Протоиерей Валерий Шабашов: «Наша обязанность — создать благоприятную почву, чтобы молодежь не зарывала таланты в землю»

В предрождественские дни и особенно в Святки старообрядцы традиционно повышенное внимание уделяют детям и молодежи — в том числе и потому, что это время совпадает с государственными десятидневными каникулами, когда у подрастающего поколения есть время потрудиться, послужить Богу и уделить Ему свое время, а при этом заняться и самосовершенствованием. Взрослые же стараются позаботиться в эти дни о тех, кто со временем заменит их в храмах, на клиросах, а иные и во святых алтарях.

Праздник в Сепыче собрал духовенство и молодежь почти всех пермских приходов

Духовенство Уральской епархии старообрядческой Церкви, понимая, как важно находить к детям особые «ключики», уже много лет занимается с ними — помимо традиционных молодежных встреч зимой и летом, пастыри ищут другие способы привлечения детей и молодежи в храмы, причем делают это не насильственными способами, резонно понимая, что большого смысла от этого не будет, а самыми простыми, временами и оригинальными. Екатеринбуржцы и ребята из окрестных городов и поселков выбираются в сплавы и лагеря, которые организует профессиональный фольклорист Георгий Нестеров. Он учит их простым и обыденным, но в век гаджетов и хай-тека, многим неизвестными делам: разводить костер, самим готовить обед, ставить и складывать палатку, собирать катамараны, укладывать рюкзаки и отвечать за себя и за свою команду…

На празднике в Сепыче

Встречи молодежи в поселке Шамары Свердловской области — летние, приуроченные к престольному празднику Рожества Иоанна Предотечи, и зимние в конце января по случаю торжеств прославления иноков Константина и Аркадия — давно стали традицией, успешно объединяющей молодых старообрядцев Урала и Прикамья.

В Сепыче

Эти встречи уже неотъемлемая часть жизни старообрядцев Уральской епархии. Но для многих молодых людей их недостаточно, поскольку мероприятия эти разовые, после которых ребята разъезжаются по приходам, а некоторые — по отдаленным деревням и поселкам, и надолго остаются лишены главного — личного общения не только со сверстниками, но и со священниками.

В Сепыче, вторая слева — матушка Татьяна Парамонова

По словам благочинного старообрядческих приходов Пермского края отца Валерия Шабашова, почти во всех пермских храмах в последние годы проводятся мероприятия для детей и молодежи — конечно, не только в дни рождественских каникул и Святок.

В Сепыче после рождественского концерта

Повсеместно сейчас работают воскресные школы — в том числе и в тех общинах, которые долгое время были ослаблены отсутствием настоятелей.

В декабре у нас проводятся Аввакумовские чтения и я уверен, что подобные мероприятия надо проводить во всех приходах — подчеркну: во всех без исключения! — говорит отец Валерий, отмечая, что организовывать такие встречи и общение, в том числе научное, необходимо. — Это вполне реально и даже необходимо не только для молодежи, но и для нас, священников — сели в машину вдвоем-троем-четвером, и поехали. Это легко осуществимо — нужно лишь желание настоятеля в конкретном приходе и готовность организовать что-то подобное, привлекая молодежь.

Рожество в Бородулино

Протоиерей говорит, что хорошее начало положено у отца Вадима Матяша в пермском поселке Бородулино: пастырь около своего храма создал большую спортивную площадку — и молодежь этого села — кстати, и старообрядческая, и не-старообрядческая, постоянно, круглый год там собирается на игры, общение.

Специально священник никого не заставляет приходить в храм, но ребята, глядя на тех своих верующих сверстников, кто ходит молиться, тоже начинают заходить в церковь и задавать свои вопросы, — объясняет священник. — Отец Вадим, конечно, с радостью их встречает и старается на простом и понятном языке давать ответы, поддерживать молодежь и воодушевлять на добрые, хорошие дела. Я рад, что работа с молодежью проводится теперь практически везде: у отца Николы Парамонова в Сепыче начались мероприятия для подрастающего поколения, у отца Александра Чалова в Очере с успехом проходят встречи для молодежи.

Пермяки

При этом отец Валерий и сам завел традицию — уже долгое время он собирает у себя ребят разных возрастов. Такие встречи в Верещагино стали ежемесячными — пастырь открыт для общения, вместе с ребятами и девушками обсуждает насущные, волнующие их вопросы, и объясняет суть православия, стараясь не переходить на назидательный тон.

Причем собираются не пять-семь, а по 20-25 человек, — добавляет он. — Не все могут приезжать на такие встречи регулярно, поэтому на самом деле молодежи в нашем мероприятии задействовано гораздо больше. Если бы мне удалось за один раз собрать всех — набралось бы больше пятидесяти человек. И это люди активные, интересующиеся, увлеченные.

Для умудренного опытом протоиерея вопроса о том, готова ли современная старообрядческая молодежь воспринимать серьезные темы, быть разумными и поступать правильно в повседневных ситуациях, не стоит.

Молодежный лагерь в Перми в новогодние каникулы

Я часто хожу по городу по разным делам, и вот недавно вышел в магазин за хлебом, — рассказывает отец Валерий. — Мне навстречу идут взрослые и даже уже старые люди. Видят меня — чуть кивают головой и, наверное, думают, мол, этого вполне хватит попу Валерию. И вдруг следом — четверо школьников подходят и по очереди просят благословения, никого не стесняясь, на виду у всех прохожих. Они не стесняются, потому что понимают, что без Бога — не до порога. Я их благословил и задумался: значит, подрастающее поколение понимает не меньше, а может и больше, чем старцы с сединами в бородах и на головах? Этим поступком ребят я был потрясен — старые люди чего-то стесняются, а молодежь начинает понимать не меньше, а то и больше своих отцов, дедов и даже прадедов.

В декабре уральского пастыря удивили юные прихожане из поселка Шамары — они приехали в Пермь на Аввакумовские чтения, чтобы послушать серьезные доклады, но и сами в долгу не остались — исполнили стихеру Похвалы Богородице… на греческом языке!

Честно скажу: я был в восторге, когда услышал их: ведь они нигде языков не учили, просто кто-то им подсказал и они освоили новую для себя молитву — это потрясающе и вызывает уважение. Значит, молодежь развивается, не стоит на месте, — делится он. — И наша обязанность создать благоприятную почву для того, чтобы ребята не зарывали таланты в землю, а разумно пользовались ими, во благо себе, близким людям и, конечно, во славу Божию.

Фото Елизаветы Ризель

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (2)

  1. Многое сделал для старообрядчества в Пермском крае о.Валерий. Вот только на его малой родине (пос. Горбатовка входит в городской округ Дзержинск Нижегородской области) давно заявляют — то создают, то регистрируют, то землю оформляют, а дело по существу так и не движется. Поделился бы опытом с земляками.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля