Вышел в свет новый номер приходской газеты Калужской общины РПсЦ «Калугарь»

В конце ноября Калужская старообрядческая община во имя Знамения Пресвятой Богородицы РПсЦ выпустила новый номер церковно-общественного вестника «Калугарь». В свежем выпуске вестника много интересных и полезных материалов для каждого христианина.

Новый номер церковно-общественного вестника «Калугарь»

Открывает новый вестник учение о браке в посланиях апостолов Петра и Павла с толкованием святых отцов.

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. (Из первого соборного послания апостола Петра (1 Пет 3:1–7))

Воистину, какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров. Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым.

Брак в Кане Галилейской (Ин. 2:1–11). Фреска церкви святителя Николы Орфанос в Cалониках. XIV в.

В рубрике «Жизнь общины» о.Иоанн Курбацкий подготовил для вестника новый материал о жизни калужской общины.

В 2015 году в «Калугаре» (№ 27) была размещена статья об обретении храмозданной плиты Знаменского храма. В этом году в общине решили отреставрировать эту реликвию и вернуть ее на историческое место, где она могла быть видна и читаема каждым, кто приходит в храм. С этой целью о. Иоанн обратился к художнику-реставратору К.Ю. Бокареву. Реставратору после кропотливых работ удалось восстановить исторический вид плиты.

13 мая 2018 года после Божественной литургии в храме Знамения Пресвятой Богородицы состоялось венчание свещеносца Геннадия Лукьянова и Екатерины Зуевой. Это большое событие в жизни общины. Геннадий с детства принадлежат к РПсЦ, в 1996 году он был поставлен в свещеносцы митрополитом Алимпием (Гусевым), а Екатерина лишь недавно присоединилась к Церкви и стала усердной прихожанкой. Отрадно, что молодожены нашли друг друга именно в храме, ведь оба они мечтали найти благочестивого верующего супруга, спутника ко спасению.

Венчание свещеносца Геннадия Лукьянова и Екатерины Зуевой

По случаю венчания собралось много родственников и гостей, пожелавших молитвенно разделить радость создания новой православной семьи. После венчания настоятель и прихожане продолжили торжество на общем пиру, где звучали теплые слова поздравлений и наставлений.

В начале летних каникул старшие ученики нашей воскресной школы во главе с настоятелем о. Иоанном совершили паломничество в Великий Новгород. Среди древнейших русских городов, сокровищниц культуры и искусства, ему, несомненно, принадлежит одно из первых мест. Ни один город нашей родины не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи XI-XVII веков, как Новгород.

о. Александр Панкратов на фоне храма св. Иоанна Богослова в Николо-Вяжищском монастыре

В воскресенье 8 июля 2018 года представители общины посетили деревню Рябики Изновского района, где в 2013 году на месте сгоревшей в годы Великой Отечественной войны Введенской старообрядческой церкви установили памятный крест. Отрадно было увидеть, что он цел и невредим и попрежнему стоит на месте, где и был водружен, местные жители за ним ухаживают. Поводом для очередной поездки стала установка еще одного креста — на могиле местных крестьян, упокоившихся в середине XIX века, родителей инока схимника Ионы (Ульянова), уроженца Рябиков, похороненного ныне на участке архиерейских могил Рогожского кладбища в Москве.

После праздника новолетия начался новый учебный год в воскресной школе Знаменской общины. Её открытие предваряло родительское собрание, на котором обсуждались организационные и педагогические вопросы. С этого года прием учащихся в школу осуществляется по письменному заявлению родителей с обязательством регулярно приводить детей на занятия. Только так можно дать детям знания и привить навык к обучению. Для решения текущих вопросов жизнедеятельности школы, таких как питание, подарки на дни ангела, бюджет и проч., избран родительский комитет в составе трёх человек. Председателем избран Павел Донцов. Утвержден преподавательский состав: пение и устав — Феодосий Зинченко, чтение —  Нина Ивановна Милюкова, Татьяна и Галина Лукьяновы, логопедия — м. Наталья Курбацкая. Одним из интересных вопросов повестки дня в этом году стало обсуждение возможности провести летнюю смену на старообрядческой базе отдыха в Крыму, вблизи п. Краснокаменки.

В этом году удалось сделать несколько важных шагов в деле созидания церкви в г. Людиново Калужской области. 30 апреля местные старообрядцы совершили молебен с водосвятием Пасхе и преподобному Зосиме Соловецкому и установили Крест на месте будущего алтаря храма во имя преподобномучеников и исповедников Соловецких, пострадавших за правоверие в XVII веке. Богослужение возглавил о. Иоанн Курбацкий, который приехал из Калуги вместе с некоторыми воспитанниками нашей воскресной школы.

В рубрике «Христианское благочестие» помещен отрывок из книги «Исповедь» Блаженного Августина (354-430 гг.) о своих родителях Монике и Патриции. Моника (330-387) — мать известнейшего христианского богослова древности — блаженного Августина. И хотя эта великая праведница жила целых семнадцать веков назад, в описании ее жизни удивительно много близкого, понятного и поучительного для современных русских женщин. Жизнь Мо­ни­ки — при­мер то­го, как лю­бовь од­но­го из су­пру­гов ока­за­лась спо­соб­ной спа­сти и пре­об­ра­зить да­же са­мый неудач­ный как буд­то бы брак. По ме­ре сво­их сил Мо­ни­ка ста­ра­лась под­дер­жи­вать му­жа, по­мо­гая ему во всех его доб­рых на­чи­на­ни­ях. Она со­зда­ла в до­ме ат­мо­сфе­ру уюта и по­коя, чтобы Пат­ри­ций, при­дя со служ­бы, мог по-на­сто­я­ще­му от­дох­нуть. Зная вспыль­чи­вый ха­рак­тер су­пру­га, Мо­ни­ка в ми­ну­ты его гне­ва не про­ти­во­ре­чи­ла ему ни де­лом, ни да­же сло­вом; ви­дя же, что муж от­бу­ше­вал и успо­ко­ил­ся, она спо­кой­но объ­яс­ня­ла ему его ошиб­ку. Ча­сто по­сле та­ко­го раз­го­во­ра Пат­ри­ций сам при­зна­вал, что ки­пя­тил­ся на­прас­но. К то­му же, несмот­ря на необуз­дан­ный нрав, Пат­ри­ций не толь­ко ни ра­зу не уда­рил же­ну — что во­об­ще-то бы­ло в обы­чае у бер­бе­ров — но ни­ко­гда по-на­сто­я­ще­му да­же и не по­ссо­рил­ся с ней. Мо­ни­ка, пря­ча сле­зы и боль, про­дол­жа­ла ве­сти се­бя по от­но­ше­нию к невер­но­му му­жу спо­кой­но и ров­но — вновь и вновь го­ря­чо мо­лясь Гос­по­ду о том, чтобы Он об­ра­тил Пат­ри­ция к Се­бе и на­ста­вил его на путь це­ло­муд­рия.

Свя­тую Мо­ни­ку не мог­ло не тя­го­тить то, что Пат­ри­ций, бу­дучи языч­ни­ком, гу­бил свою ду­шу все­воз­мож­ны­ми стра­стя­ми и по­кло­не­ни­ем лож­ным бо­же­ствам. Она не мог­ла на­пря­мую по­учать его — это вы­зва­ло бы толь­ко раз­дра­же­ние, — но усерд­но мо­ли­лась Бо­гу за су­пру­га, про­ся об­ра­тить его к Ис­тине. Са­ма же ста­ра­лась ве­сти се­бя, как по­до­ба­ет хри­сти­ан­ке, соб­ствен­ной жиз­нью яв­лять ис­тин­ность Хри­сто­ва уче­ния. Патриций не мог не за­ме­чать ее ра­зи­тель­но­го от­ли­чия от жен сво­их дру­зей и не удив­лять­ся это­му ее доб­ро­му от­ли­чию от них. Есте­ствен­но, ему по­сто­ян­но хо­те­лось по­нять, бла­го­да­ря че­му Мо­ни­ка оста­ва­лась та­кой крот­кой, лю­бя­щей и — в то же вре­мя — внут­ренне силь­ной. По­сте­пен­но Пат­ри­ций на­чал ин­те­ре­со­вать­ся и ее ве­рой. А за ин­те­ре­сом, под­креп­лен­ным го­ря­чи­ми мо­лит­ва­ми лю­бя­щей су­пру­ги, при­шло и об­ра­ще­ние. Пат­ри­ций ис­кренне уве­ро­вал во Хри­ста и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. То есть, мы ви­дим, как эта под­лин­ная хри­сти­ан­ская и муд­рая доб­ро­та свя­той Мо­ни­ки увен­ча­лась по­бе­дой над «вет­хим че­ло­ве­ком» сво­е­го му­жа.

Воспитанная в целомудрии и воздержании, подчиняясь родителям скорее из послушания Тебе, чем Тебе из послушания родителям, она, войдя в брачный возраст, вручена была мужу, служила ему, как господину, и старалась приобрести его для Тебя. О Тебе говорила ему вся стать ее, делавшая ее прекрасной для мужа: он ее уважал, любил и удивлялся ей. Она спокойно переносила его измены; никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор. Она ожидала, что Ты умилосердишься над ним, и, поверив в Тебя, он станет целомудрен. А кроме того был он человеком чрезвычайной доброты и неистовой гневливости. И она знала, что не надо противоречить разгневанному мужу не только делом, но даже словом.

На литературной страничке вестника опубликован отрывок из произведения Клайва Стейплса Льюиса «Право на счастье». С удивлением многие могут узнать, что английский писатель Клайв Стейплз Льюис, знакомый многим по фантастическому циклу книг «Хроники Нарнии», являлся также ученым и богословом, написавшим много произведений христианской тематики. Читая Льюиса, можно с ним спорить по его видению некоторых моментов христианства. Но автора, ставшего христианином только в середине жизни, отличает простой и, в то же время, глубокий подход к изучению Слова Божьего.

Клайв Стейплс Льюис

Замысел о создании приходской газеты с загадочным названием «Калугарь» родился в Калужской старообрядческой общине 18 лет назад. о. Иоанну Курбацкому давно хотелось иметь небольшую газету общины, в которой бы освещались жизнь общины, писания святых отцов, поучения, разъяснения молитв и чинопоследований богослужения.

«Горе мне, аще не благовествую» (1 Кор. 9, 16), — говорит апостол Павел. Горе тому пастырю Церкви, который не сеет Слово Божие. Ожидается, что верующий христианин, услышав проповедь, передаст ее содержание своим родным и близким, которые не смогли попасть в храм. Но одной устной проповеди после Литургии крайне мало, необходим еще и небольшой приходской вестник о жизни Церкви. Обстоятельства долго не позволяли реализоваться этой мечте, но вот в мае 2009 года вышел первый номер вестника «Калугарь».

Откуда такое замысловатое название вестника — «Калугарь»? На территории древней Калуги жили монахи, которых по-гречески называли калугерами (от греческого слова «кало герос» — добрый старец, монах, инок). Слово это встречается в древних текстах на Руси, а сейчас используется наравне со словом «монах» в болгарском и македонском языках, также оно является основным названием монашествующих в румынском языке в форме «кэлугэр» (инок) и «кэлугэрица» (инокиня). В древнерусской литературе в Изборнике 1076 года есть оригинальная статья, не имеющая аналогов в греческом языке: «Слово некоего калугера «О чтении книг». На русский манер слово стало произноситься немного по-иному, «калугарь», а впоследствии, как гласит легенда, перешло в название селения, возросшего до города Калуги. Так это или нет, но название для церковно-приходского вестника пришлось о. Иоанну Курбацкому по душе: и звучит оригинально, и сочетает в себе и церковную тематику, и связь с древнерусской православной книжностью, и географическую принадлежность к Калуге.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы г. Калуга

Вестник о. Иоанн называет формой проповеди, призванной охватить не только прихожанина, но и всех его родственников, еще только интересующихся православием, или крещеных, но считающих, что они «пока молоды ходить в храм». Насыщенное содержание, полезная и душеспасительная информация читается легко и с интересом, а следующий номер вестника староверы ждут с нетерпением. Редакция журнала публикует доступный материал с привлечением литературных и исторических произведений, актуальные и здравые суждения философов и публицистов. Один из принципов издания — широкое привлечение старообрядческой молодежи к созданию газеты, подбору статей и материалов, фото и рисунков, дизайна и верстки номеров. Распространяется издание бесплатно.

Редактор газеты, настоятель Калужского храма Знамения Пресвятой Богородицы о. Иоанн Курбацкий призывает христиан поучаствовать в создании вестника, приносить свои материалы, предлагать темы, распространять среди своих близких, делать замечания и предложения по совершенствованию издания. Вы также можете сделать пожертвование на издание нового номера вестника по следующим реквизитам:

Местная религиозная организация «Калужская православная старообрядческая Община во имя Знамения Пресвятыя Богородицы»

р/c 40703810800000000028
к/c 30101810500000000762
ИНН 4027028466/4027001001
БИК 042908762
ООО банк «Элита» г. Калуга
Назначение платежа: «Добровольное пожертвование на уставную деятельность».
Адрес храма: г. Калуга, ул. Знаменская, 2. Телефон настоятеля о. Иоанна: 8 903 696 99 58.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля