150 лет со дня рождения знаменитого старообрядческого писателя и начетчика Федора Ефимовича Мельникова

Золотой век старообрядчества — конец XIX-начало XX века — невозможно представить без деятельности старообрядческих начетчиков. В эту стильную и торжествующую эпоху они смогли повысить уровень старообрядческой апологетики и просветительской мысли до небывалых высот. Одним из самых ярких, плодовитых и авторитетных представителей начетничества бесспорно является Федор Ефимович Мельников.

Федор Евфимьевич Мельников родился в 1874 году в городке Новозыбков, находящемся в глубине территории так называемых Брынских лесов или Стародубья, издавна известной старообрядческими поселениями, монастырями и скитами.

Ф.Е. Мельников с книгой. Измаил (?). 1934 г. (?) (фотография из частного архива, г. Браил)
Ф.Е. Мельников с книгой. Измаил (?). 1934 г. (?) (фотография из частного архива, г. Браил)

Отец его, Евфимий Павлович, старообрядческий священник, был известен в стародубском староверии как весьма образованный и активный пастырь. Собранные им книги ныне хранятся в Российской Государственной Библиотеке. Евфимий Мельников приложил большие усилия в апологии Белокриницкой иерархии, благодаря чему, многие стародубские беглопоповцы и безпоповцы присоединились к истинной Церкви.

Благодаря начитанности главы семьи — отца — и большой домашней библиотеки, его сыновья Василий и Федор Мельниковы с раннего детства не только освоили грамоту, но и азы богословия, церковной истории и святоотеческого предания. Первые диспуты братьев состоялись в родном Новозыбкове. Они противостояли новообрядческим миссионерам, колесящим по селам и весям, с целью заманить староверов в синодальную Церковь. Федору Мельникову на момент начала диспутов было всего лишь 16 лет.

Позже учителями Федора Мельникова стали известные церковные деятели — священноинок Арсений (Анисим Швецов), будущий епископ Уральский, писатель и начетчик Ксенос (Иларион Кабанов).

Через какое-то время к братьям Василию и Федору Мельникову присоединился и начетчик Иван Усов, впоследствии митрополит Белокриницкий Иннокентий. Эта группа начетчиков получила прозвище «стародубская троица». Их просветительская деятельность распространилась далеко за пределы Стародубья: молодых и активных начетчиков стали приглашать для бесед с миссионерами на Кавказ, в Бессарабию, на Алтай.

В начале XX века Федор Мельников перебирается в столицу. Тут начинается самый плодовитый период его апологетической, публицистической и организаторской деятельности.

В столице Федор Евфимьевич продолжает оставаться одним из известных начетчиков, камня на камне не оставляющим во время диспутов с миссионерами синодальной Церкви. В эти годы он — член Союза старообрядческих начетчиков. Председатель начетнической комиссии при московском Братстве Честнаго и Животворящаго Креста. Собственную тактику собеседований Мельников характеризовал как «наступательную»: «Мельниковы разработали и новые вопросы, которые старыми начетчиками не ставились: о цезарепапизме господствующей церкви, о синодском строе, о бессоборности никонианской церкви, об ее внутреннем разложении и т. п. Требовали они на беседах равноправия и ведения бесед речами — по очереди, не перебивая друг друга. Редкие миссионеры соглашались на такие условия… Беседы затягивались на долгие часы — по 10-12 часов» (Мельников Ф. Е. Собр. соч. 1999. Т. 1. С. 487).

Вторая стезя Мельникова в эти годы — старообрядческая журналистика. В качестве ведущего автора он сотрудничает с различным периодическими изданиями: «Слово правды», «Церковь», «Голос Церкви», «Старообрядец» и др. Публицистическое творчество Мельникова было настолько обширным и разнообразным, что многие статьи ему приходилось подписывать различными псевдонимами. Среди них наиболее известные: «Фита», «Шалаев», «Феостерикт». Ф. Мельников был издателем московской «Народной газеты», приложением к которой была газета «Голос старообрядца».

Ф.Е. Мельников. Измаил (?). 1934 г. (?) (фотография из частного архива, г. Браил)
Ф.Е. Мельников. Измаил (?). 1934 г. (?) (фотография из частного архива, г. Браил)

В этот период у Мельникова появляются не только антимиссионерские и апологетические публикации, но и статьи о проблемах старообрядчества. В частности, он ставит вопросы об укреплении соборности и роли мирян в Церкви, о канонизации святых, о старообрядческом образовании.

В эти годы Мельников являлся секретарем петроградского старообрядческого епископа Виталия (Бажанова) (1846 — 1906), секретарем совета общины Рогожского кладбища, секретарем старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси.

В 1908-1918 гг. было опубликовано большое число полемических работ Мельникова. Большинство из них переиздано в наши дни. Среди самых известных: «Публичная беседа об именословном перстосложении» (М., 1908), «В защиту старообрядческой иерархии» (М., 1908–1909. 2 вып.), «Беседы старообрядцев Л. Ф. Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф. Е. Мельникова и Д. С. Варакина, представителей поповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию» (М., 1909), «Испытание и победа церкви Христовой: (К вопросу о падении и восстановлении епископства)» (М., 1910), «Блуждающее богословие: Обзор вероучения господствующей церкви» (М., 1911. Вып. 1), «К вопросу о богословии Белокриницкого устава» (М., 1911), «Возможно ли объединение старообрядчества в одну церковь» (М., 1912. Отд. отт. из ж. «Церковь» за 1912 г.), «Антихрист и крушение беспоповских надежд на него» (М., 1913; речь М. в Политехническом музее 27 авг. 1913), «В тенетах ересей и проклятий: (К современным спорам об именах Божиих)» (М., 1913. Отд. отт. из ж. «Церковь» за 1912-1913 гг.), «Мои наблюдения и впечатления от поездок на миссионерские беседы» (М., 1914), «Современные запросы старообрядчеству» (М., 1915) и др.

После октябрьского переворота, в конце 1918 г., власти запретили Мельникову публичные выступления, закрыли журнал «Слово церкви» и старообрядческий институт, где Мельников работал. После чего он уехал в Барнаул.

В 1925 — 1930 гг. жил на Кавказе, где работал пчеловодом. В начале 1930-х он нелегально перешел границу (переплыв ночью реку Днестр) и поселился в Румынии, привезя туда свои рукописи. Там работал секретарем Белокриницкой Митрополии, проживал в Мануиловском монастыре, близ села Мануиловки Сучавского уезда.

Несмотря ни на что, Мельников продолжал литературное творчество. Однако в эти годы большинство его сочинений были направлены против атеизма и безбожия, охвативших его Родину. Неоценимую услугу Мельников оказал старообрядческим приходам Румынии. Благодаря его трудам, в 1947 г. румынское правительство утвердило статут, по которому старообрядческая Церковь в Румынии была официально признана.

Ф. Е. Мельников на пасеке (любимое место уединения). Измаил. 1.01.1932 г. (фотография из частного архива, г. Браил)
Ф. Е. Мельников на пасеке (любимое место уединения). Измаил. 1.01.1932 г. (фотография из частного архива, г. Браил)

Упокоился он 26 мая 1960 г. в старообрядческом Мануиловском монастыре, вблизи с. Мануиловка Сучавского уезда в Румынии, и был похоронен на монастырском кладбище.

Однако, как показали последующие события, главный вклад Мельникова в развитие старообрядческой литературы был оценен лишь в наши дни, в начале XXI века. В 1939 — 1947 гг. Мельников занимался фундаментальной книгой «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви», однако не смог ее опубликовать. Рукопись могла погибнуть безвестно, если бы не сохранилась в семье одного старообрядческого священника. Полностью текст книги был опубликован в 1999 году в Барнауле. Издатели отметили: «Наше время — время оскудения веры и любви, мельчания идеалов, мельчания личности. Личность же, чтобы раскрыть себя во всей полноте и силе, должна быть связана с Церковью. Именно эта черта была в полной мере присуща Ф. Е. Мельникову. Он не числился в Церкви, он жил ею, и жил для нее». Сегодня этот труд знаменитого начетчика является основой историографии Русской Православной старообрядческой Церкви.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля