15 июля 2017 года в г. Вышний Волочек (Тверская область) прошли X Вышневолоцкие краеведческие чтения. Их организаторами выступили администрация Вышневолоцкого района, администрация г. Вышний Волочек, Вышневолоцкое историко-краеведческое общество Вышневолоцкая центральная районная библиотека.
Примечательно, что из десяти докладов, прозвучавших на чтениях, три доклада были напрямую связаны со старообрядчеством. Настоятель Ржевской общины Русской Православной старообрядческой Церкви о. Евгений Чунин рассказал о влиянии старообрядчества на жизнь устроителя Вышневолоцкой водной системы, новгородского купца Михаила Сердюкова, жившего в первой половине XVIII в. и привлекавшегося к следствию по обвинению в расколе. Головщик Новгородской общины Древлеправославной Поморской Церкви, сотрудник Новгородского университета Илья Мельников (г. Великий Новгород) познакомил слушателей с новыми документами, показывающими связь Сердюкова с новгородскими староверами.
Также в докладе была озвучена история взаимодействия старообрядческих общин Новгородской и Тверской губерний в XIX в. Новгородские староверы поддерживали связи с общинами Вышнего Волочка, Кимр и Ржева. Наконец, в докладе Владимира Козырева, краеведа из г. Бежецк (Тверская область), рассказывалось о династии иконописцев-старообрядцев Пешехоновых, происходивших из с. Еськи Тверской губернии и создавших своеобразную школу письма.
Два доклада были посвящены дониконовским святыням Вышнего Волочка — списку с образа Казанской Богородицы и Николо-Теребеньскому монастырю, 525-летию которого и были посвящены чтения. В настоящее время в Вышнем Волочке нет старообрядческой общины. Несмотря на то, что до революции там имелось два прихода староверов поморского и белокриницкого согласий, многие представители староверия проживали в Вышневолоцком уезде. Недалеко от Вышнего Волочка также имелось кладбище (до 1839 года — монастырь с 13 кельями) «на Тетерках», принадлежавшее староверам федосеевского согласия.
Возможно, пробуждающийся интерес к старообрядческому прошлому этих мест даст благие всходы и приведет неравнодушных людей к подлинному познанию культуры и традиций своих предков.
Автор: Илья Мельников
Сердюков Михаил Иванович (Бароно Силингинов, Бароно Имегенов) (1678-1754) – старообрядец-бурят, купец, выдающийся гидротехник, которому благоволил император Петр I. Создатель Вышневолоцкой водной системы, впервые соединившей Балтийское море с Волгой.
В 1723 г. М.И. Сердюков был обвинен вице-председателем Святейшего Синода никонианским митрополитом Феодосием Новгородским в расколе. Сердюков был арестован и помещён под следствие за принадлежность к старообрядчеству. Незадолго до ареста Сердюкова, 15 мая 1722 г. никонианский Синод издал указ: «Которые крест на себе изображают двумя персты, а не треперстным сложением: тех,… писать в раскол не взирая ни на что» (Собрание постановлений по части раскола, кн. I, С. 35).
По этому указу «запись в раскол» обрекала старообрядцев на постоянные преследования, тяжкие наказания: медленная смерть в тюрьме, ссылке или просто на виселице и плахе. И только благодаря заступничеству царя Петра I Сердюков был оправдан.
Из сохранившихся протоколов допроса Михаила Ивановича в Синодальной канцелярии известно, что он был «мунгальского народу», и звали его Бароно, Имегенов сын. Родился в 1678 г. в Монголии на берегу реки Селенги. Его отец Имэгэн-Силиген был мастеровой человек, делал луки, стрелы и сёдла. И ездил в Китай для продажи лошадей. По показаниям Сердюкова в России он оказался в 1691 г., в возрасте 13 лет, когда был захвачен в плен казаками Демьяна Многогрешного. В начале, Бароно попал в Селенгинский острог, а затем казаки перевезли его в Енисейск и продали приказчику староверу Ивану Сердюкову за 10 руб.
"а затем казаки … продали приказчику староверу Ивану Сердюкову за 10 руб"… Казаки тоже поди сплошь староверы…
Какой веры были казаки в известных архивных документах ничего не сказано. Но если учесть, то обстоятельство, что потомки казаков проживающие в современном Селенгинском районе все никониане, то видимо и в то время были никонианами. Также в пользу этой версии говорит факт о том, что в архиве найдены архивные документы 1812 г., где в селенгинском остроге служат казаки, которые все никониане. Вообще в Забайкалье казаков-старообрядцев не очень много, на территории современной Бурятии казаки-староверы есть только в одном селе Бичура и всего лишь живут на одной улице. Эта улица до революции так и называлась ул. Казачья.
В Читинской области современное название Забайкальский край, там несколько станиц где живут казаки-староверы, например станица Доно, которая стоит на границе и др. станицы в соседних районах. Забайкальское казачье войско состояло из русских, тунгусских и бурятских казачьих полков, а также в казаки поверстали рабочих с горнорудных заводов, потому что протяженность границы огромная и войск не хватало.