На Урале появилось еще одно место для паломничества старообрядцев

Массивный деревянный крест установлен на месте бывшего старообрядческого скита в окрестностях села Верхние Таволги под Невьянском 13 октября уходящего года. Это редчайшее для Урала мероприятие впору называть событием года и даже пятилетия, очень уж редко происходит у нас что-то подобное. О том, как старообрядцы во главе с епископом Евфимием (Дубиновым), который, чтобы попасть туда, оседлал квадроцикл, добирались до святого местечка «Клады», — в репортаже Максима Гусева.

На нетипичное мероприятие собралось несколько десятков староверов со всего Урала

Из Невьянска ехали минут двадцать по живописным местам, некогда обжитым бежавшими сюда от царской власти старообрядцами. Увядающие краски месяц назад распрощавшегося с уральцами лета радовали взгляд — хотелось, чтобы время остановилось и как можно дольше наслаждаться красотой и спокойствием здешней природы. И владыка Евфимий, очевидно, переживая те же возвышенные чувства, позже поделился со мной:

Я в последнее время очень часто нахожусь на службах, провожу собрания или участвую в совещаниях в закрытых помещениях, поэтому очень рад стать сопричастным такому радостному событию на открытом воздухе.

Возможность пообщаться неформально, поделиться ощущениями и впечатлениями — прихожане и гости Невьянска были искренне рады провести несколько часов на свежем воздухе. Тем более что пришлось и физически потрудиться: пару километров пешком по раскисшей дороге — это не так и просто, как кажется.

Путь к Кладам не так и прост, как кажется, особенно осенью!

Дети бегали по луговой траве, подростки фотографировались, взрослые много общались, в том числе и с духовенством — все охотно и уверенно шли к намеченной цели. Венцом пути должно было стать местечко Клады, где еще сто лет назад доживали свой век последние скитники. Сложно сказать, почему оно так называется. Уж не потому ли, что оно очень ценно для всех? Кому-то из сегодняшних паломников уже приходилось здесь бывать в частном порядке, но многие шли впервые. Владыка Евфимий не скрывает радости — правда, он по немощи не идет вместе с нами, его на квадроцикле везет прихожанин невьянского храма. Архиерей поднял вверх жезл, очевидно, в ознаменование того правого и благого дела, которое с Божией помощью совершаем мы сегодня.

Из-за немощи владыка Евфимий добирался до Кладов на квадроцикле

Пришли минут через тридцать. Невьянского трудягу Мефодия Тюкина неравнодушный к таким важным делам Александр Ревякин привез сюда намного раньше. Тот взял инструмент для установки креста, развел костер, и уже вовсю таскает камни от реки — их будем укладывать в основание древка для прочности. Он рассказывает, что за две недели побывал здесь трижды — выкопал яму, затем привезли крест. Изготовление, доставку помогли осуществить старообрядцы и белокриницкого, и часовенного согласий. Потому за прочность и долговечность 3,5-метрового креста, за правильные его пропорции можно не переживать!

К святому месту шли бодро и радостно

Таволжские жители прилипли к окошкам, когда увидели, что мы крест везем, а потом мне звонили, интересовались: «Это вы там трудитесь?» — смеется Мефодий, но вдруг вздыхает. — Жалею, что инструменты вчера тут оставил — их добрые люди быстро своровали!

Негласной проповедью стало это действо не только для Невьянска и окрестной, но и для всего уральского старообрядчества.

Добро пожаловать, — говорит Мефодий подходящим друг за другом людям, которые растянулись на сотни метров, и тут же «заряжает» молодежь себе в помощники: таскать воду и камни за пятьдесят метров — не стариковское дело, хотя Мефодий Константинович в свои 69 лет в любом начинании гнется, как мягкий прут, отчего складывается впечатление, будто годы над ним не властны, хотя в святое действо жизненно важно вовлекать подрастающее поколение. Кому, как не сегодняшним девчонкам и мальчишкам, поддерживать эти святыни в будущем?!

Главное, чтобы крест стоял прямо и снизу был надежно укреплен

Об этом монастыре известно не очень много, хотя и этого достаточно, чтобы память о нем сохранялась отныне и до века.

Скит возник в середине XVIII века, — рассказывает Мефодий. — Речушка Светлый ключ была тогда полноводной, поэтому иноки организовали здесь кожевенное производство, вымачивали кожу, готовили овчины, из которых в соседних Верхних Таволгах шили тулупы и полушубки. Были у монахов и свои покосы… Но постепенно обитель стала уменьшаться, и если в годы рассвета было два отделения — мужское и женское, но к началу XIX века осталось только женское. А к середине века «власть» в окрестностях Невьянска целиком перешла к беспоповцам.

Известно, что последние скитники и скитницы принадлежали к часовенному согласию. В 1929 году при новой власти скит ликвидировали, а в хрущевские времена остававшиеся здесь строения снесли бульдозером, остались только могилки…

Панихида

Два года назад мы уже были здесь с Мефодием Константиновичем и небольшой группой единомышленников. Молились под стоящим над тремя сохранившимися могилами навесом за упокой скитников, большинство имен которых до нас не дошло. И как разительно отличается тот прошлый поход, в тишине и малочисленности, от нынешнего!

Дальше в лес уходят могилы иноков — несмотря на то, что со времени некоторых захоронений прошло уже больше века, холмы отчетливо видны. И не один-два — десятки! Старообрядец Сергий Панов, изучающий кладбища древлеправославных христиан на Урале, объясняет: здесь, как и повсеместно было принято у староверов, все могилы стоят ровно, и на каждой — сосна. Их когда-то по негласной традиции высаживали специально тонкими саженцами, а теперь это уже вековые деревья. Некоторые сосны с полостями внутри. И это не случайно. Их делали специально, вручную разрезали ствол вдоль на высоте человеческого роста или чуть ниже, со временем полость естественным образом расширялась, образуя что-то вроде ниши, и в ней ставили крест или икону, а по мере нужды затепляли свечи.

И вот оно, Воздвижение! Крест 3,5 метров высотой поднимается над поляной, надо всеми нами, и мы, осеняя себя крестным знамением, духовно ликуем, как только что радовались раздолью, потрескивающему костру и журчащей речушке притихшие вдруг дети.

Воздвижение

Сила Церкви не случайно определяется численностью монастырей, духовностью иноков и сейчас такое время, когда надо возрождать иночество. Дай Бог, чтобы этот крест привлекал сюда не только туристов, но и людей, которые думают о том, как провести дальнейшую жизнь, особенно тех, кто в возрасте, кто уже поставил своих детей на ноги и может позволить себе не думать о том, как угодить своему быту, а Богу. Пусть приходят сюда и одинокие, кто мог бы отдать свою дань Богу — это делание духовное очень важно для нашей Церкви. В свое время эту тему поднимал владыка Андриан — он просил всех, кто в состоянии, брать на себя иноческий крест…

Сам крест и подготовка к его установке выполнены силами нескольких староверов

И хотя фактическая подготовка к столь знаковому мероприятию шла две недели, уральское священство невьянские труженики готовили к нему несколько лет. Однако тот факт, что изначально монастырь был беглопоповским, говорят, сделал свое дело.

У креста на память

Это уже третий крест, поставленный на Урале трудами Мефодия Тюкина — на месте упокоения матери-скитницы Анны в окрестностях поселка Нейво-Рудянка, у Шайтан-озера, где располагались старообрядческие скиты и этот, в местечке «Клады». Но точка еще не поставлена!


Фоторепортаж автора

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (5)

  1. Небольшая группа свердловских старообрядцев своими руками установила крест на месте бывшего скита, который основали бежавшие от преследований царской власти и РПЦ их предки. А вчера прошла информация, что там же, в Свердловской области, РПЦ планирует возвести самый крупный за всю историю мирового православия храм-гигант, естественно, в память о царской семье. На чьи деньги, Зин? Чуете разницу… , вот вам и гвозди…

    • Елена Демидова

      очень недостает ссылки на достоверный источник информации по обоим пунктам: 1. «гвозди в крест набили» и 2. «староверам нельзя гвозди в крест забивать»

    • Дерево и металл — антагонисты, особенно это явно на изделиях на свежем воздухе. Металл истекает чернотой и служит катализатором загнивания древесины. Осмотрите любой крест или расколите старый деревянный брусок по мет.нагелю. К тому, при динамических нагрузках на соединение, метал. нагель мнет дерево и оно расшатывается, ослабевает. Полагаю это знание не требовало отражения в прописном правиле, т.к. опыт отцев непосредственно передавался сынам.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля