беспоповцы, многие поповцы) считает, что благодать Божия нисходит на все источники вод, то уничижать данный обычай все-таки неосновательно.
Andrey , речь идет вот о чем" "Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой". Вы возразили и считаете, что мнение не ошибочное. Выходит, вода святая в любом источнике. Значит, три вида святой воды, Великого освящения, малого и и вода из источников, набранная в праздник Крещения? А если святую воду из источника взять для Великого освящения?
Вода в храмах с древности освящалась для крещения оглашенных в сам праздник (потому и "огород городили"), а Господь освятил естество всех вод, и так не я считаю, а св. Иоанн Златоуст. Храмовая вода лишь для членов Церкви, ибо над ней возносятся соответствующие молитвы, в которых испрашиваются конкретные свойства воды для использования конкретными людьми — православными христианами. Рекомендую Вам ознакомиться с чинопоследованием Великого освящения воды. Что же касается естества вод, то они благословлены Богом помимо желания людей. В данном случае — это свидетельство о силе Божьей для неверных.
Andreyю :) По Вашему, в "в этот день" вся вода в источниках святая? Ну и зачем огород городить, в церквах собираться на водосвятные молебны да еще разных чинов? Набрал на роднике " в этот день" и все дела :)
Кстати, видео вообще не в тему. Это освящение воды по чину 1-го августа, а не на Богоявление.
Да к автору есть вопросы… Златоуст пишет, что в этот день крестился Господь и освятил естество вод, и с этим связано явное знамение, что воды, почерпнутые от источников, хранятся годами. А автор пишет, что сие беспоповская выдумка.