На Крите открылся Всеправославный собор

Сегодня, 20 июня 2016 г., на о. Крит открывается крупнейший форум церквей восточного (нового) обряда, известный в официальных заявлениях и прессе как Всеправославный Собор. В нем принимают участие 10 из 14 поместных Церквей: Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чешских земель и Словакии. Ранее Болгарская, Антиохийская, Грузинская, Сербская и Русская Православные Церкви выступали за перенос Собора, чтобы урегулировать разногласия и доработать документы. Но Константинопольский патриархат настоял на проведении Собора в намеченные сроки. Сербская церковь согласилась участвовать в заседаниях, заявив, что ее делегация покинет Собор, если на нем откажутся принимать во внимание существующие вопросы, проблемы и разногласия.

На собор прибыли предстоятели 10 поместных православных церквей

Считается, что Вселенских Соборов было семь, они проходили в IV-VIII вв. Некоторые историки полагают, что Великий Собор в Константинополе (879-880 гг.) был восьмым Вселенским. С тех пор соборов, которые были бы признаны всем православным миром, не было, хотя попытки предпринимались с 20-х гг. XX в. по инициативе Константинопольского (так называемого «Вселенского») Патриархата.

Предсоборное совещание в Шамбези 21-27 января 2016 г.

Подготовка текущего Собора началась в 60-е гг. XX в. В течение 20 лет было проведено несколько предсоборных совещаний и заседаний межправославных подготовительных комиссий. Работа по подготовке Собора возобновилась после встречи предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в октябре 2008 г. в Стамбуле. Последнее предсоборное совещание глав Поместных Православных Церквей прошло 21-27 января 2016 года в Шамбези (Швейцария). На нем были утверждены темы, которые будут обсуждаться на Всеправославном Соборе:

  • Миссия Православной Церкви в современном мире;
  • Православная диаспора;
  • Автономия и способ её провозглашения;
  • Таинство брака и препятствия к нему;
  • Значение поста и соблюдение его сегодня;
  • Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром.

За неделю до начала работы Собора состоялось экстренное заседание Синода Русской Православной Церкви. На нем было принято решение отказаться от участия в Соборе по причине разногласий при подготовке проектов документов и отказа Болгарской, Антиохийской, Грузинской и Сербской церквей ехать на Собор.

Экстренное заседание Синода РПЦ 13 июня 2016 г.

По мнению РПЦ, форум на Крите нельзя назвать Всеправославным Собором, поскольку в нем принимают участие поместные Церкви, которые представляют меньшинство духовенства и мирян православного мира. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) направил послание участникам Собора послание с призывом не допустить, чтобы разногласия при подготовке Собора ослабили православное единство и переросли в межцерковный конфликт. Он считает, что встреча на Крите может внести свой вклад в подготовку к будущему Собору, который объединит все без исключения поместные Православные церкви.

Религиовед Алексей Муравьев, кандидат исторических наук, руководитель ближневосточной секции Школы востоковедения НИУ ВШЭ, в своем комментарии Центру «Сова» так отозвался об идее созыва Всеправославного Собора на Крите и предсоборной полемике:

«Восточно-христианский мир изначально состоит из нескольких сегментов: так называемый византийско-православный сегмент (это славянские Церкви, греческие), восточно-православный сегмент (это сирийцы, армяне, эфиопы, копты и т.д.) и небольшие восточные Церкви, не принадлежащие ни к тем, ни к другим, — «несториане». На протяжении большей части истории весь этот христианский Восток не представлял из себя единства, и это считалось нормальным. Однако с централизацией в XVIII-XIX веках зародилась концепция, которую назвали «вселенским православием».

Была сформулирована искусственная идея, что существует некий клуб «правильных Церквей вселенского православия», объединенных единством происхождения, вероучительным единством, единством культурного преемства и договором о взаимопризнании. Особенно эта идея укрепилась после того, как в России прошли грекофильские реформы XVII века и послениконовская Русская Церковь распрощалась со своим византийским наследством и вступила в такой «новогреческий кружок». Тогда концепция «вселенского православия» и стала распространяться в форме «кто не с нами, тот против нас». Вне единства оказались те, кого объявляли раскольниками: восточно-православные, греческие старостильники, русские старообрядцы и т.д.
 

Религиовед Алексей Муравьев

Я не вижу каких-то особенно дурных последствий из-за неполноты Собора. Православие — не католицизм, оно исходно представляет собой достаточно свободный союз, в нем нет папы, сейчас нет даже единой догмы (одни Церкви на новом стиле, другие — на старом, одни в экуменическом движении, другие — нет), православные Церкви довольно сильно друг от друга отличаются. Этот свободный союз Церквей и общин, которые в любом случае будут находить между собой какие-то точки соприкосновения, уже не представляет из себя «вселенское православие». Я бы даже сказал, что от папистской иллюзии православие возвращается к обычному для себя достаточно свободному восточному состоянию. Мне, как историку восточного христианства, это видится так: возвращается свободный хор разных традиций и общин. Для православия это нормальное состояние».

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (6)

  1. иерей Иоанн Севастьянов

    Очень интересное мнение А. Муравьёва. А как тогда объяснить знаменитое 28 правило 4 Вселенского Собора? Ведь первенство чести и сам диптих возможны при чётко обозначенных взаимоотношениях поместных церквей с понятным иерархическим подчинением.

    • Alina Galueva

      Первенство чести уже не актуально, греческая церковь пала в 1666 году, вместе с никонианами прокляв православие подобно латынам в 1054 году, ныне так называемый "вселенский патриарх" это ересиарх, экуменист, масон, щепотник, весь этот разлад только подтверждает, что старообрядцы были правы, нет никакой вселенской церкви, это идол, придуманный еретиками, только Русь Стоглавого Собора стояла в Вселенском Православии, те, что её прокляли, отлучили себя от Христа.

    • Глеб Чистяков

      Известный священноинок Симеон (Дурасов) в одном из своих сочинений изложил такую версию, что так называемое вселенское православие включает в себя все восточные церкви без исключения, вне зависимости от обоюдного признания, статуса иерархий или канонических споров.

    • Сергий 985

      Мнение Симеона (Дурасова) интересное, я бы даже сказал я с ним согласен как частное лицо)

      P.S. Не зря Кураев говорил, что Дурасов очень толковый и сообразительный деятель (они друзья по семинарии).

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля