870-летие старообрядческой столицы Поволжья

Городец — самый древний город Нижегородской области. В 2022 году он отмечает 870-летие с момента основания.

Городец основан Юрием Долгоруким как крупнейший военно-административный центр на новых землях, включенных в состав Владимиро-Суздальского княжества во второй половине XII века. История города неразрывно связана с именем князя Александра Невского. В стенах Городецкой Феодоровской обители великий полководец Руси принял постриг и скончался, впоследствии причисленный Русской православной церковью к лику святых.

Нижегородская губ. Городец, вид с Волги. 1900-е гг.

В XVII веке город был оплотом и негласной столицей старообрядчества. Ревнители древнего благочестия составляли славу российского купечества, к ним относились знаменитые торговые фамилии.

Была такая поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец — на том Керженец». Под Рогожей имелось в виду Рогожское кладбище в Москве, один из главных центров русских старообрядцев. 

В Городце жили старообрядцы разных толков и согласий, но большинство из них были «приемлющие священство». Службу вели священники, перешедшие (бежавшие) из официальной православной церкви, отсюда и произошло их распространенное название — беглопоповцы. По разрешению императрицы Екатерины II ими в Городце в 1767 году была открыта деревянная часовня, ставшая со временем особо чтимой местной святыней. После пожара в 1893 году она была отстроена заново уже в камне нижегородским старообрядцем-миллионером Николаем Александровичем Бугровым. В том же году в Городце на деньги Н. А. Бугрова строятся две богадельни: небольшая, на 22 места, для мужчин, при самой часовне, и отдельно — большую, на 100 мест, для женщин. В годы Советской власти часовня и кладбище вокруг нее были разрушены, а в каменных корпусах бывшей старообрядческой богадельни устроена школа № 5.

Николай Александрович Бугров

Были в Городце и так называемые часовенные. Во времена старообрядческого погрома, предпринятого царем Николем I, они оказались без священников и с тех пор, считаясь формально поповцами, фактически оставались без иереев. Их уставщики вели богослужения в часовнях, крестили, исповедовали и причащали верующих.

В настоящее время представители Русской Древлеправославной Церкви ведут службы в Успенском храме, ранее принадлежавшем белокриницкому согласию.

Храм РДЦ в Городце

О влиятельности городецких старообрядцев свидетельствует тот факт, что первым в России старообрядческим монастырем, открытым вскоре после революции 1905 года (когда староверы были уравнены в правах с обычными православными), стал мужской монастырь в Митрофановской волости (на севере современного Городецкого района). К сожалению, место расположения монастыря попало в зону затопления Горьковского водохранилища.

Старообрядцы оказали большое влияние на культурную жизнь Городца и его округи. Они отличались глубоким консерватизмом: соблюдали строгие нормы семейной жизни допетровской Руси, вели церковную службу по старому обряду, бережно хранили у себя в домах древние иконы и книги.

Староверы были вынуждены вести аргументированную полемику с представителями официального православия, поэтому среди них нередко встречались люди весьма эрудированные, глубоко разбиравшиеся в вопросах догматики и церковной истории. Гонения правительства и официальной церкви, запрет свободной издательской деятельности — все это подталкивало староверов к активному собирательству и переписке старых церковных книг и рукописей. Столетия спустя городецкие старообрядцы продолжают оставаться хранителями древних русских традиций.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля