Торжества на Рогожском в Неделю святых Жен-мироносиц

29 апреля, накануне празднования Недели святых Жен-мироносиц, в духовном центре РПсЦ, что на Рогожском, по благословению митрополита Корнилия (Титова) состоялось освящение исторического обелиска, установка поклонного креста в память первых захоронений на Рогожском кладбище и несохранившихся первых захоронений старообрядцев, а также открытие выставки картин старообрядческих художников.

Историческое событие на Рогожском кладбище — освящение обелиска и установка поклонного креста в память первых захоронений на Рогожском кладбище и несохранившихся первых захоронений старообрядцев

247 лет назад тщанием графа Г.Г. Орлова и указом императрицы Екатерины Великой на окраине Москвы было основано Рогожское кладбище, впоследствии известное как Рогожский богаделенный дом, а ныне как Рогожский духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви. Эта земля была передана старообрядцам не случайно. Она была отведена для погребения умерших во время чумы 1771 года московских старообрядцев, приемлющих священство, когда были закрыты прежние места старообрядческих погребений. Новое место представляло из себя поле, находящееся справа от Владимирской дороги. С тех пор за Рогожской заставой стали хоронить священников, попечителей и прихожан московских старообрядческих общин поповцев. Спустя тридцать лет на этом безлюдном участке возник целый городок из более чем пятидесяти зданий с тремя величественными храмами.

Чума 1770–1771 года осталась надолго в памяти москвичей. В это время каждый день в городе умирало более 1000 человек. Эпидемия привела к ужасным последствиям: более чем двукратному уменьшению населения города, экономическому спаду и страшному чумному бунту, который унес жизни еще сотен людей и был ликвидирован лишь усилиями графа Орлова. В память об этих трагических и исторических событиях на Рогожском был возведен обелиск, который простоял до 20-х годов XX века, после чего был снесен большевиками. И вот сегодня, спустя столько лет, по благословению митрополита Корнилия состоялось освящение исторического обелиска в память первых захоронений на Рогожском кладбище и несохранившихся первых захоронений старообрядцев.

Обелиск в память первых захоронений на Рогожском кладбище и несохранившихся первых захоронений старообрядцев

В 10:00 из кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы начался крестный ход во главе с митрополитом Корнилием. Молящиеся и гости под пение церковного хора направились на Рогожское кладбище к месту установки памятного поклонного креста.

Молящиеся у поклонного креста

По прибытии на место христиане помолились об упокоении душ усопших старообрядцев, сохранивших Старую Веру и пронесших ее сквозь века. После богослужения владыка Корнилий совершил чин освящения поклонного креста. В приветственном слове митрополит напомнил всем присутствовавшим, что именно с этого места, благодаря попечительству Екатерины II, начинается история духовного центра Рогожская слобода. Предстоятель РПсЦ отметил, что само место поклонного креста выбрано условно, в знак почтения памяти благочестивых предков. Митрополит Корнилий упомянул и события безбожной эпохи, когда во время и после революции произошло варварское разорение Рогожского кладбища, а мраморные надгробия были использованы в строительстве объектов гражданской инфраструктуры.

Молебен у поклонного креста, посвященный старообрядцам, покоящимся на Рогожском кладбище

После освящения поклонного креста крестный ход направился к памятному oбелиску, посвященному первым захоронениям старообрядцев во время эпидемии моровой чумы в Москве.

У исторического обелиска, посвященного основанию Рогожского кладбища

Митрополит Корнилий высказал благодарность правительству города Москвы в лице Михаила Геннадьевича Сохраненкова, администрации Рогожского кладбища и отдельно главе ГУП «Ритуал» по городу Москве Артему Александровичу Екимову, а также краеведу Вере Николаевне Анисимовой — главному инициатору установки памятника.

Митрополит Корнилий и Вера Николаевна Анисимова — главный инициатор установки памятника

К собравшимся с приветственными словами обратились также главный научный сотрудник Государственного исторического музея, профессор Елена Михайловна Юхименко, советник департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Михаил Геннадьевич Сохраненков, руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела Московской Митрополии, настоятель храма святителя Николы у Тверской заставы иерей Алексей Лопатин, а также руководитель Информационно-издательского отдела РПсЦ Александр Васильевич Антонов.

К собравшимся с приветственным словом обратилась главный научный сотрудник Государственного исторического музея, профессор Елена Михайловна Юхименко

В 11:00 в здании Дома причта состоялось открытие выставок живописи прихожан храма Тверской старообрядческой общины г. Москвы Дмитрия Гусева «Земля Заповедная», Алёны Бокаревой «Тихая моя Родина» и Евгения Дацко «Русская Аляска». Организатор выставок — Просветительский отдел Московской Митрополии РПсЦ.

Художники Дмитрий Гусев, Алёна Бокарева и организатор выставки «Русская Аляска», руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела Московской Митрополии иерей Алексей Лопатин

Старообрядческий сарафан, представленный на выставке

С приветственным словом к посетителям выставки обратились художник Евгений Дацко, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Олег Молчанов, художники Дмитрий Гусев и Алёна Бокарева.

Открытие выставки картин

Весь творческий путь художника Дмитрия Гусева отмечен ключевым словом «традиция». Коренной москвич, внук и сын художников, продолжатель творческих традиций семьи. В 2007 году Дмитрий с отличием окончил художественный факультет Московского педагогического университета, в 2014 году окончил мастерскую пейзажа Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Работы Дмитрия находятся в частных собраниях России, Европы, США и Японии. Основная часть работ Дмитрия Гусева, представленных на выставке, написана в период с 2015 по 2017 год в Сибири и Поморском крае. Картины выполнены в стиле реализм, техника — масло, акрил, акварель, графический карандаш.

Картина художника Дмитрия Гусева

Автор другой выставки — Алёна Бокарева, тонкий ценитель красоты Божьего мира. Она с любовью передает нам в своих полотнах образ святой России, потерянный современным человеком; самобытный уклад жизни наших предков; изящество, утонченную красоту русской архитектуры, впитавшей в себя дух глубокой внутренней красоты неброской русской природы. Основная часть работ художницы выполнена в студенческие годы с 1998 по 2002 год в Переславле-Залесском, Суздале, Ростове Великом, Павлово-на-Оке в стиле реализм. Картины написаны в различных техниках: акварель, масло, графический рисунок (карандаш), цветной карандаш. Алёна Бокарева рассказала:

В студенческие годы я много рисовала в старинных русских городах. Там можно было оторваться от московской суеты, где жизнь пролетает будто мимо тебя, погрузиться в историю, соприкоснуться с укладом русской жизни, напитаться красотой и мощью нашей родной природы с ее вольным ветром, необъятным небом, широтой полей. Меня до глубины души трогает красота каждой травинки в поле, заросли лопухов возле старого забора, поэзия наших сельских раскисших дорог, в которых есть непокоренность, дикость и вольность. Белые церкви на фоне грозового неба напоминают о вечности.

Картина с экспозиции Алёны Бокаревой

В это же время в Доме причта состоялось открытие выставки картин Евгения Дацко «Русская Аляска» под началом настоятеля храма Тверской старообрядческой общины г. Москвы, руководителя Музейно-библиотечно-архивного отдела Московской Митрополии о. Алексея Лопатина. На выставке помимо картин, подаренных художником РПсЦ, посетители увидели документы, предметы быта и одежду русских старообрядцев, живущих на Аляске, в США. О быте и традиционной культуре старообрядцев Аляски рассказал иерей Никола Бобков.

Выставка картин Евгения Дацко «Русская Аляска»

В воскресенье 30 апреля, в духовном центре РПсЦ, что на Рогожском, продолжатся праздничные мероприятия, посвященные Недели святых жен-мироносиц. Ознакомиться с программой мероприятия можно в статье: «Программа праздника Недели Святых Жен-Мироносиц 2017».

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля