24 декабря минувшего года скончался один из старейших духовных наставников поморского староверия Михаил Васильевич Никитин. Сегодня, 1 февраля, на сороковой день после его кончины, директор музея истории НовГУ, сотрудник учебно-научной лаборатории этнологии и истории культуры Илья Мельников вспоминает о нем и знакомит читателей с его жизнью и трудами.
Михаил Васильевич Никитин родился 20 июля 1926 года в расположившейся на живописном берегу реки Мсти деревне Дубки Маловишерского района тогда еще Ленинградской области. На протяжении столетий в этой и соседних деревнях жили староверы филипповского, федосеевского и поморского согласий. По местному преданию, их жители происходили из переселившихся сюда в XVII в. карел, а во время путешествия Екатерины II по р. Мсте здешние крестьяне получили статус «вольных» государственных, а не крепостных. Это позволило им долго сохранять старую веру.
В д. Дубки, вероятно, еще с XVIII века существовал староверческий храм в честь Покрова Богородицы. В нем находилась особо почитаемая икона Одигитрии, считавшаяся чудотворной. При моленной в XIX веке существовал странноприимный дом. Дубская община воспользовалась вновь данным правом регистрации в 1907 году. Среди прихожан Покровской моленной значились крестьяне двенадцати деревень и жители посада Малая Вишера. Даже после революции 1917 года местная конфессиональная жизнь была очень активной, в соседних деревнях проводились диспуты с представителями «московской веры» — белокриницкими, и «питерской веры» — пашковцами. Последний такой диспут прошел в 1927 году, когда Михаилу Никитину был всего год. Несмотря на то, что в 30-е годы все местные наставники были репрессированы, староверие было здесь достаточно сильно, чтобы воспитать им достойную замену.
По воспоминаниям Михаила Васильевича, уже в детстве он почувствовал влечение к Богу. В то время, как сверстники начинали ходить по гулянкам, он, часто даже тайком от родителей, предпочитал посещать местный поморский храм. Здесь же Михаил обучился церковному чтению и пению, принимал активное участие в богослужениях. В 1946 году Дубская община, объединявшая теперь жителей пяти деревень, захотела получить официальную регистрацию. В своем заявлении верующие писали:
…по правилам <…> исполнять службы может только человек нашей веры, который у нас имеется и который может вести все службы согласно порядков нашей религии…
Этим человеком был двадцатилетний Михаил Васильевич Никитин, незадолго до этого благословленный в духовные отцы. Из всех членов «церковной двадцатки» Михаил Васильевич был самым молодым, и именно на его плечи легла ответственность за судьбу общины в тяжелые послевоенные годы и времена хрущевских гонений на церковь. После кончины последнего действовавшего наставника из соседней д. Полищи Тихона Григорьевича Григорьева (+1946) М.В. Никитин стал духовно окормлять практически всех христиан Маловишерского района.
Несмотря на ходатайства, ни Дубская, ни Полищская общины так и не были зарегистрированы, а в 1953 году Покровский храм вновь был закрыт. После этого М.В. Никитин переехал жить в пос. Бурга, где продолжал свое служение на домах у христиан. В отличие от патриаршей церкви, староверы новгородской области не имели зарегистрированных «служителей культа». Поэтому за свою веру и служение Богу без официальной регистрации Михаил Васильевич, по собственным воспоминаниям, несколько раз подвергался задержаниям и неоднократно проводил ночь в отделении милиции. Терпеливо переносить преследования он научился от наставника и начетчика Василия Ивановича Уличева (1870 – 1965), не один год проведшего в сталинских лагерях. От него же он перенял много знаний по церковнослужебному уставу.
М.В. Никитин поддерживал активную связь с христианами-поморцами Москвы и Петербурга, в 1990-х годах некоторое время служил в Рыбацком приходе Невской поморской общины. В конце 1980-х годов, после регистрации Новгородской поморской общины, его кандидатура рассматривалась в качестве ее возможного наставника, но в силу преклонного возраста это так и не осуществилось. Тем не менее, Михаил Васильевич активно помогал Новгородской общине, в частности, в храм Рождества Богородицы на Молотковской улице им были пожертвованы некоторые образа и книги из его богатого собрания.
В последние годы жизни Михаил Васильевич жил в пос. Бурга, изредка выполняя духовные требы местных христиан. Последняя панихида с его участием состоялась в 2015 году. М.В. Никитин, или дядя Миша, как его иногда звали, был известен почти всем в поселке и ближайших деревнях. Кроме богослужебного устава, он прекрасно помнил историю общины, множество преданий о родных местах. Даже отдаленно знавшие его земляки, не видевшиеся с ним десятилетиями, узнав о нашем знакомстве, неизменно передавали ему поклон. Дядя Миша пользовался уважением как староверов, так и «мирских» жителей, являя образец человека, полностью отказавшегося от всех попечений мира, семьи и благополучия ради служения Богу. Незадолго до смерти Михаил Васильевич переехал к родственникам в Санкт-Петербург, где и почил. Отпевание состоялось в Невской поморской общине. Погребен отец Михаил Никитин на кладбище в ст. Мстинский Мост, недалеко от которой он прожил большую часть жизни.
—————
Автор: Илья Мельников
В начале статьи ошибка в отчестве, Иванович не верно, он Васильевич. К слову сказать панихиду на 40 день служили в общинах Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и пос. Крестцы, вероятно так же молились в Малой Вишере и в Дубках (Горках), в общинах которые хорошо помнят этого замечательного, доброго и мудрого наставника и духовного отца. Особо скорбят те, кому посчастливилось служить вместе с Михаилом Васильевичем. Покой Господи душу усопшаго раба своего Михаила.