В Соловецком монастыре прозвучало знаменное пение в исполнении старообрядческого хора

В конце мая мужской старообрядческий хор «Параклит» совершил поездку на Русский Север с целью посетить православные храмы и монастыри, в которых некогда была сильная певческая традиция знаменного богослужебного пения, а в некоторых сохранилась и до сих пор. Речь идет о Соловецкой и Валаамской обителях. Следует отметить, что мужской хор «Параклит» уже во второй раз принял приглашение валаамской братии, которая широко практикует на своих богослужениях знаменный распев. Очень занимательная поездка на Валаам состоялась у певческого коллектива еще в ноябре 2022 г., когда во Владимирском скиту были представлены различные распевы дореформенной певческой богослужебной практики и образцы уникальной старообрядческой напевки, что вызвало большой интерес у очень широкой аудитории. Этой весной, по благословению наместника валаамского монастыря, в том же храме состоялось второе выступление мужского хора «Параклит». В этот раз программа была еще интереснее и насыщеннее ноябрьской, а собор был наполнен до отказа. В этом можно будет убедиться в ближайшее время, когда на канале Валаамского монастыря выйдет видеоконцерт, профессионально смонтированный монастырской братией. В первом отделении прозвучали пасхальные и триодные песнопения различных распевов, во втором — стихеры русским святым, в том числе отцам-основателям этой монашеской обители — преп. Сергию и Герману, а также подвизавшемуся 14 лет в одной из валаамских пещер — преп. Александру Свирскому.

Владимирский скит Валаамского монастыря

С горячей благодарностью к слушателям и с большой надеждой на дальнейшее сотрудничество по вопросам возрождения общественного интереса к знаменному пению, мужской хор «Параклит» распрощался с гостеприимными и радушными насельниками Валаама и направился к Белому морю. Путь лежал прямиком в Соловецкий монастырь, в котором по приглашению и благословению игумена Порфирия (Шутова) они должны были справиться с довольно сложной задачей: всего за час представить братии и паломникам срез богатой, уникальной древнерусской и старообрядческой певческой культуры. Насколько коллективу это удалось — можно судить по восторженным отзывам слушателей, завороженных необыкновенной красотой древнерусского пения. Сколь важным местом поклонения и паломничества для всех старообрядцев являются Соловки вообще и события 1676 г. в частности — об этом можно говорить долго. Мы же хотим сделать акцент на огромной роли, которую сыграла Соловецкая обитель в деле становления, развития и сохранения культурно-певческого наследия дореформенной богослужебной практики Руси.

Пещера преп. Александра Свирского на о. Валаам

В XVI-XVII вв. на Соловках существовал настолько обширный и передовой для своего времени культурно-певческий центр, что, как свидетельствуют многочисленные пометки типа «соловецкой розвод», «соловецкое знамя», «соловецкой путь» на полях дошедших до наших дней рукописей из богатой библиотеки монастыря, в распоряжении обители были очень талантливые мастера-распевщики. Их компетенции хватало для собственных, довольно смелых и оригинальных редакций самых известных и распространенных в общерусской богослужебной знаменной практике песнопений. Одно из них — задостойник Вознесению Господню — мужской хор «Параклит» исполнил в главном монастырском соборе — Спасо-Преображенском. «Акустика этого храма, мягко говоря, потрясающая. Здесь хочется петь еще и еще», — делится с нами один из членов мужского хора «Параклит». А как поразительна сама мысль о том, что наверняка именно это песнопение (с пометкой «соловецкой путь») звучало в этом самом месте около 400 лет назад. Более того, впервые с момента падения монастыря (1676 г.) на Соловках зазвучало знаменное пение в исполнении старообрядческого хора в таком официальном формате. Это, без преувеличения, беспрецендентное историческое событие. Также, не менее уникальным песнопением стал осьмогласник преп. Зосиме и Савватию соловецким, с которым, надеемся, широкий слушатель сможет ознакомиться в ближайшее время.

Соловецкий монастырь

Отдельно стоит отметить концерт древнерусского знаменного пения, который стараниями настоятеля о. Александра Сорокина и известного музыковеда, доцента кафедры древнерусской теории музыки СПБГК, кандидата искусствоведения Натальи Викторовны Мосягиной удалось организовать в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга. Воистину культурное событие для культурной столицы России! Сюрпризом для питерской публики стало участие в концерте заслуженных артистов РФ и респ. Карелия — Владимира Миллера и Михаила Круглова, которые являются обладателями редчайшего певческого голоса — баса-профундо. Оба известны как большие любители знаменного распева, на ниве которого они славно потрудились в составе мужского хора «Валаам» в 90-х гг. прошлого столетия.

Мужской хор «Параклит» приносит самые сердечные благодарности Богу за возможность беспрепятственно двигаться в деле певческой проповеди, а также признателен игумену Валаамского монастыря — епископу Троицкому Панкратию, игумену Соловецкого монастыря — епископу Озерскому Порфирию (Шутову); настоятелю Феодоровского собора в Санкт-Петербурге — о. Александру Сорокину; монахам Валаамской обители: о. Марку, о. Диодору, о. Афанасию и о. Герману; насельникам Соловецкой обители: о. Николаю и о. Роману; доценту СПБГК, кандидату искусствоведения Н. В. Мосягиной; а также всем нашим питерским и карельским братьям-старообрядцам, оказавшим теплый прием, содействие и сочувствие в этом непростом путешествии; всем зрителям и слушателям, неравнодушным к знаменному пению и нашему скромному коллективу.


Источник: vk.com/choirparaklit

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля