Заметной частью русской диаспоры США являются староверы самых разных юрисдикций. Среди них есть представители белокриницкого и поморского согласий, часовенные, а также единоверцы в лоне Русской православной церкви заграницей.
Когда в США появились первые староверы — неизвестно. Самые ранние достоверные сведения относятся к концу ХIХ в., когда из Сувалкской губернии Царства Польского в США переселились староверы. В начале ХХ в. прибыла небольшая группа староверов из Виленской губернии. Эти староверы расселились в Пенсильвании и Калифорнии. Работали преимущественно на шахтах и заводах. В Пенсильвании наибольшая часть староверов поселилась в г. Ири. Некоторые из них в поисках священства в 80 х гг. ХХ в. присоединились к Русской православной церковью заграницей.
Также среди староверов США есть и некрасовцы Турции, которые отказались возвращаться в СССР в начале 1960-х годов. При помощи Толстовского фонда (в котором состояли известные русские люди — Александра Толстая (младшая дочь писателя), авиаконструктор Игорь Сикорский, композитор Сергей Рахманинов) и главы департамента юстиции США Роберта Кеннеди, эти староверы на самолетах в 1963 г. были переправлены в США, в штат Нью-Джерси. Те некрасовцы, которые прибыли из пос. Коджагель («Большое озеро»), называли себя «кубанцами», те же, которые переселились из центральной части Турции, из пос. Казаккей — «дунаками». Толстовский фонд выделил старообрядцам деньги на покупку земли и на обустройство.
Похожая ситуация складывалась у старообрядцев, проживавших в Китае — «харбинцев». После событий 1917 года и, особенно, в двадцатые годы в Китай вынуждены были мигрировать не только поповцы, но и беспоповцы. Они обосновывались в Харбине, образовывали свои общины, строили храмы и молитвенные дома. В послевоенный период в КНР началась культурная революция, которая привела к серьезным последствиям для храмов по всей территории страны. Пострадали и церкви старообрядцев, которые располагались в северно-восточном округе государства. Началось раскулачивание, подорвавшее экономические основы местного староверия. Как и остальные люди, исповедующие религию, они вынуждены были в 50-е годы искать новое пристанище и массово переселялись в Соединенные Штаты Америки, преимущественно в штат Нью-Джерси, откуда впоследствии отправились в штат Орегон. Затем часть этих староверов, при помощи того же Толстовского фонда, отправились на Аляску.
Там они развернули деревообрабатывающие артели. Некоторые параллельно занимались охотой в окрестных лесах и промышленным ловом рыбы в штате Аляска. Староверы там основали город Николаевск, названный так в честь свт. Николы Чудотворца.
Сегодня подавляющее большинство староверов США — это люди с правоконсервативными взглядами. Они отстаивают незыблемость частной собственности, христианские принципы жизни, частную инициативу, гетеросексуальные браки и право на оружие. Таким образом, староверы оказались на стороне старой Америки, которая создавалась на традиционных христианских принципах. Определенное тождество взглядов Дональда Трампа и староверов США не осталось незамеченным и для американской прессы и исследователей. Так, издание The Wall Street Journal отмечало:
«Аввакум не был в точности Дональдом Трампом, но он отстаивал более раннюю практику и мистическую версию старой Руси и ее веры».
Президентские выборы в США — 2024 года показали, что запрос на правоконсервативные взгляды по-прежнему актуален и в самой стране, и в мире. Не случайно поэтому населенная староверами Пенсильвания, ранее считавшаяся колеблющимся штатом, сделала выбор между леволиберальными ценностями и правоконсервативными в пользу последних. Победа в этом штате дала Дональду Трампу поддержку 19 выборщиков, победил Трамп и на Аляске, получив в этом консервативном штате более 55 % голосов.
Комментариев пока нет