Старообрядцы г. Ржева приняли участие во II Всероссийской научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

12 мая 2015 года в рамках дней Славянской письменности в г. Ржеве Тверской области открылась II Всероссийская научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Конференция посвящена 1000-летию преставления князя Владимира, а также 70-летию Великой Победы. Торжественное открытие состоялось в Доме детского творчества г. Ржева.

II Всероссийская научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»
II Всероссийская научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

В рамках конференции была организована выставка детского творчества «Моя Россия», где представили изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, презентации, фотографии учеников ДШИ города Ржева и различных детских творческих кружков. Особенно красивы были детские рисунки с изображением князя Владимира и Крещения Руси.

В работе II Всероссийской научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» приняли участие совершенно разные деятели: это светские ученые и краеведы; старообрядческие исследователи, преподаватели воскресной школы ржевской Покровской старообрядческой церкви, ее ученики; преподаватели школ, гимназий, ГБОУ НПО ПУ № 8 г. Ржева; новообрядческое духовенство и миряне. Учитывая то, что конференция имеет всероссийский характер, в ней приняли участие гости из разных регионов России: Нелидово, Оленино, Торопца, Западной Двины, Зубцова, Твери, п. Жарковский, Москвы, Санкт-Петербурга, Брянской области. Работали восемь секций, которые разместились в школах города, на территории церквей, спортивном комплексе.

В секции под названием «Выбор Руси: от князя Владимира до современности» выступил В.В. Волков, заведующий Книгохранилищем Ржевской Покровской старообрядческой общины г. Ржева. Его доклад «Почитание Анны Кашинской и старообрядческие издания начала XX  века» оказался весьма познавателен и интересен, в особенности для светских ученых и учеников ржевских школ.

В секции № 2 «Святая  Русь в годы Великой Отечественной войны» (Церковь, священство, православные семьи в годы войны) приняли участие преподаватель воскресной школы Ржевской Покровской старообрядческой общины С. В. Орлова и прихожанка старообрядческой церкви, ученица МОУ Лицей № 35 ОАО «РЖД» М. Руденская с докладом «Старообрядческая церковь в годы войны». Именно этот доклад прозвучал утверждающе и был очень полезен, т. к. среди слушателей оказалось новообрядческое духовенство. М. Руденская рассказала о жизни Покровского храма в военное лихолетье — храма, который никогда не закрывался.

В секции № 4 «Православное краеведение и просвещение» с докладом «Судьба старообрядческого писателя В.И. Иголкина и его труд «Ржевитянка»» выступила студентка 5-го курса Государственной академии славянской культуры М. Н. Волоскова. Здесь же прозвучал замечательный доклад «Жизнь и служение протоиерея Илии Ближникова — по страницам газеты «Покровский Вестник»». Доклад прочитал старообрядец, ученик МОУ СОШ № 1 им. А. С. Пушкина Т. К. Харкунов, под руководством Н.А. Комаристой — завуча Воскресной школы Ржевской Покровской старообрядческой общины.

Т. К. Харкунов читает доклад об о. Илие Ближникове
Т. К. Харкунов читает доклад об о. Илие Ближникове

При рассказе о жизни старообрядческого протоиерея Илии Ближникова были продемонстрированы фотографии священника, храмов, в которых он служил, некоторых людей, с которыми был знаком.

Слайд: о. Илия Ближников
Слайд: о. Илия Ближников

В этой же секции учитель МОУ СОШ № 5 г. Ржева Г. А. Царькова выступила с докладом «Погост Голенково». Село Голенково упоминается первый раз в духовной грамоте князя Федора Борисовича Волоцкого, «который в 1506 году пожаловал его Селижарову Троицкому монастырю». В середине XIX века на реке Тихвина значатся деревни Нижнее и Верхнее Голенково и Голенковский погост. Исходя из того, что церкви старались строить на одном намоленном месте, древнее село находилось на месте погоста. В смутное время начала XVII века местность была разорена, церковь опустела, а к середине XVIII столетия развалилась. Позднее церковь была построена заново. В ней был сделан фаянсово-эмалевый иконостас, изготовленный на одной из фабрик старообрядца М. С. Кузнецова.

Фаянсово-эмалевый иконостас церкви в с. Голенково. Иконостас изготовлен на одной из  фабрик старообрядца-мецената М. С. Кузнецова
Фаянсово-эмалевый иконостас церкви в с. Голенково. Иконостас изготовлен на одной из фабрик старообрядца-мецената М. С. Кузнецова

Также в конференции приняли участие юные старообрядцы — учащиеся школ. Все докладчики получили сертификаты участника. Много докладов звучало о гонениях на верующих людей в советский период: например, старший преподаватель филиала ТвГУ г. Ржева Н.Г. Дранова рассказала о судьбах людей, гонимых в годы большого террора. Однако в ходе конференции звучали и весьма спорные мысли: так, ученица 10 кл. МОУ СОШ № 2 А. Санжак озвучила, со ссылкой на фильм, мысль о «православном Сталине», якобы имеющем свою тайную церковь в застенках Кремля. Конечно же, следует воздерживаться от безудержной ругани сталинского режима, но и говорить о том, что прямо противоречит тем жертвам, которые были в этот период, не стоит.

В целом конференция оказалась познавательной, все участники отметили для себя полезные, интересные моменты, открыли что-то новое. Кроме того, на конференции заявил о себе и старообрядческий Ржев, показал своих героев прошлого.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля