«Старообрядческий контекст» X Вышневолоцких краеведческих чтений

15 июля 2017 года в г. Вышний Волочек (Тверская область) прошли X Вышневолоцкие краеведческие чтения. Их организаторами выступили администрация Вышневолоцкого района, администрация г. Вышний Волочек, Вышневолоцкое историко-краеведческое общество Вышневолоцкая центральная районная библиотека.

X Вышневолоцкие краеведческие чтения

Примечательно, что из десяти докладов, прозвучавших на чтениях, три доклада были напрямую связаны со старообрядчеством. Настоятель Ржевской общины Русской Православной старообрядческой Церкви о. Евгений Чунин рассказал о влиянии старообрядчества на жизнь устроителя Вышневолоцкой водной системы, новгородского купца Михаила Сердюкова, жившего в первой половине XVIII в. и привлекавшегося к следствию по обвинению в расколе. Головщик Новгородской общины Древлеправославной Поморской Церкви, сотрудник Новгородского университета Илья Мельников (г. Великий Новгород) познакомил слушателей с новыми документами, показывающими связь Сердюкова с новгородскими староверами.

Краеведческие чтения в г. Вышний Волочек

Также в докладе была озвучена история взаимодействия старообрядческих общин Новгородской и Тверской губерний в XIX в. Новгородские староверы поддерживали связи с общинами Вышнего Волочка, Кимр и Ржева. Наконец, в докладе Владимира Козырева, краеведа из г. Бежецк (Тверская область), рассказывалось о династии иконописцев-старообрядцев Пешехоновых, происходивших из с. Еськи Тверской губернии и создавших своеобразную школу письма.

Из десяти докладов, прозвучавших на чтениях, три доклада были напрямую связаны со старообрядчеством

Два доклада были посвящены дониконовским святыням Вышнего Волочка — списку с образа Казанской Богородицы и Николо-Теребеньскому монастырю, 525-летию которого и были посвящены чтения. В настоящее время в Вышнем Волочке нет старообрядческой общины. Несмотря на то, что до революции там имелось два прихода староверов поморского и белокриницкого согласий, многие представители староверия проживали в Вышневолоцком уезде. Недалеко от Вышнего Волочка также имелось кладбище (до 1839 года — монастырь с 13 кельями) «на Тетерках», принадлежавшее староверам федосеевского согласия.

Общее фото участников X Вышневолоцких краеведческих чтений

Возможно, пробуждающийся интерес к старообрядческому прошлому этих мест даст благие всходы и приведет неравнодушных людей к подлинному познанию культуры и традиций своих предков.

Автор: Илья Мельников

Комментарии (3)

  1. Иван Калашников

    Сердюков Михаил Иванович (Бароно Силингинов, Бароно Имегенов) (1678-1754) – старообрядец-бурят, купец, выдающийся гидротехник, которому благоволил император Петр I. Создатель Вышневолоцкой водной системы, впервые соединившей Балтийское море с Волгой.

    В 1723 г. М.И. Сердюков был обвинен вице-председателем Святейшего Синода никонианским митрополитом Феодосием Новгородским в расколе. Сердюков был арестован и помещён под следствие за принадлежность к старообрядчеству. Незадолго до ареста Сердюкова, 15 мая 1722 г. никонианский Синод издал указ: «Которые крест на себе изображают двумя персты, а не треперстным сложением: тех,… писать в раскол не взирая ни на что» (Собрание постановлений по части раскола, кн. I, С. 35).

    По этому указу «запись в раскол» обрекала старообрядцев на постоянные преследования, тяжкие наказания: медленная смерть в тюрьме, ссылке или просто на виселице и плахе. И только благодаря заступничеству царя Петра I Сердюков был оправдан.

    Из сохранившихся протоколов допроса Михаила Ивановича в Синодальной канцелярии известно, что он был «мунгальского народу», и звали его Бароно, Имегенов сын. Родился в 1678 г. в Монголии на берегу реки Селенги. Его отец Имэгэн-Силиген был мастеровой человек, делал луки, стрелы и сёдла. И ездил в Китай для продажи лошадей. По показаниям Сердюкова в России он оказался в 1691 г., в возрасте 13 лет, когда был захвачен в плен казаками Демьяна Многогрешного. В начале, Бароно попал в Селенгинский острог, а затем казаки перевезли его в Енисейск и продали приказчику староверу Ивану Сердюкову за 10 руб.

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      "а затем казаки … продали приказчику староверу Ивану Сердюкову за 10 руб"… Казаки тоже поди сплошь староверы…

    • Иван Калашников

      Какой веры были казаки в известных архивных документах ничего не сказано. Но если учесть, то обстоятельство, что потомки казаков проживающие в современном Селенгинском районе все никониане, то видимо и в то время были никонианами. Также в пользу этой версии говорит факт о том, что в архиве найдены архивные документы 1812 г., где в селенгинском остроге служат казаки, которые все никониане. Вообще в Забайкалье казаков-старообрядцев не очень много, на территории современной Бурятии казаки-староверы есть только в одном селе Бичура и всего лишь живут на одной улице. Эта улица до революции так и называлась ул. Казачья.

      В Читинской области современное название Забайкальский край, там несколько станиц где живут казаки-староверы, например станица Доно, которая стоит на границе и др. станицы в соседних районах. Забайкальское казачье войско состояло из русских, тунгусских и бурятских казачьих полков, а также в казаки поверстали рабочих с горнорудных заводов, потому что протяженность границы огромная и войск не хватало.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?