18 сентября в Московском старообрядческом духовном училище прошла презентация новой книги Н. Г. Денисова «Старообрядческая богослужебно-певческая культура: вопросы типологии». По приглашению Митрополита Корнилия (Титова) перед студентами и преподавателями МСДУ выступили музыковед-медиевист, доктор искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории, член Союза композиторов России, заместитель Начальника управления гуманитарных наук Российского гуманитарного научного фонда Николай Григорьевич Денисов и этномузыколог, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, старший научный сотрудник сектора фольклора ИТРЛИ РАН (Пушкинский Дом), заместитель директора по науке Российского центра русского фольклора, член Союза композиторов России Екатерина Анатольевна Дорохова. На встрече присутствовали Митрополит Корнилий, священноиерей Никола Бобков, певчие Покровского кафедрального собора.
Николай Григорьевич и Екатерина Анатольевна поделились воспоминаниями об историческом событии — единственном в советское время выступлении старообрядческого хора перед музыкальной научной общественностью Москвы в 1984 году. Это была другая эпоха, когда церковная музыка не изучалась, находилась вне закона. Тем не менее выступление Стрельниковского хора под управлением Ивана Алексеевича Сергеева состоялось.
Лица певчих излучали покой и доброжелательность, ведь они согласились поделиться самым главным, что у них есть, — говорила Е. А. Дорохова. Регент хора, Иван Алексеевич Сергеев, рассказал о каждом песнопении самое главное. Пение хора поражало необыкновенной слаженностью. Присутствовавшие на выступлении ведущие ученые СССР: профессора Ю. В. Келдыш, В. В. Протопопов и другие дали самую высокую оценку пению старообрядцев. Это было первое знакомство всей научной общественности с живой старообрядческой традицией. Благословение на приезд в Москву стрельниковским певцам дал глава Старообрядческой Церкви архиепископ Московский и всея Руси Никодим (Латышев). А на самой встрече почетными гостями были секретарь Архиепископии, настоятель Покровского собора на Рогожском протоиерей Александр Берестнев и председатель Рогожской общины А .Е. Масленников.
Николай Григорьевич обратил внимание слушателей на духовную сторону церковного пения. Он отметил, что в Церкви нет «пения», а есть молитва, облаченная в музыкальные одежды. Церковное пение — ангельское идеальное пение, которым Церковь доказывает истинность своего учения. Для этого используется человеческий голос — самый идеальный музыкальный инструмент, творение Бога.
В настоящее время темп богослужения во многих храмах значительно ускорен, хотя «напевы должны быть такими, чтобы приводить душу к благоритму», по словам святителя Афанасия Александрийского. Если есть возможность — нельзя убыстрять богослужение, особенно молитву «Господи, помилуй», являющейся обращением к самому Богу.
Стрельниковский хор отличался естественным темпом. Если ускоряется пение — ускоряются все ритмы организма, что неблагоприятно влияет на его работу, на здоровье. Светские ритмы жизни человек должен оставить за порогом храма.
Николай Григорьевич рассказал также о традициях пения в Рогожской общине, где стабильно выдерживался тон «фа» при возглашении диаконом ектений. Помимо этого, было уделено внимание уникальной культуре казаков-некрасовцев, которые за 250 лет жизни в Турции, в иноверном и иноязычном окружении, сохранили веру, язык, служение, пение и чтение. Некрасовцы удивили весь мир лингвистов и фольклористов. Николай Григорьевич заявил, что эта культура — «самое дорогое, что есть в старообрядчестве. Они поют весь годовой репертуар наизусть, сохраняя средневековое древнерусское мышление».
Также был рассмотрен феномен «напевки», ее происхождения и значимости. Последовательно сменявшие друг друга певческие центры — Ветка, Иргиз, Гуслица фиксировали в своих книгах реальную практику. Печатные книги Л. Ф. Калашникова резко критиковались гуслицкими певцами, досконально знавшими структуру попевок знаменного роспева. Л. Ф. Калашников упростил изложение напевов, «развел» фиты дробным знаменем. Тайнозакненные формулы лиц и фит стало не нужно учить. Пение почти пришло к нотам.
В советские годы устный пласт оказался незафиксированным из-за прервавшейся традиции переписывания книг и отсутствия знатоков крюковой нотации.
Напевка, — отметил Николай Григорьевич, — это самое драгоценное, что есть в старообрядчестве. «Напевка» построена точно по законам знаменного роспева. Не меняйте своих напевов. «Напевку» нужно хранить — этот пласт доказывает, что старообрядцы не просто формальные хранители знаменного пения, а люди, мыслящие по законам знаменного роспева.
Выступление ученых вызвало большой интерес. Вопросы музыковедам задавал и владыка Корнилий, и студенты училища. На все вопросы они получили исчерпывающие ответы.
Встречи студентов старообрядческого училища с учеными, исследователями старообрядческой культуры проводились много раз. Последняя встреча поразила исключительно высоким профессиональным уровнем приглашенных ученых, которые блестяще знают исследуемый материал, владеют им, могут доступно и профессионально преподнести. Кроме того, оба исследователя часто выезжают за границу, выступают на конференциях с докладами о своих научных достижениях, которые давно получили всемирное признание.
Прошедшая встреча не оставила студентов равнодушными и заставила о многом задуматься.
Побольше бы таких полезных встреч с такими выдающимися знатоками!