Создается старообрядческая Ассамблея?

В этом году форум с участием некоторых старообрядческих согласий (предположительно РПсЦ и ДПЦ) пройдет в г. Томск. Во исполнение указа президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875 О проведении в Российской Федерации Года семьи, он будет проходить под названием «Семья и традиционное воспитание в семье».

Старообрядческие форумы возникли на основе предложений инициативной группы общественных активистов-старообрядцев из разных согласий, собранной в 2015 году.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПЛОЩАДКА НЕ ПОЛУЧИЛАСЬ

Тогда, в феврале 2015 года  по инициативе В. Осипова, С. Петрова, А. Шишкина и других представителей старообрядческой общественности было предложено создать общественную площадку для встреч и взаимодействия. На ней планировалось обсуждение  вопросов, связанных так или иначе со старообрядческой проблематикой, за исключением вероучительных.  Эта инициатива был воспринята в целом  положительно, однако вскоре, к большому сожалению,  это общественное начинанание трансформировалось в церковное.  Первое же крупное мероприятие круглый стол «Международные связи в современном старообрядчестве», состоявшийся 29 мая 2017 года в Московском Доме национальностей, проходил под надзором руководящих органов старообрядческих согласий.

Президиум первого форума

Затем 1-2 октября 2018 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошел Первый международный старообрядческий форум. Главными бенефециарами данного мероприятия стали: Русская Православная старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь и Древлеправославная Поморская Церковь.

Этот форум оказался первым и последним, проведенным в церковно-общественном формате, когда на нем присутствовало большое число представителей старообрядческой и околостарообрядческой общественности.

На последующих форумах львиную долю участников составляли клирики согласий и официально утвержденные делегаты. Уже второй форум, посвященный 400-летию протопопа Аввакума, прошел без участия представителей Русской Древлеправославной Церкви, в усеченном формате. Снизился и интерес к мероприятию в общественном пространстве. 

 

ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Общестарообрядческий форум так и не смог обрести значимое общественное измерение. Помимо прочего, это связано с тенденциозным отбором делегатов. Существует так называемый стоп-лист. В него входят ученые, исследователи старообрядчества, общественные деятели, по субъективным причинам недопущенные до этих мероприятий.

В стоп-листе  форума, состоявшегося в декабре 2023 года и посвященного 250-летию «Поморских ответов», помимо прочих, оказался известнейший старообрядческий писатель и  выдающийся журналист Дмитрий Урушев.

Как отмечают эксперты по РПсЦ, попасть на общестарообрядческий форум членам этой деноминации гораздо сложнее, чем на епархиальное заседание или даже Собор. Если делегатов на Освященный собор выдвигает конкретная община, то список участников форума утверждает лично руководитель централизованной религиозной организации.

Как уже было указано выше, старообрядческий форум стал быстро утрачивать свой общественный характер и превратился в узкую церковную площадку.

Главным причинами этого называют узкую историко-архивную тематику, отсутствие актуальных для жизни старообрядчества и российского общества вопросов, запрет на обсуждение докладов и дискуссии. Вот что  пишет сайт «Современное древлеправославие»:

Дискуссионная площадка превратилось в профсоюзное заседание с зачитыванием отчетных докладов заслуженных пенсионеров. Можно назвать эти форумы бледной копией Всемирных Русских Народных Соборов, которые проходят под патронажем патриарха РПЦ Кирилла (Гундяева), которые до появления старообрядческих форумов, по праву считались одними из самых скучных мероприятий в общественной жизни страны.

В зале первого общестарообрядческого форума

Таким образом, в настоящий момент площадка старообрядческого форума выглядит безрадостно: старообрядческие поповские согласия, такие, как Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Архиепископия и некоторые другие, от участия отказались; большое число общественно значимых старообрядческих деятелей мероприятие игнорируют или внесены в «стоп-лист»; формат форума не предполагает дискуссий и обсуждений; доклады, допущенные к зачтению, малоинтересны даже самим участникам.

 

ВМЕСТО «СССР» СОЗДАДИМ «МАСС»

Чтобы как-то оживить угасающий проект, представители Московской Митрополии РПсЦ предложили сменить название и формат мероприятия. Официальный сайт Русской Православной старообрядческой Церкви сообщает, что необходимо:

поменять название форума на „Международная Ассамблея Старообрядческих Согласий (МАСС)“.  Изменить периодичность: сейчас форум проводится раз в два года, предлагается сделать ассамблею ежегодной и проводить ее попеременно то в Москве, то в одном из регионов России.

Сама по себе эта идея не нова. В прошлом было предложение создать организацию или движение под похожим названием — «Союз Старообрядческих Согласий России (СССР)».

Политологи и религиоведы полагают, что предложение переименование форума в Ассамблею Старообрядческих Согласий (МАСС) может иметь следующие последствия:

Во-первых, будет утверждено непосредственное участие старообрядческих церквей в этой единой организации, подобно Всемирному Совету Церквей. Идеолог проекта, сотрудник Митрополии РПсЦ  Д. Иевлев в своем докладе на форуме отметил, что всем должен управлять «совет Ассамблеи, состоящий из представителей разных согласий, который работал бы на постоянной основе». 

Во-вторых, от имени Ассамблеи (МАСС) согласия, в ней участвующие, могут вырабатывать общую позицию по общественным, государственным и церковно- религиозным  вопросам.

В-третьих, проведение  Ассамблеи в регионах поможет информационно и, главное, административно усилить позиции согласий-участников Ассамблеи в их миссионерской  деятельности. Например, проведение Ассамблеи в Томске поможет РПсЦ резко активизировать прозелитическую деятельность в среде представителей часовенного согласия Томской области. К этому могут быть привлечены местные чиновники, которые уже согласились содействовать проведению мероприятия. 

С другой стороны, появление МАСС может в целом стимулировать остальное старообрядчество, подвигнуть его к самоорганизации. Старообрядческие согласия, не участвующие в деятельности форума и Ассамблеи, а также общественные деятели и  неофициальные члены старообрядческих церквей могут принять активное участие в создании альтернативных площадок, где будут разрешены дискуссии, обсуждение актуальных вопросов, а также, что немаловажно, отсутствуют «стоп-листы».

И то, и другое может плодотворно отразиться на развитии гражданского общества нашей страны и староверия в целом.


Автор: О. Тищенко

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля