Старообрядческий храм во имя протопопа Аввакума освящен на Северном Урале в таежном городе Ивделе, с которым митрополит Корнилий (Титов) познакомился впервые: раньше иерархи старообрядческой Церкви не бывали здесь никогда. Разделить торжество со своими братьями и сестрами из тайги приехал и Евсевий Анямов, представитель малой коренной народности Свердловской области — манси, десять лет назад принявший старообрядчество. Он прибыл на освящение, несмотря на разгар сезона заготовки грибов, ягод и шишек — они в эти дни уже обильно «пошли»…
Самый северный уральский город. Место лесозаготовок, колоний и зон, таежных поселков, до которых не на всяком транспорте еще и доедешь, богатых рыбой рек. Казалось бы, откуда здесь взяться старообрядцам? Но лет десять назад появились здесь древлеправославные христиане: сначала ездили кто в Екатеринбург, кто в Баранчинский, кто в Шамары. А потом решили: нужен свой храм! И принялись за строительство. Помогал им в этом, направляя в нужное русло, тогда еще молодой священник, отец Михаил Лоскутов. Опыта и мудрости он набирался вместе с общиной, которую начинал постепенно развивать.
Когда выяснилось, что в одной из ближайших колоний, негласно называемых «Черный беркут», на берегу реки Лозьва, на пожизненный срок осужден один из рогожских старообрядцев Илья (участник подготовки взрыва на Черкизовском рынке в Москве), решил и того привлечь к созиданию храма, тем более, когда узнал, что у него за плечами художественное образование. Так и стал осужденный Илья иконописцем в неволе.
Начальник колонии Субхан Дадашов, азербайджанин по национальности, воспитывался в семье строгих правил. И потому, познакомившись со священником-старообрядцем, проникся не менее строгими устоями православных верующих. И даже позволил заключенным принять участие в созидании Божьего дела: арестанты на территории учреждения сами собрали сруб храма, который в дальнейшем и был установлен на месте, которое выделила общине РПсЦ ивдельская власть. Затем началась медленная работа по обустройству места, по внутренней отделке помещения. Ровно пять лет прошло с момента первого молебна на месте будущего храма до его освящения (первый молебен у поклонного креста совершен 11 июня 2013 года). Отец Михаил, вспоминая, как все начиналось, рассказывает, что вопрос о том, во имя кого освящать храм, особо и не стоял.
До места казни протопопа Аввакума от Ивделя не очень далеко, поэтому мы выбрали первого мученика за старую веру в качестве храмового святого, — рассказывает он.
Медленно, но уверенно шли ивдельчане к созиданию…
Постарались к приезду владыки успеть все, что было возможно, — рассказал за несколько часов до встречи предстоятеля РПсЦ председатель ивдельской общины Владимир Собянин. — Мы впервые занимались делом строительства храма, многого не знали, все делали на ощупь, а что-то даже второпях.
Иконостас — главная забота старообрядцев Ивделя ближайших месяцев и даже лет. Благодаря все тем же арестантам удалось написать первый ряд иконостаса и завершить центральную его часть. Теперь по мере сил и возможностей будут заполнять все пустоты. Сделали отмостку, сливы подготовили, чтобы дождевая и талая воды уходили с кровли… По оценке Владимира Собянина, храм готов к эксплуатации процентов на 80, но на ближайшее время дел еще хватит.
Фундамент у нас блочный, много неровностей, поэтому надо будет его утеплять, — добавляет он.
Места для храма власти Ивдельского городского округа не давали старообрядцам целый год, а когда предложили вариант, немало удивили их — земля оказалась… косогором. Впрочем, не было в этом злого умысла: говорят, мэр Петр Соколюк до момента, когда к нему обратились старообрядцы, вообще ничего не знал об этом стволе древа русского православия. Узнал. Выяснилось, что в его окружении работает один из членов местной старообрядческой общины Федор Суслов, благодаря которому некоторые вопросы за эти годы удавалось решить гораздо быстрее, чем можно было ожидать.
…Не в принципах ивдельской общины отступать — они взяли ту землю, что им дали, и все сделали так, что и чиновники не ожидали. Конечно, пришлось существенно поднимать алтарную часть фундамента, чтобы выровнять место, но справились. Когда во вторник, 21 августа, митрополит приехал к храму, было видно: он рад видеть полностью завершенный, массивный храм, впечатляющий готовностью до мелочей — до резных наличников, до почти завершенной колокольни. Словно сам протопоп Аввакум умолил Господа помочь верующим все сделать самым лучшим образом. В честь торжества ивдельские старообрядцы пригласили на освящение всех, кто им помогал и поддерживал в эти непростые, но укрепляющие их общинный дух годы.
Митрополит с сопровождающим его духовенством прибыл в Ивдель в солнечный день. В пятидесяти километрах от города владыке показали силуэты уральских гор, а красоту и величие здешних таежных лесов предстоятель старообрядческой Церкви смог оценить во время длительного более чем трехсоткилометрового пути сюда.
Торжественная встреча при свете яркого августовского солнца, вечерня, а наутро началось освящение. Владыке в этот день сослужило многочисленное уральское духовенство — протоиерей Михаил Татауров, иереи Никола Татауров, Георгий Дубровин, Михаил Лоскутов, Павел Зырянов, протодиакон Виктор Савельев, диаконы Никола Татауров и Артемий Казымов.
После богослужения, тепло поздравив всех уральцев с появлением нового храма, а ивдельчан с завершением, пожалуй, главного события в их жизни, с которого начинается их духовный подвиг во имя Христа, митрополит Корнилий заметил:
Важно, что храм ваш носит имя нашего первого старообрядца, протопопа Аввакума, чей жизненный путь должен быть всем нам примером — его стойкость в вере до сих пор способна впечатлять верующих людей.
По словам гостя из поселка Баранчинского Ильи Гилева, пять дней назад гостившего в другом новоосвящаемом храме в поселке Староуткинск, благодаря тому, что в Ивдель приехало больше духовенства, а также из-за большего размера храма, торжество здесь ощущалось явственнее. Благо, что и с погодой повезло — в Староуткинске во время крестного хода шел дождь, тогда как в Ивделе сияло солнце.
Митрополит, поздравляя гостей и прихожан с амвона, поблагодарил и начальника колонии, оказывавшего помощь на протяжении всех лет строительства, и ивдельскую администрацию, и, конечно, общину вместе с трудолюбивым председателем Владимиром Собяниным и временным настоятелем, отцом Михаилом Лоскутовым, который за участие в делах общины и созидание Дома Божия получил в этот день из рук предстоятеля наперсный крест. Отдельной благодарности был удостоен сотрудник свердловского ГУФСИН Субхан Дадашов — ему после богослужения был преподнесен подарок и выражены слова безмерной благодарности.
Обращаясь к членам общины, владыка подчеркнул: расслабляться нельзя — сейчас надо укреплять и увеличивать численность прихода, а также доводить до ума сам красавец-храм, от которого в этот великий для Ивделя день взгляда было не отвести…
Фоторепортаж Ильи Гилева
добро, и есть, что взять на заметку, жаль нет фото Царских врат, а какой нежный цвет дерева, что ли лиственница?
Ся умилил я было:
"Начальник колонии Субхан Дадашов, азербайджанин по национальности, воспитывался в семье строгих правил. И потому, познакомившись со священником-старообрядцем, проникся не менее строгими устоями православных верующих. И даже (сердце трепыхнулось — принял древлеправославную веру!, но, нет, увы!) позволил заключенным принять участие в созидании Божьего дела: арестанты на территории учреждения сами собрали сруб храма, который в дальнейшем и был установлен на месте"
Интересно, какую плату получили заключенные за постройку храма? Или они все старообрядцы? Или ничего, что храм по разрешению мусульманина строили все кому не лень?
"Благодаря все тем же арестантам удалось написать первый ряд иконостаса и завершить центральную его часть." — поди, и это не безплатно? И раз "арестантам" — во множественном числе, значит старообрядцев в колонии строго режима (а кто ещё может писать иконы для старообрядческого храма) несколько? Как же строгие устои до "строгоча" довели?
Что-то намутил автор в статье красного словца для……
чьто то тя, братъ, не то беспокоитъ…