В декабре 2020 года исполнилось 300 лет храму Знаменской калужской старообрядческой общины. Дата возведения храма долгие годы была неизвестна. Однако эта тайна открылась в результате необычного случая. В августе 2015 года, на праздник святого пророка Илии, в калужский храм Знамения Пресвятой Богородицы зашел незнакомый человек, который представился коллекционером-антикваром. Он сообщил, что в его лавке обнаружена белокаменная храмозданная плита с текстом о строительстве и освящении калужской Знаменской церкви. Спонсоры помогли выкупить плиту и вернуть в храм.
«Лета 1720 году построена сия святая Божия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Знамения с пределом святыя великомученицы Варвары при державе благочествивейшего великого государя Петра Перваго императора и самодержца Всероссийскаго. А строили сию святую Божию церковь тоя ж церкви прихоженя по обещанию своему Козма Игнатев Ланин и всех прихоцких людей поданием и радением. И освещена того ж году месяца декемврия в 4 день».
В сохранившихся исторических документах нет сведений о дате начала строительства каменной церкви Знамения Пресвятыя Богородицы. Известно только, что церковь начала строиться «по… Великого Государя указу» и по благословению преосвященного Стефана (Яворского), митрополита Рязанского и Муромского (1658–1722)1. По окончании строительства, в июне 1720 года, прихожане Знаменского храма обратились к царю с челобитной, в которой сообщили, что «в городе Калуге построена церковь Знамения Пресвятые Богородицы да в пределе святые великомученицы Варвары, что на Заленной, каменная и ко освящению в готовности». Челобитчики просили дать освященную грамоту и антиминсы «в Калугу Лаврентьева монастыря архимандриту Кариону». Есть все основания полагать, что архимандирт Карион освятил Варваринский придел по старому дониконовскому обряду и по старым книгам. В архиве Святейшего Синода сохранились свидетельства о том, что архимандрит Карион «по старопечатным требникам приходцким попам отправлять требы не воспрещал и сам оное чинил»2.
Доносчики указывали на о. Кариона как «на важнаго расколника, и укрывателя, и оберегателя, и во всем потатчика расколническаго… которой в том городе болши двадцати лет сам чинил соблазн и противность церкви святей, и того града священником и жителем во всем чинил прикрытие, и охранение, и потачку»3. Теперь мы знаем, что не только о. Карион, как благочинный священник, но и всё калужское духовенство вплоть до первой половины XVIII века, формально приняв реформу Никона, держалось старого обряда и служило по старопечатным книгам.
В том, что сейчас Знаменский храм принадлежит общине старообрядцев, видится промысел Божий и связь поколений. К большому сожалению, после закрытия Знаменского храма в середине 1930-х годов его имущество и реликвии были вывезены, разграблены и попросту уничтожены. Прихожанам удалось спасти только храмовую икону Богоматери Знамение (ныне находится в калужской Николо-Козинской церкви) и икону Ахтырской Божией Матери в серебряном киоте в форме ампирной часовни (ныне — в фондах Калужского объединенного музея-заповедника). Следует отметить, что после передачи Знаменской церкви калужской старообрядческой общине 24 марта 1989 года (на основании решения Калужского облисполкома № 142) в связи с большим объемом необходимых ремонтных и реставрационных работ храм также было решено освятить в два этапа. Целых пять лет кропотливого труда и усердных молитв потребовалось калужской старообрядческой общине для обустройства всего необходимого для богослужений во вновь переданном Знаменском храме.
2 марта 1995 года прибывший в Калугу предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев) в сослужении протоиерея Леонида Гусева (Москва), иерея Валерия Осташенко, дьякона Александра Селина, чтеца Максима Кидавы, уставщика Александра Панкратова (Москва) и при стечении народа освятил бывший Варваринский придел храма. По решению общины, придел был освящен во имя Николы Чудотворца, а не во имя великомученицы Варвары. Это объяснялось тем, что верующие хотели восстановить древнее имя престола, освященного еще до раскола церкви в XVII веке, поделившего народ на старо- и новообрядцев. По преданию, каменная Знаменская церковь была построена на месте деревянной церкви во имя великомученицы Христовой Варвары с Никольским приделом за Старым острогом (упомянута в писцовой книге В. Г. Плещеева 1625/26). Также калужским старообрядцам хотелось сохранить историческую преемственность старообрядческих церквей и молитвенных домов в Калуге, которые были освящены именно во имя святителя Николы Чудотворца. Основной же престол было решено оставить Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде4.
К сожалению, пока не имеется подробных сведений о строителе и благотворителе Знаменского храма — калужском купце Козьме Игнатьевиче Ланине. По данным калужского краеведа Г. М. Морозовой, купцы Ланины были гончарами (кирпичниками, черепичниками, кафельщиками) наряду с такими купеческими династиями как Хатунцевы, Ланеевы, Рыжовы, Жорины, Кувшинниковы. Гончары населяли так называемую Знаменскую слободу, включавшую улицы Знаменскую, Зеленый Крупец, Никольскую (ныне — Луначарского), Горшечную или Гончарскую (ныне — левая часть улицы Первомайской, если смотреть в сторону Оки)5. О личности и мировоззрении одного из выдающихся представителей калужского купеческого рода Ланиных можно составить представление по сохранившемуся духовному завещанию, которое Ф. А. Ланин дал своему сыну Петру:
«Любезный мой сын, в начале всего прошу Божия благословения над тобою, и мое родительское чувство да будет над тобою во веки!
Первое мое слово: люби Бога, будь усерден к церкви Божией и со вниманием слушай богослужение. Из любви к тебе и по снисхождению к твоему слабому здоровью я не мог принуждать тебя часто бывать в церкви на ранней службе. Признаю себя в этом виновным пред Богом и пред тобою.
Второе мое желание: когда меня не будет в живых, почитай свою родительницу, как сказано в заповедях Божиих. Не начинай никакого дела без ее совета, не делай противоречия ее словам и даже не упрашивай: по своей любви к тебе она ни в чем не откажет тебе, но после сам можешь раскаяться.
Третье: будь справедлив и постарайся воздерживаться от безрассудных слов. По твоему горячему характеру ты можешь проговариваться, но всякому потерявшему слово стыдно бывает. Не увлекайся каким-нибудь необдуманным предметом и избегай хвастовства в занятиях. Я бы желал в тебе постоянно видеть одни хорошие слова и дела, хотя мои замечания по сему поводу и не всегда тебе нравились.
Четвертое: наследство мое тебе — это Божие благословение, приобретенное нашими трудами и особенно стараниями твоей матери. Учись, сын мой, у нее правильным поступкам, занятиям, обращению и всему прочему доброму. Если будешь подражать нашим делам, устроенным с Божию помощию, то, ручаюсь тебе, будешь хорошим купцом, приобретешь познания и успеешь во всем.
Пятое: не приучайся к роскоши, а старайся быть дельным юношею, потом достигнуть имени честного купца, почтенного гражданина и полезного члена общества, уважаемого без лицемерия и без всякого внимания к твоему состоянию»6.
Источники:
1 РГАДА. Ф. 235. Оп. 1. Ед. хр. 590. Л. 1.
2 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.1 (1542–1721 гг.). СПб., 1868. № 296. Стлб. 333.
3 Там же. Приложения. № XXV. Стб. CCLXVIII.
4 Боченков В. В. «Не ищи же воли своей…»: Очерк по истории старообрядчества Калуги. Ржев, 2009. С. 56.
5 Морозова Г. М. Прогулки по старой Калуге. Калуга, 1993. С. 9, 192, 200.
6 Смоленские епархиальные ведомости. 1877. № 5. Часть неофиц. С. 96–98.
Комментариев пока нет