8 декабря 2019 года на Рогожском, в храме-колокольне Воскресения Христова, под председательством настоятеля Покровского кафедрального собора протоиерея Виктора Жельцова состоялось общее собрание Рогожской общины Русской Православной старообрядческой Церкви. Собрание было посвящено подведению итогов Освященного Собора РПсЦ 2019 года и утверждению отчета делегата Собора, представлявшего общину.
После открытия собрания с отчетным докладом выступил делегат общины Олег Хохлов. Пользуясь практическим отсутствием в СМИ расширенной информации о прошедшем Соборе (исключая Соборные Постановления), он изложил свою собственную версию соборных прений. Основное внимание было уделено соборной дискуссии о взаимодействии старообрядческой Церкви и общественных объединений, зарегистрированных в Российской Федерации. Несмотря на то, что Освященный Собор 2019 года выработал взвешенную позицию и постановил, что Церковь, с одной стороны, не может вмешиваться в деятельность общественных организаций, а с другой стороны — общественные организации не могут действовать и выступать от лица Церкви, Олег Хохлов призвал продолжить борьбу с неугодными, на его взгляд, организациями. Одной из главных целей своей жизни он обозначил борьбу с Всемирным союзом староверов. Тенденциозное, наполненное вымышленными фактами выступление Хохлова вызвало резкие и неприязненные высказывания некоторых присутствующих в адрес Освященного Собора.
Затем выступил делегат Освященного Собора от Сергиевской старообрядческой общины Сергиева Посада Дионисий Севастьянов. Он пояснил собравшимся подлинный смысл решений, принятых на Соборе, а также зачитал отдельные тезисы своего доклада, посвященного публицистической деятельности Олега Хохлова как блогера. В частности, участникам собрания было сообщено о его заметках в сети интернет, которые разжигают религиозную и политическую нетерпимость, а также содержат карикатуры. Иллюстрации с площадной бранью, коллажи с изображением эрегированного фаллоса и прочие непотребства, опубликованные в личном блоге «Старообрядческая мысль» Хохлова, произвели удручающее впечатление на участников собрания.
В этой связи Дионисий Севастьянов напомнил о решениях Освященного Собора 2010 года, который открыто осудил публикацию карикатур в христианских изданиях и признал недопустимым распространение подобной литературы. Невзирая на эти и прочие призывы священноначалия РПсЦ, Олег Хохлов продолжает разжигать нетерпимость и публиковать карикатуры на страницах своего блога. В ходе дискуссии Хохлов неоднократно предлагал собравшимся высказать отрицательное отношения к деяниям Освященного Собора, однако по окончании прений участники собрания общины разошлись по домам, не приняв никакого решения.
К сожалению, это не единственный случай, когда отдельные представители Рогожской общины стараются создать напряжение в отношениях с Освященным Собором и другими церковными структурами РПсЦ. В 2005 году активно распространялась информация, направленная против плана реконструкции и восстановления Рогожского, предложенного тогдашним мэром столицы Юрием Лужковым. Более подробно об этом можно почитать в статье «Юрий Лужков и рогожские страхи».
В 2006 году члены общины пытались опротестовать итоги Освященного Собора 2005 года, обвиняя его участников в подтасовке и фальсификации выборов Предстоятеля Церкви. Совсем недавно разразился «туалетный скандал», связанный с необходимостью сноса старых и изношенных туалетов, построенных на Рогожском в середине XX века. Во время этой истории Олег Хохлов активно разжигал противостояние, публикуя в интернете заявления, что члены общины «при малейшем подозрении на нарушение своих прав готовы пойти едва ли не в рукопашную». Также Рогожская община выступила против решения Освященного Собора об установке памятной стеллы в честь священномученика Аввакума, приуроченной к юбилею этого великого исповедника старой веры.
Попытки нормализовать ситуацию в общине были предприняты еще во время недолгого настоятельства в 2005–2008 годах протоиерея Иоанна Думнова. В этот период были разработаны положения о церковном совете, о ревизионной комиссии, о членстве в общине и другие важные документы. Однако после ухода о. Иоанна с поста настоятеля все эти полезные начинания так и остались на бумаге. Еще одна попытка уврачевания ситуации в Рогожской общине была предпринята на Освященном Соборе 2011 года. Этому вопросу было посвящено отдельное заседание Собора, на котором были приняты следующие решения:
15. О положении дел в Рогожской общине г. Москвы
15.1. Служащим в Покровском кафедральном соборе священникам уделять особое внимание духовному окормлению прихожан, способствуя укреплению мира и христианской любви;
15.2. Просить митрополита благословить второго священника для постоянного служения в Покровском кафедральном соборе из кандидатов, предложенных общиной;
15.3. Продлить заключенный при митрополите Алимпии договор с Рогожской общиной о разграничении прав пользования переданным Русской Православной Старообрядческой Церкви недвижимым имуществом;
15.4. Рекомендовать Рогожской общине избрать нового председателя общины;
15.5. Напомнить настоятелю Покровского кафедрального собора о необходимости исполнения Соборного постановления о назначении ризничего.
С тех пор прошло 9 лет, а соборные решения так и остались без исполнения.
Отношения между Освященным Собором и Рогожской общиной вновь обострились в 2013 году. После ряда оскорбительных заявлений со стороны рогожских делегатов, Освященный Собор принял решение снизить квоту представительства от Рогожской общины, которая до этого присылала на собор пять делегатов от мирян.
Собор постановил:
11.1. Всех служащих священников и диаконов считать делегатами Освященного Собора РПСЦ.
11.2. Установить норму представительства на Освященном Соборе для мирян по одному делегату от каждой общины.
К сожалению, от этого решения пострадали и другие крупные общины РПсЦ, имевшие право делегировать нескольких представителей от мирян. Таким образом, в целом количество мирян на Соборах ощутимо снизилось. С тех пор делегаты Рогожской общины каждый год пытаются ставить вопрос о восстановлении численности своих представителей на Освященном Соборе. Однако непрекращающееся напряжение, создаваемое некоторыми представителями общины, позволяет Освященному Собору раз за разом отклонять эту просьбу.
Сергiй CMLXXXV:
А как можно иметь не напряженные отношения с общиной которая постоянно гадит на дипломатическом поле? Дипломаты митрополии делают работу, достигают договоренностей, общаются с властью, договариваются о каких-то выгодных вещах. А потом прибегают какие-нибудь ревнители и начинают все эти достижения множить на нуль.
А зачем «дипломаты митрополии» делают работу и каких «договорённостей достигают» и о каких «выгодных вещах» договариваются с властью и для кого «выгодных»? И зачем всё это?
Выгодно хотя бы то, что московские власти привели Рогожское в порядок, восстановили здания и территорию, которые рогожская община не могла десятилетиями в порядок привести.
Aksiniya
Выгодно хотя бы то, что московские власти привели Рогожское в порядок, восстановили здания и территорию, которые рогожская община не могла десятилетиями в порядок привести.
Ну так это муниципальная территория. Они это обязаны делать. Опять же здания это памятник архитектуры и в Москве много старых зданий реставрируется. И разве Хохлов против этого выступает?
Вы спрашиваете зачем митрополия выстраивает мирные и деловые отношения с окружающим миром вместо того, чтоб постоянно расчесывать и подогревать враждебность, используя для этого любой самый безобидный повод?
То, что у общины плохие отношения с Митрополией известно во всей Церкви. Поэтому Освященный собор и запретил Рогожской общине посылать пять делегатов на Собор.
А как можно иметь не напряженные отношения с общиной которая постоянно гадит на дипломатическом поле? Дипломаты митрополии делают работу, достигают договоренностей, общаются с властью, договариваются о каких-то выгодных вещах. А потом прибегают какие-нибудь ревнители и начинают все эти достижения множить на нуль.
Автору:
«…от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.»
Мф. 12:37
К чему пачкать РВ такими анонимками?
Но раз община с упорством выдвигает в качестве представителей на соборы наиболее радикальных ревнителей, значит общину это устраивает, и значит община по духу и является такой ревнительско-агрессивной.
Наверное, такие общины надо расформировывать, а участников распределять для испрваления по другим общинам, в качестве реабилитации от последствий непомерного ревнительства. Чтоб ходили на богословские лекции, читали книжки, а не рвались в бой.
Рагожская община выдвинула Олега Хохлова как умного, рассудительного, адекватного представителя. Ваши слова :»значит община по духу и является такой ревнительско-агрессивной.
Наверное, такие общины надо расформировывать, а участников распределять для испрваления по другим общинам,» звучат как никоновский приказ, как ягода-ежовский рупор, подобные вам в 17 веке направляли людей за веру отцов на костры, на пытки, в ямы. В 1937 направляли в ГУЛАГ на «исправление». Мы старообрядцы, мы сами Соборно разберёмся с Божьей помощью.
С творчеством Олега Хохлова я знаком давно и неплохо. Борьба и обличение в нелицеприятных формах занимают в этом творчестве одну из лидирующих позиций. Это слабо сочетается с «умным, рассудительным и адекватным» если только оценку не дает такой же борец и обличитель.
Борцовство и обличительство это плохо. И большинство РПсЦ не поддерживают эти движения, совершенно правильно. Поэтому и живут в мире и согласии с окружающим миром, в том числе и нестарообрядческим. Борьба и обличительство вносят смуту, разрушают мир и создают ненужные проблемы. Я думаю агрессивное творчество Олега Хохлова наносит вред в первую очередь своим же, митрополиту, митрополии, другим людям которые долго выстраивают взаимовыгодные отношения с нестарообрядческим миром, а потом приходит представитель общины и начинает все крушить.
Насколько я могу судить из публикаций, вы старообрядцы как раз собороно пока и сдерживаете ревнителей-крушителей, не давая им разгуляться.
Пора Олегу Хохлову писать книгу «Моя борьба». С кем он только не боролся в эти годы. С сайтом «Современное древлеправославие», с аветяновцами из журнала «Неопалимая купина», с митрополитом Иларионом, с единоверцами, с крещенскими купаниями и т.д. и т.п.
Вот теперь борется с «Союзом староверов». А сколько еще впереди врагов, сколько предстоит борьбы, сколько еще надо сил, чтобы всех победить. Хотелось бы пожелать человеку больше здоровье, чтобы в конце концов остались силы на борьбу с собственными страстями.
Как бы человек не брал себе псевдонимы, хороший слог, остроту языка не утаишь, Глеб)
Кроме своей конспирологии, по существу вопроса есть что сказать?
А существо очень простое, обслуживающее интересы — как и во всяком частновладельчестком обществе — главного работодателя Рувера в который раз зачем-то упорно ввязывается в конфликт двух персон — О. Хохлова и Л. Севастьянова. Как совершенно верно ещё на Соборе сказали многие владыки и священники — разбирать конфликт двух людей неблагодарное дело. С обоих сторон звучат громкие заявления, обвинения, а реально ситуация, как говорится, «яйца выеденного не стоит».
Если бы ты был на собрании общины, то услышал бы подробную информацию, что все началось не сейчас и не с Леонида, а в 2013 году, когда я написал по заказу Алексея Владимировича Муравьева для общественно-политического портала ПОЛИТ.РУ (с которым я тогда периодически сотрудничал) аналитическую статью, посвященную выборам Римского Папы. Эта статья, перепечатанная в разных СМИ, и навела на мысль, что готовится глобальная прозелитическая операция по заманиванию старообрядцев в католическую церковь. Естественно, нашлись люди, которые «раскусили» этот заговор и начали активно сопротивляться ему. Такова версия, оглашенная на собрании общины. Мне, честно, хотелось бы узнать, сколько старообрядцев перешло после этой статьи в католическую церковь и сколько еще планирует.
Корни искать можно сколь угодно глубоко, однако со стороны эта борьба выглядит именно конфликтом двух личностей, на который накладывается и старинное противостояние Рогожской общины и Митрополии. Тем более, что каждая их сторон ходит жаловаться на другую не к комуни-будь, а к Митрополиту. И активнейшее участие родственников в конфликте лишь доказывает, что это, прежде всего, личностный конфликт.
Получается, что Хохлов сделал общину заложницей своего личного противостояния. Без него община жила бы спокойно и занималась своими делами.
Христиане дерутся, бесы радуются. А когда православные христиане — ликуют!
ага… ликуют, смакуют, чужие непонятки публично предлагают обсуждать
А вам бы все шероховатости спрятать, чтоб наружу все было образцово-показательно, и можно было на «никониан» пальцем тыкать?
Нет, как раз не надо вот так. Наоборот хорошо, что подобные статьи появляются. Чтоб нигде ни у кого не создавалось ложных представлений о чьей-то несуществующей святости.
Что хорошего в том, что появляются подобные лживые статьи? Для того «чтоб нигде ни у кого не создавалось ложных представлений о чьей-то несуществующей святости.» ? Совсем осатанели что ли?
Лживость статьи не доказана, все участники событий могут поучаствовать в дискуссии.
Осатанелость это попытки ревнителей постоянно с чем-то или с кем-то бороться, обличать и т.п. Ревнительство это и есть проявление осатанелости.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F Осатанелые они тоже?
Если ревнители ревнуют за искоренение своих грехов, и безжалостно в себе борятся с ними, то их потом канонизируют и уважают, не смотря на чудачества.
Современные же ревнители очень увлечены кем угодно кроме самих себя, своих личных грехов и проблем, проблем внутри их общины. Или у Рогожской общины нет проблем?
Это Вы уже выкручиваетесь. Вы чётко и бескомпромиссно написали, что «Осатанелость это попытки ревнителей постоянно с чем-то или с кем-то бороться, обличать и т.п. Ревнительство это и есть проявление осатанелости». Никаких больше оговорок Вы до и после не писали. Следовательно, в осатанелости Вы обвинили указанных мною исторических лисностей.
Даже святые люди могут быть подвержены элементам сатанинского поведения, что может характеризовать их поведение под действием этого духа как осатанение. Грех и есть осатанение, а греху подвержены без исключения все люди.
Ничего удивительного. Например, на мой взгляд, когда Иосиф Волоцкий (иже во святых) выступал за насилие над еретиками, то он демострировал осатанение.
Если какие-то ревнители своей ревнительской деятельностью — бездумной, горячей, нерасчетливой — вредят некому общему делу, то это тоже осатанение.
Свмч. Аввакум и святитель Павел Коломенский — осатанелые?
Я дал достаточно информации для самостоятельных рассуждений на тему.
Трезвомыслящие историки имеют веские претензии к этому кружку ревнителей благочестия. Они закошмарили последнего благочестивого патриарха Иосифа (который мудро понимал, что любые нововведения, даже благие, могут быть опасны) разными требованиями, включая распространение богослужебного единогласия за пределы монастырей. Единогласие вызывало недовольство на приходах, когда служба растягивалась необычайно долго, фактически до монастырской длительности. Это вызвало нестроения, отчасти ставшие прологом к никоновой реформе. И кстати, Никон был там первый ревнитель. Надо и апостола вспомнить: «Ревность не по разуму».
Таким образом, главный редактор «Русской Веры» согласился с мнением комментаторов, что члены кружка ревнителей благочестия были «осатанелыми личностями». Кроме того, Глеб Чистяков заявил, что борьба ревнителей благочестия с такими проявлениями церковной жизни как многоголосие явилось борьбой с патриархом Иосифом и прологом к никоновской реформе. По мнению главного редактора «Русской веры» источником нестроений накануне никоновской реформы был в том числе и священномученник и исповедник Аввакум.
Так и есть, именно этот кружок и протолкнул Никона в патриархи, о чем потом некоторые его участники сожалели.
примитивное суждение
Видишь, как можно просто и непринуждённо вроде и сказать полностью правду, но выставить человека с неприглядной для большинства сообщества стороны. Так и эта статья несёт лишь часть правды.
Я хоть и не отношусь к «трезвомылящим»историкам (было дело — мылился и не совсем трезвый), но осмелюсь заметить, что зашли уж слишком далеко — от проблем внутри Рогожской общины до свщм. и исп. Аввакума. Совсем как то …
А вы почитайте историков типа Зеньковского. «Кружок ревнителей благочестия» не имел отношения к последующиму движению старообрядчества, за исключением того, что некоторые члены кружка впоследствии стали исповедниками старой веры. На самом деле в кружок входили непосредственные реформаторы — будущий патриарх Никон, о. Стефан Внифатьев, Ртищев и отчасти сам царь Алексей Михайлович и другие. С началом реформ кружок распался, так как выяснилось, что его центральные фигуры (царь, Никон, Ртищев) видели переустройство церкви по киево-греческим образцам. Иногда путают «кружок ревнителей благочестия» о. Стефана Внифатьева, царского духовника с группой пустозерских узников в который как раз и входили вожди раннего старообрядчества.
А какое отношение эта общеизвестная информация имеет к некоторым членам современной Рогожской общины и их позиции? А Зеньковский в первую очередь философ ( типа того, как сейчас модно)
Поскольку речь зашла о современных ревнителях, был приведен в качестве образца, на мой взгляд не вполне удачный пример «Кружка ревнителей благочестия о. Стефана Внифатьева», где его глава и другие члены, типа Ртищева, хоть и назывались ревнителями, но собирались заниматься совсем другим, а именно церковными реформами. Таким образом, термин «ревнитель», вовсе не тождественен таким терминам как традиционалист или консерватор, или по-нашему старовер.
Речь шла о конкретных участниках этого кружка.
Ты забываешь ещё и святителя Павла. Да, кружок после вступления Никона на патриарший престол распался из-за внутренних несогласий, но называть ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ревнителей осатанелыми, с чем ты полностью соглашаешься, значит возводить хулу на свмч. Аввакума и святителя Павла, которые, кстати, ни разу не высказывали сожаления, что участововали в том кружке.