Золотой век старообрядчества — конец XIX-начало XX века — невозможно представить без деятельности старообрядческих начетчиков. В эту стильную и торжествующую эпоху они смогли повысить уровень старообрядческой апологетики и просветительской мысли до небывалых высот. Одним из самых ярких, плодовитых и авторитетных представителей начетничества бесспорно является Федор Ефимович Мельников.
Федор Евфимьевич Мельников родился в 1874 году в городке Новозыбков, находящемся в глубине территории так называемых Брынских лесов или Стародубья, издавна известной старообрядческими поселениями, монастырями и скитами.
Отец его, Евфимий Павлович, старообрядческий священник, был известен в стародубском староверии как весьма образованный и активный пастырь. Собранные им книги ныне хранятся в Российской Государственной Библиотеке. Евфимий Мельников приложил большие усилия в апологии Белокриницкой иерархии, благодаря чему, многие стародубские беглопоповцы и безпоповцы присоединились к истинной Церкви.
Благодаря начитанности главы семьи — отца — и большой домашней библиотеки, его сыновья Василий и Федор Мельниковы с раннего детства не только освоили грамоту, но и азы богословия, церковной истории и святоотеческого предания. Первые диспуты братьев состоялись в родном Новозыбкове. Они противостояли новообрядческим миссионерам, колесящим по селам и весям, с целью заманить староверов в синодальную Церковь. Федору Мельникову на момент начала диспутов было всего лишь 16 лет.
Позже учителями Федора Мельникова стали известные церковные деятели — священноинок Арсений (Анисим Швецов), будущий епископ Уральский, писатель и начетчик Ксенос (Иларион Кабанов).
Через какое-то время к братьям Василию и Федору Мельникову присоединился и начетчик Иван Усов, впоследствии митрополит Белокриницкий Иннокентий. Эта группа начетчиков получила прозвище «стародубская троица». Их просветительская деятельность распространилась далеко за пределы Стародубья: молодых и активных начетчиков стали приглашать для бесед с миссионерами на Кавказ, в Бессарабию, на Алтай.
В начале XX века Федор Мельников перебирается в столицу. Тут начинается самый плодовитый период его апологетической, публицистической и организаторской деятельности.
В столице Федор Евфимьевич продолжает оставаться одним из известных начетчиков, камня на камне не оставляющим во время диспутов с миссионерами синодальной Церкви. В эти годы он — член Союза старообрядческих начетчиков. Председатель начетнической комиссии при московском Братстве Честнаго и Животворящаго Креста. Собственную тактику собеседований Мельников характеризовал как «наступательную»: «Мельниковы разработали и новые вопросы, которые старыми начетчиками не ставились: о цезарепапизме господствующей церкви, о синодском строе, о бессоборности никонианской церкви, об ее внутреннем разложении и т. п. Требовали они на беседах равноправия и ведения бесед речами — по очереди, не перебивая друг друга. Редкие миссионеры соглашались на такие условия… Беседы затягивались на долгие часы — по 10-12 часов» (Мельников Ф. Е. Собр. соч. 1999. Т. 1. С. 487).
Вторая стезя Мельникова в эти годы — старообрядческая журналистика. В качестве ведущего автора он сотрудничает с различным периодическими изданиями: «Слово правды», «Церковь», «Голос Церкви», «Старообрядец» и др. Публицистическое творчество Мельникова было настолько обширным и разнообразным, что многие статьи ему приходилось подписывать различными псевдонимами. Среди них наиболее известные: «Фита», «Шалаев», «Феостерикт». Ф. Мельников был издателем московской «Народной газеты», приложением к которой была газета «Голос старообрядца».
В этот период у Мельникова появляются не только антимиссионерские и апологетические публикации, но и статьи о проблемах старообрядчества. В частности, он ставит вопросы об укреплении соборности и роли мирян в Церкви, о канонизации святых, о старообрядческом образовании.
В эти годы Мельников являлся секретарем петроградского старообрядческого епископа Виталия (Бажанова) (1846 — 1906), секретарем совета общины Рогожского кладбища, секретарем старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси.
В 1908-1918 гг. было опубликовано большое число полемических работ Мельникова. Большинство из них переиздано в наши дни. Среди самых известных: «Публичная беседа об именословном перстосложении» (М., 1908), «В защиту старообрядческой иерархии» (М., 1908–1909. 2 вып.), «Беседы старообрядцев Л. Ф. Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф. Е. Мельникова и Д. С. Варакина, представителей поповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию» (М., 1909), «Испытание и победа церкви Христовой: (К вопросу о падении и восстановлении епископства)» (М., 1910), «Блуждающее богословие: Обзор вероучения господствующей церкви» (М., 1911. Вып. 1), «К вопросу о богословии Белокриницкого устава» (М., 1911), «Возможно ли объединение старообрядчества в одну церковь» (М., 1912. Отд. отт. из ж. «Церковь» за 1912 г.), «Антихрист и крушение беспоповских надежд на него» (М., 1913; речь М. в Политехническом музее 27 авг. 1913), «В тенетах ересей и проклятий: (К современным спорам об именах Божиих)» (М., 1913. Отд. отт. из ж. «Церковь» за 1912-1913 гг.), «Мои наблюдения и впечатления от поездок на миссионерские беседы» (М., 1914), «Современные запросы старообрядчеству» (М., 1915) и др.
После октябрьского переворота, в конце 1918 г., власти запретили Мельникову публичные выступления, закрыли журнал «Слово церкви» и старообрядческий институт, где Мельников работал. После чего он уехал в Барнаул.
В 1925 — 1930 гг. жил на Кавказе, где работал пчеловодом. В начале 1930-х он нелегально перешел границу (переплыв ночью реку Днестр) и поселился в Румынии, привезя туда свои рукописи. Там работал секретарем Белокриницкой Митрополии, проживал в Мануиловском монастыре, близ села Мануиловки Сучавского уезда.
Несмотря ни на что, Мельников продолжал литературное творчество. Однако в эти годы большинство его сочинений были направлены против атеизма и безбожия, охвативших его Родину. Неоценимую услугу Мельников оказал старообрядческим приходам Румынии. Благодаря его трудам, в 1947 г. румынское правительство утвердило статут, по которому старообрядческая Церковь в Румынии была официально признана.
Упокоился он 26 мая 1960 г. в старообрядческом Мануиловском монастыре, вблизи с. Мануиловка Сучавского уезда в Румынии, и был похоронен на монастырском кладбище.
Однако, как показали последующие события, главный вклад Мельникова в развитие старообрядческой литературы был оценен лишь в наши дни, в начале XXI века. В 1939 — 1947 гг. Мельников занимался фундаментальной книгой «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви», однако не смог ее опубликовать. Рукопись могла погибнуть безвестно, если бы не сохранилась в семье одного старообрядческого священника. Полностью текст книги был опубликован в 1999 году в Барнауле. Издатели отметили: «Наше время — время оскудения веры и любви, мельчания идеалов, мельчания личности. Личность же, чтобы раскрыть себя во всей полноте и силе, должна быть связана с Церковью. Именно эта черта была в полной мере присуща Ф. Е. Мельникову. Он не числился в Церкви, он жил ею, и жил для нее». Сегодня этот труд знаменитого начетчика является основой историографии Русской Православной старообрядческой Церкви.
Комментариев пока нет