20 лет со дня прославления во святых Константина и Аркадия, Шамарских Чудотворцев

В 2017 году исполняется 20 лет со дня прославления во святых Константина и Аркадия, Шамарских Чудотворцев. После гонительного советского времени, когда в старообрядческой Церкви не было возможности изучать и обсуждать вопросы прославления новых святых, в начале 90-х годов вновь началась исследовательская работа по этой теме. Одним из наиболее интересных фактов этого времени стало обращение христиан поселка Шамары Екатеринбургской области о возможности прославления во святых иноков Аркадия и Константина, убиенных злоумышленником в 1857 году и захороненных близ поселка Шамары. В обращении были приведены многочисленные случаи исцелений на месте их погребения, а также говорилось о давнем народном почитании священноиноков.

Икона Святые Преподобномученики Константин и Аркадий Шамарские. Автор иконы — Анастасия Антонова (Четвергова)

В период с 21 по 24 октября 1997 года в Москве под председательством митрополита Алимпия (Гусева), Московского и всея Руси, состоялся Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви, на котором и был рассмотрен этот вопрос. Материалы к прославлению священноиноков Шамарских готовились в течение нескольких лет. Местное уральское предание рассказывает, что тела убиенных иноков были обретены совершенно нетленными спустя около полугода со дня их мученической кончины, близ их могилы чудесным образом появился целительный источник. Эти события и множество явленных на месте упокоения иноков исцелений для тех, кто просил их святого заступления, способствовали тому, что множество людей присоединились к Церкви Христовой, укрепились духовно.

Более чем за год до Освященного Собора 1997 года, 13 мая 1996 года, духовная делегация Московской митрополии во главе с первосвятителем митрополитом Алимпием посетила Шамары и могилу священноиноков Константина и Аркадия с целью освидетельствования мощей сих Божиих угодников. В состав делегации входили: протоиерей Леонид Гусев (г. Москва), иерей Иоанн Устинов (с. Пристань Екатеринбургской обл.), иерей Георгий Гусев (г. Сызрань Самарской обл.), иерей Алексей Лопатин (г. Москва), иерей Валерий Шабашов (г. Верещагино Пермской области), иерей Михаил Татауров (п. Шамары), протодиакон Никола Будников (г. Верещагино), диакон Никола Татауров (п. Шамары Екатеринбургской обл.), диакон Александр Маслов (г. Москва), диакон Анатолий Лещев (г. Очер Пермской обл.), чтецы Иоанн Гусев, Максим Кидава (г. Москва), Тимофей Овчаров (г. Ярославль), уставщик Александр Панкратов (с. Устьяново Московской обл.), а также христиане и другие почитатели святости священноиноков, их могил и целебного источника.

Прибыв к памятному месту, митрополит Алимпий в сослужении членов духовной делегации совершили на иноческой могиле прославление Святой Пасхи, позже — заупокойную литию и молебен по Пасхальному чину. Затем было произведено освидетельствование останков священноиноков. Из-за огромного дерева, выросшего на могиле, вскрытие ее представлялось весьма сложным. Для осуществления намеченного рядом с захоронением силами шамарских христиан и других старообрядцев, сопровождавших владыку, был выкопан шурф, по которому землекопы постепенно продвигались к предполагаемому местонахождению останков. Земля еще не совсем оттаяла после зимы, поддавалась с трудом, работа шла медленно, приходилось прорубать грунт топорами и ломом. После снятия очередного грунтового слоя, показалась темно-коричневая древесная труха, под ней — полусгнившая береста, а затем и мощи.

Несмотря на то, что мощи пролежали полтораста лет в сырой земле, они не поддались разрушительной силе времени и оставались нетленными. Один из погребенных был опоясан железными веригами, проржавевшими от времени — это еще раз подтверждало принадлежность мощей священноинокам и подлинность свидетельств о них. По завершении работ мощи были положены в специально приготовленные для этого раки и новый гроб. После совершения митрополитом Алимпием и сопровождавшим его духовенством необходимых при этом церковных чинопоследований — положения во гроб и иноческого погребения — святые мощи были вновь преданы земле.
По окончании молебна над могилой была воздвигнута деревянная часовня, заранее подготовленная трудами шамарских старообрядцев. Ее весьма быстро и умело собрали, подобно древнерусским «обыденным» храмам и часовням. Строение было увенчано крестом Господним.

Рака с мощами преподобномучеников Константина и Аркадия в шамарском храме

Священные раки со святыми мощами были перенесены в Шамарский храм во имя Рожества Иоанна Предотечи. Их установили на почетное место в церкви, и теперь всякий молящийся имеет возможность приложиться к ним и по вере получить исцеление.

Обретение мощей нетленными стало последним и одним из решающих условием, необходимым для официальной канонизации, которая и совершилась в октябре 1997 года. Сочтя предоставленные на рассмотрение Собора факты и свидетельства убедительными, в результате полного и внимательного их рассмотрения, Освященный Собор постановил:

1. Канонизировать почитание преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских как местночтимых святых.

2. Совершать им службу по Общей минее в день их мученической кончины, 18 января (31 января по новому стилю).

3. Составить и напечатать в церковном календаре их житие, писать иконы с их изображением и освящать в их память престолы.

Также в последующие годы было несколько соборных постановлений, касающихся Шамарских святых. В частности, Освященный Собор 2006 года постановил:

8. О дате почитания преподобномучеников Аркадия и Константина Шамарских

8.1. Внести поправку в решение собора 2005 г. о дате почитания преподобномучеников Аркадия и Константина Шамарских.

8.2. Почитать память преподобномучеников Аркадия и Константина Шамарских 18 января (по ст. ст.)

 Владыка Андриан (Четвергов) на Шамарском крестном ходе. 2005 год

Так славно увенчались праведная жизнь и мученическая кончина святых Божиих угодников. Определение Собора, которому ныне исполняется 20 лет, доставило всем православным христианам духовную радость. Прихожане Шамарского прихода, паломники из других концов России и даже крестные ходы, возглавляемые предстоятелями старообрядческой Церкви, регулярно бывают у святых могил. На месте упокоения священномучеников и у целебного источника происходили и происходят по сей день многие чудеса и исцеления. Множество тому примеров известны, еще больше остаются неизвестными. 

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля