Выставка «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII-XX веков» открылась в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи. Ряд произведений с изображением почитаемого святого представлен публике впервые.

«Мы обладаем удивительным сокровищем — большим количеством древних памятников с изображением Святителя Николы, многие из которых стали неотъемлемой частью истории русского искусства. Некоторые хорошо известны специалистам, любителям древнерусской культуры, опубликованы в академических изданиях, другие — только начинают свой путь к зрителю», — сказала куратор выставки, заведующий отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Елена Саенкова.

Экспозицию открывают наиболее ранние из представленных на выставке икон, которые знакомят зрителя с житием святителя Николы. Древнейшая его часть восходит к IV–V векам, а основной текст сложился в IX столетии и повествует о рождении Николы в Патаре и крещении, когда младенец сам стоял в купели, об обучении грамоте, рукоположении в священный сан, исцелении больных и изгнании бесов, о спасении невинно осужденных от казни, утопающих в море — от гибели, нищих девиц — от бесчестия, а также о преставлении Николы и его многочисленных посмертных чудесах. Вопреки представлению о «стандартном» наборе и порядке чтения клейм, житийные циклы большинства икон святителя Николы оказываются неповторимыми. За оригинальными иконографическими программами в каждом случае стоит особый замысел, что наглядно демонстрируют иконы из села Мелетово недалеко от Пскова, из коломенского храма Иоанна Богослова, Введенской церкви в Ростове Великом и Николо-Угрешского монастыря.

Специально к выставке была раскрыта икона конца XVII века жалованного иконописца Оружейной палаты Тихона Филатьева для церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Голутвине, расположенной рядом с домом, в котором родился Павел Третьяков. Иконы Иоанна Предотечи и святителя Николы первоначально были написаны на отдельных досках и стояли в иконостасе этой церкви. В XIX веке доски с изображениями соединили, дописав посередине вверху образ Богоматери Черниговской. «Хочется отметить работу наших реставраторов, за эти кратчайшие сроки раскрывших несколько икон», — добавила куратор.
Кроме того, впервые экспонируются житийный образ святителя Николы из собрания семьи Мамонтовых, икона Николы Можайского (середина — вторая половина XVII века) из Собрания икон при Фонде Андрея Первозванного и образ той же иконографии из частной коллекции.
Другие разделы выставки посвящены иконографическим изводам, воспроизводящим чудотворные образы святителя Николы. Среди них — иконы Николы Зарайского и Николы Великорецкого, иконописные и резные реплики с деревянной статуи Николы Можайского.

Сама скульптура, изготовленная в XIV веке в память о спасении Можайска от подступившего к городским стенам неприятеля, хранится в Сокровищнице Третьяковской галереи. На выставке представлены ее резные и живописные реплики.
Еще одна тема выставки — изображения святителя Николы с другими почитаемыми святыми: мучениками, целителями, благоверными князьями и преподобными. Достаточно рано святитель Никола появляется в композиции Деисуса, а с XV века известны его иконы в составе деисусных чинов иконостаса, где Никола включается в один ряд с великими учителями Церкви — Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Примером такого деисусного чина служит комплекс из старообрядческой церкви Успения на Апухтинке.
Немало информации об особенностях почитания святителя дают предметы мелкой пластики. Именно в этих небольших и, на первый взгляд, неприметных каменных резных иконках нередко сохраняются ранние свидетельства о существовании иконографических изводов, которые в иконописи известны лишь в период Позднего Средневековья.
Также в экспозицию вошли изображения Николы Чудотворца с другими почитаемыми святыми. В завершающей части выставки можно увидеть образ 1914 года из собрания старообрядцев Рахмановых с рамой, в которой соединены фрагменты более ранних произведений и деревянные складни XIX века из Сергиева Посада.
Посетить выставку можно будет до 28 августа 2022 года.
Комментариев пока нет