Старообрядческий Успенский собор в Москве не снесут в рамках программы реновации

Мосгорнаследие рекомендует исключить из утвержденного списка сноса по программе реновации ряд объектов авторской архитектуры эпохи конструктивизма и объект культурного наследия — старообрядческий Успенский собор РПсЦ на Апухтинке.

Старообрядческий собор Успения Пресвятой Богородицы

Здание выявленного объекта культурного наследия, расположенного по адресу: Марксистская улица, 9, строение 3, и жилые строения комплекса Буденовского поселка на Большой Почтовой улице представляют историко-культурную ценность и не могут быть снесены ввиду своей важности для культурного наследия столицы. Они являются жилыми, и попали в список реновации, поскольку большинство жильцов данных домов проголосовали за включение их в программу. Для включения того или иного дома в правительстве рассматриваются протоколы собраний его жителей, — рассказали в пресс-службе комитета.

При Москомархитектуре еженедельно собирается рабочая группа, в состав которой также входят представители Мосгорнаследия, Общественной палаты РФ, общественной организации «Архнадзор». Цель рабочей группы — определить особо ценные для города здания, которые следует исключить из списка реновации. На текущий момент рабочая группа изучила 600 предложенных «Архнадзором» построек и сформировала список более чем из 200 объектов, которые предлагается сохранить.

Старообрядческий Успенский храм представляет собой историко-культурную ценность, поэтому он не может быть снесен

Ранее также власти Москвы сообщали, что программа реновации не затронет ни одного здания авторской архитектуры, в том числе построенного в эпоху конструктивизма. Как отмечала председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, окончательный список исторических домов в Москве, попавших под реновацию, но заслуживающих сохранения, будет представлен на рассмотрение в столичное правительство в октябре. О готовящейся программе сноса хрущевок мэр Москвы Сергей Собянин объявил на встрече с президентом России Владимиром Путиным 21 февраля 2017 года. Срок реализации программы оценивается в 15–20 лет. В столице прошло голосование по программе реновации, большинство жителей поддержали программу. В список домов, которые подлежат реновации, вошли 5 177 домов.

Старообрядческий храм был построен по образцу Успенского собора в Кремле

Старообрядческий храм белокриницкого согласия, построенный в 1906–1907 годах по образцу Успенского собора в Кремле, был спроектирован архитектором Поликарповым, одним из мастеров московского модерна. Проект досконально повторял все формы одноимённого собора в Кремле, за исключением западного и восточного фасадов. С запада к объёму, скопированному с кремлёвского собора, примыкала ещё одна ячейка, под плоской кровлей. Над ней возвышалась квадратная колокольня с небольшой главкой.

В восточной части храм имел сильно развитую алтарную часть, состоявшую из прямоугольного объёма, так же как и западная ячейка, под плоской кровлей. К нему примыкала двухъярусная апсида с главкой над нижним ярусом. В остальном сходство с оригиналом было полное, вплоть до мельчайших деталей. Величественный храм Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке был вторым по величине из старообрядческих храмов Москвы.

Иконостас Успенского храма

Внутри здания был установлен иконостас, также по образцу иконостаса Успенского собора в Кремле.

Пятиярусный иконостас весь обложен древней вызолоченной басмой, по старинным рисункам художественно исполненный Ф.Я. Мишуковым. У престола семисвещник древнего рисунка работы Д.М. Шелапутина, исполнившего с замечательным искусством для этого храма по старинным образцам подсвечники, лампады и другую утварь. («Церковь», № 45, 1908 год)

Известный знаток древнерусского искусства П.П. Муратов проникновенно писал об этом храме:

Впечатление глубокой цельности и тонкой красоты производит такая церковь, как храм Успения у Покровской заставы, созданный не знающим усталости усердием, не знающей ошибок любовью к старине… Здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская Церковь… Даже после краткого пребывания в храме Успения каждый унесёт с собой воспоминание об искусстве светлом, украшающем и бесконечно мудром в своих древних традициях. Это единственный в столице храм, где терпеливо подобран полный ансамбль древнего живописного и предметного украшения. Церковь у Покровской заставы полна драгоценных и прекрасных икон, сияющих своими подлинными красками на фоне старой басмы иконостаса, рядом со строго выисканной старинной утварью.

В 1917 году храм прекратил работу. Сначала он был предназначен для складирования церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 года был окончательно закрыт и превращён в общежитие завода «Станколит».

Храм Успения Пресвятой Богородицы в 1967 году

Церковь была перестроена до неузнаваемости: исчезли главы, колокольня, исчезло всё внутреннее убранство. Здание было разделено на этажи, пробиты новые и растёсаны старые окна, добавлены балконы — жилая рядовая постройка. Большая часть икон была изъята, хотя некоторые святыни прихожанам удалось перенести в храмы на Рогожском. Самые ценные 32 иконы были отобраны в Третьяковскую галерею. Там же оказались и закладные кресты, роспись которых сохранила историю создания Успенского соборного храма. Одна из икон, происходящая из Успенского собора на Апухтинке, есть и в Музее имени Андрея Рублёва. Менее ценные иконы были уничтожены. Создатели храма — братья Новиковы — были расстреляны в 1939 году.

Вход в нижний храм во имя преподобного Сергия Радонежского

В 2009 году краеведу и исследователю истории староверия Вере Николаевне Анисимовой удалось добиться включения храма в реестр объектов культурного наследия города Москвы. Однако, на внешнем состоянии храма это решение никак не отразилось. 

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (16)

  1. Alexius Родионов

    А если РПСЦ всё же добьётся возвращения себе этого здания — опять будут слёзно умоялять "еретиков" из Московского правительства о выделении денег?

  2. Константин Краснов

    Остается пожелать автору переиздать словарь Даля. Вот и потратили бы какой-нито гранд на полезное дело…

    "в Сербии Исус до сих пор пишется с одним ‘и’ безо всякого смущения и последователями никоновских реформ, сербы за это не зазираются, как неправославные." — вот этот пассаж я так и не понял…

  3. Константин Краснов

    А мне вот какая мысль давно не дает покоя:
    Если без воли Божией волос с головы не упадёт, то поголовное разорение храмов (как никонианских, так и старообрядческих) Господь попустил ЗА ЧТО ??? И научило ли это чему-нибудь? И не занесли ли мы ногу над очередными граблями?
    У меня ответов нет…

    • Сергей Шуйский

      полагаю, за то, что Богом дарованную царьску власть в 1917, не то, чтобы поддержали, а содействовали свержению и проголосовали на съезде(!) — республику. Об этом недавно рассуждали на сайте. А что ожидать впереди — ответ можно увидеть у Иоанна Златоустаго в "Измарагде" в главе "како подобает креститися": "а кто невнимаетъ ни послушаетъ блгаго наказанiя (наставление), да будет проклятъ бгу ншему". А теперь посмотри, как осеняют себя крестным знамением старообрядцы — на "пуп" по-никонианьски или на "перси" по-православному, как поучает святитель и Стоглав. впрочем об этом тоже писали на сайте…

    • Константин Краснов

      Т.е. православных нет вообще… :(((
      Очень теорию развития православия г-на Стерлигова напоминает…

    • Сергей Шуйский

      Православие, как я понимаю, это правильное — в соответствие Писанию и Преданию славление Бога. Если я что-то выше сказал не в соответствие этому — поправьте.

    • Константин Краснов

      Правильное понимание кем? Человеком? Общиной? Епархией? Поместной Церковью? Вселенской Церковью?
      Вот в чём закавыка — сколько людей, столько и мнений….

    • А что мы так привязались к слову "Православие"? Ведь изначально были христиане, т.е. те, кто исповедовал Христа, веровал в Него! Потом кафолическая Церковь! Это для нас католики еретики, а ведь изначально же они — самая что ни есть правая вера во главе с Римским архиеереем от самого апостола Петра! Потом православие, что именно на Руси осталась правильная вера. Но и "православные" никониане для нас еретики! А мы древлеправославные, старообрядцы. Конечно, нас так стали называть и вначале мы были несогласны с этой "кличкой", но за 3 века привыкли.

    • Константин Краснов

      Продолжу мысль Максима:
      Древлеправославные християне, по-разному понимая и толкуя те или иные места Писания и Предания, тоже поделились на недружелюбные друг другу группы.
      А, в сухом остатке, получаем мой комент "вчера в 16:55"

    • Константин! вот развернутый ответ на твой вопрос: п.7 http://ruvera.ru/articles/deyanie_sobora_rdc. Это не наше внесение "изменений в Устав Религиозной организации Русская Православная Старообрядческая Церковь в целях приведения его в соответствие с типовым Уставом Местной религиозной организации."
      Ирина! Спаси Христос!

    • Константин Краснов

      СергIй, спаси Христос! Прочитал… ну и что…ну отрясла РДЦ с ног своих пыль своих же предков и стала такая бело-пушисто-монархическая. А дальше то что? Да ничего, будем путина-собянина целовать, да денюжку просить.
      Кончились цари, надо жить как Господь устроил, а не ностальгией упиваться.

  4. Дмитрий Васильев

    Баян. Мне кажется этой новости уже недели так две. Конечно исключили, у нас в стране всегда бережно относились к историческому и культурному наследию.

    • "у нас в стране всегда бережно относились к историческому и культурному наследию." — я, надеюсь, это сарказм?

  5. Владимир Чепчугов

    И, кстати говоря, не только собор сохранят, так и люди, что в нем сейчас живут, все же получат свои квартиры в новых домах

  6. Владимир Чепчугов

    Вообще не понимаю, откуда пошли слухи что его могут снести. Ведь исторические дома не сносят по реновации, их реконструируют.

    • Вопрос в том, что будет с некогда величественным собором после того, как жильцы съедут. Внутри все переделали, да и внешне обезобразили. Передадут РПсЦ? Так даже небольшой храм св. Николы в Лефортово не могут уже сколько лет "довести до ума", а сейчас надеются получить Покровско-Успенский храм в М.Гавриковом, который хоть внешне приличный. Или опять под что то приспособят?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля