100 лет со дня кончины митрополита Макария Белокриницкого

В 2021 году исполняется 100 лет со дня кончины предстоятеля старообрядческой Церкви митрополита Макария — четвертого после митрополита Амвросия первосвятителя Белокриницкой Митрополии.

Митрополит Макарий (1848 — 2 янв. 1921 гг; в миру Михаил Лобов) родился в Австро-Венгрии в семье старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Церковное служение начал в городе Яссы, где был поставлен во иереи. 4 июля 1900 г. митрополитом Афанасием (Макуровым) рукоположен во епископа на кафедру г. Тульча и в то же время наречен и наместником Белокриницкой Митрополии. В сан митрополита Белокриницкого, будучи избран на Освященном соборе, возведен 10 сентября 1906 года в Белой Кринице. Чин настолования возглавил архиепископ Московский Иоанн (Картушин), ему сослужили епископ уральский Арсений (Швецов) и епископ Нижегородский Иннокентий (Усов). До Первой мировой войны период его служения в качестве Митрополита Белокриницкого был спокойным, тихим и мирным.

Митрополит Белокриницкий Макарий. Егорьевск: Светописаная мастерская Н. Д. Зенина

С началом войны, когда русские войска подошли к Белой Кринице, митрополит Макарий (Лобов) был 5 октября 1914 года арестован австрийскими властями и под усиленным конвоем направлен в город Рэдэуци. Его подозревали в сочувствии русскому наступлению. Как вспоминают свидетели событий, комендант, производивший допрос, обошелся с митрополитом весьма грубо, кричал на него, топал ногами и угрожал: «Сейчас вас расстреляю!.. Старообрядцев всех вырежу!… Белую Криницу, да и другие старообрядческие села сожгу!» После допроса митрополита заключили в темницу, поставив у дверей стражу. Здесь продержали его трое суток, причем владыка питался только черствым хлебом, переданным ему одним старообрядцем. На четвертый день солдаты его вывели на улицу, велели сесть на простую телегу, привезли на казарменный двор и оставили под открытым небом. Его окружила толпа австрийцев, солдат и всякой голытьбы, среди которой находились и мужчины, и женщины, и дети, которые кричали и плевали в сторону первосвятителя. Несколько часов толпа всячески издевалась над митрополитом.

Надо отметить, что власти Австро-Венгерской империи тогда осуществляли политику преследования русских и русскоговорящих граждан, понуждая их к принятию националистической идеологии «украинства». В частности, существовали концентрационные лагеря «Талергоф» и «Терезин», где мучили тысячи русскоязычных галичан, которых подозревали в русофильских настроениях. Многие жители региона погибли в этих лагерях. Геноцид русского населения на Галичине и в Буковине широко развернулся в это время.

Освобожден митрополит был только после вступления русских войск в Буковину. Перед отступлением русских из Буковины черновицкий губернатор Сергей Евреинов посоветовал митрополиту Макарию оставить Буковину и уехать в Россию. Митрополит Макарий принял этот совет. По выезде из Буковины владыка 3 дня пробыл в Киеве, а 12 февраля 1915 года с разрешения военных властей он приехал в Москву и жил в России почти год, совершая богослужения в старообрядческих храмах Москвы, Подмосковья и Петрограда. Так, в апреле 1915 года года по причине болезни архиепископа Московского Иоанна (Картушина) митрополит Макарий возглавлял торжества по случаю 10-летия распечатания алтарей Рогожского кладбища.

24 апреля 1915 года скончался архиепископ Московский Иоанн (Картушин), и на Освященном соборе, обсуждавшем кандидатуру нового предстоятеля, был поднят вопрос о том, чтобы Белокриницкий митрополит остался в Москве и возглавил старообрядцев России. Владыка Макарий долго размышлял на эту тему, но в конечном итоге отказался, так как не хотел оставить свою паству, проживающую на территории Австро-Венгрии. Современные историки старообрядчества считают, что в 1915 год старообрядческая Церковь России могла получить статус Митрополии, но этот шанс, к сожалению, был упущен. Учреждение Московской Митрополии состоялось лишь в 1988 году.

В 1917 году после приостановки военных действий между Россией и Германией, еще до заключения так называемого Брестского мира, владыка Макарий вернулся в Белую Криницу, где продолжил служение.

Скончался он 15 января 1921 года (2 января по ст. ст.) в Белокриницком монастыре в возрасте 73 лет. Митрополит Макарий управлял Белокриницкой митрополией четырнадцать лет, три месяца и три недели. Умер и был погребен в Белой Кринице.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля