28 февраля в Москве состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве». В центре обсуждения — историческая и современная роль мирян в старообрядческих согласиях.
Модератором встречи выступил историк Глеб Чистяков, который также зачитал доклад «Старообрядческие авторы о роли мирян». Докладчик процитировал высказывания старообрядческих деятелей, начиная с о. Ивана Неронова (1591–1670) и заканчивая начетчиками начала XX века, которые высказывались о важности статуса и роли мирян в Церкви.
По мнению Глеба Чистякова, после раскола XVII века и отпадения значительной части иерархии от древлеправославия степень влияния иноков и мирян на церковное управление многократно увеличилась и в какой-то степени приблизилась к первохристианским временам. В качестве примера была приведена история ныне забытого деятеля старообрядчества, мирянина Афанасия (Афония) Кочуева (родился около 2 ноября 1804 года), который первым гласно поставил вопрос о создании старообрядческой епископской кафедры за рубежом России. Был приведен интересный факт, что на Соборе 1832 года, когда Кочуев выступил со своим предложением, почти всё Рогожское духовенство выступило резко против, не желая ни устройства архиерейской кафедры, ни вообще обретения старообрядческого епископа. Только постоянство и настойчивость Афония Кочуева в конечном итоге привели к учреждению архипастырской кафедры в Белой Кринице с последующим восстановлением трехчинной иерархии в старообрядческой Церкви.
Студентка магистратуры Новгородского государственного университета Марина Волоскова выступила с докладом «Благотворительная деятельность мирян Тверской губернии в XIX — начале XX веках», в котором сообщила, что практически вся жизнь старообрядческих приходов, строительство храмов и жалование священников субсидировалось за счет средств мирян. Старообрядческие меценаты Тверской губернии осуществляли благотворительную деятельность и в светской сфере. Так, купец Павел Семенович Немиров, помимо прочего, открыл в городе первый театр.
Центральным выступлением круглого стола стал доклад публициста Алексея Шишкина «Всероссийский съезд старообрядцев Белокриницкого согласия 2000 года». В докладе было подробно рассказано о подготовке к проведению этого съезда, который был приурочен к 100-летию со дня проведения Первого Всероссийского съезда старообрядцев в 1900 году. Более 120 делегатов из разных регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Молдавии и Австралии приняли участие в заседаниях, которые состоялись 17 и 18 мая в Успенском храме-колокольне (ныне храм Воскресения Христова) на Рогожском в Москве.
Перед началом съезда был совершен торжественный молебен, а на первом заседании присутствовали все пять архиереев Русской Православной старообрядческой Церкви. С приветственным словом к участникам съезда обратился предстоятель РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев). После этого референт Московской Митрополии РПСЦ чтец Ромил Хрусталев зачитал вступительный доклад, который был посвящен историческим результатам деятельности Всероссийских съездов старообрядцев, проходивших в 1900–1917 годах. С программным докладом на первом заседании съезда также выступил представитель Новосибирской епархии РПСЦ А. С. Зенцов. Говоря о необходимости возрождения старообрядческого съездовского движения, коренным образом преобразившего облик старообрядчества в начале века, докладчик указал на главные цели вновь создаваемого Международного общественного движения «Старообрядческий съезд».
Однако решить поставленные задачи Всероссийский съезд старообрядцев 2000 года не смог. Вечером первого дня съезда несколько священников обратились к митрополиту Алимпию с просьбой забрать свое архипастырское благословение на проведение съезда и распустить его участников. Владыка Алимпий немедленно отозвал свое благословение на съезд. Несмотря на то, что проведение съезда готовили официальные сотрудники Московской Митрополии, уже на следующий день, 18 мая 2000 года, его инициаторы и участники были объявлены смутьянами и заговорщиками. Пытаясь найти компромисс, участники съезда приняли решение поручить оргкомитету подготовить новые учредительные документы движения «Старообрядческий съезд» и представить их на Освященный Собор РПСЦ. Однако никакой работы по созыву съездов старообрядцев и созданию общественной организации христиан Белокриницкого согласия с тех пор больше не проводилось. В Белокриницкой историографии факт проведения этого съезда замалчивается.
По мнению А. Шишкина, роспуск Всероссийского съезда старообрядцев стал важным событием истории РПСЦ, которое стало прологом последующей стагнации общественной и церковной активности мирян Белокриницкого согласия.
Старообрядческий публицист Андрей Езеров выступил с докладом «Роль мирян в древней христианской Церкви», в котором привел множество фактов участия мирян в подготовке и проведении Вселенских соборов и в частности — Первого и Второго Вселенских Соборов, принявших Символ веры. Отдельную тему докладчик посвятил роли женщин в истории христианства. В частности, он остановился на примере благоверной царицы Пульхерии. Тщанием благоверной Пульхерии в 451 году в г. Халкидон был созван Собор против ереси Диоскора и Евтихия, который впоследствии были провозглашен Четвертым Вселенским Собором.
Во второй половине круглого стола прозвучал доклад заведующей межкафедральной археографической лаборатории Истфака МГУ Натальи Литвиной «Воля мирян в церковной жизни старообрядцев Молдавии, второй половины ХХ века», где было рассказано о не всегда простых отношениях между прихожанами и настоятелями храмов и роли епископов в разборе спорных ситуаций.
Мероприятие завершило выступление Рогожского чтеца Даниила Солонникова «Актуальные вопросы современной активности мирян РПСЦ». По его мнению, в последние годы вокруг РПСЦ сложилась крайне благоприятная обстановка, появились огромные возможности для самой разной просветительской и благотворительной деятельности. Однако этот значимый потенциал не используется или используется малоэффективно.
Круглый стол прошел в помещении, предоставленном Всемирным союзом староверов при участии председателя Союза Л. М. Севастьянова. Подробный репортаж о круглом столе «Роль мирян в старообрядчестве», а также отдельные доклады участников будут позднее опубликованы на нашем сайте.
Комментариев пока нет