Раскрыта тайна Рогожской старообрядческой колокольни

Сайт «Русская вера»  неоднократно обращал внимание на некую историческую несправедливость или казус, связанный с Рогожским старообрядческим кладбищем.

Исторические источники, включая старообрядческую дореволюционную периодику, сообщают, что в апреле 1905 г. после дарования религиозных свобод Совет Попечителей общины Рогожского принял решение о строительстве храма-памятника в память о событии дарования духовных свобод старообрядцам и всем остальным гражданам Российской Империи. Строительство храма-колокольни было завершено в 1913 г., а 18 августа того же года было совершено ее освящение во имя Воскресения Христова. Однако современным старообрядцам и жителям Москвы это величественное церковное сооружение известно под другим наименованием. Во всех старообрядческих изданиях последних десятилетий, муниципальных документах и постановлениях было указано, что храм-колокольня Русской Православной старообрядческой Церкви носит имя Успения Пресвятой Богородицы.

Храм-колокольня на Рогожском

По неизвестным причинам на обсуждение вопроса о возвращении исторического имени колокольне было наложено табу. В какой-то мере эту тему пытались обсуждать во время предстоятельства митрополита Андриана (Четвергова) в 2004–2005 годах, однако в конечном итоге было решено не трогать уже сложившуюся современную традицию. Даже во время 100-летнего юбилея освящения колокольни, который пришелся на 2013 год, ни в одном информационном сообщении об этом событии подлинное историческое наименование колокольни упомянуто не было.

На страницах  сайта «Русская вера» неоднократно поднималась тема наименования Рогожской колокольни. Так, например, в статье Анастасии Лопатиной «Успение Пресвятой Богородицы: история и смысл праздника» говорится: «С праздником Успения также связана непростая судьба храма-колокольни Рогожского поселка в Москве. Дело в том, что первоначально этот храм был освящен в начале ХХ века во имя Воскресения Христова. Однако после войны, в 1949 году, он был переосвящен как Успенский. Мотивы этого переосвящения до сих пор непонятны и загадочны. Некоторые утверждают, что храм был переосвящен, поскольку на Рогожском не хватало духовенства для празднования Пасхи в кафедральном Покровском соборе и одновременно в храме-колокольне Воскресения Христова, как престольного праздника. Другие полагают, что храм был переосвящен, поскольку в старообрядчестве не принято освящать храмы во имя Воскресения Христова. Третьи высказывают версию, что храм был осквернен во время большевистских гонений на религию и потребовалось его повторное освящение, что и было сделано на праздник Успения».

На минувшем Освященном соборе этот вопрос, наконец, был поставлен предстоятелем РПСЦ митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым). В своем докладе владыка предложил по окончании реставрации колокольни освятить её под своим историческим именем. Об этом событии и предположительной дате освящения наш сайт сообщил еще в октябре 2014 года в статье «Старообрядческой колокольне Рогожского кладбища вернут историческое имя».

После слов предстоятеля Церкви словно пелена спала с глаз дотоле молчавших старообрядческих историков и обозревателей. Все сразу заговорили о давней и настоятельной необходимости восстановить историческое имя этой старообрядческой святыни.
Освящение самой колокольни назначено на 1 февраля 2015 года.

Однако загадкой продолжался оставаться сам факт: почему в течение более чем 50 лет колокольня носила наименование Успенской? Наконец, исследовательские усилия, предпринятые нашими авторами, увенчались успехом. Было выяснено, что колокольня была освящена в конце сороковых годов по благословению архиепископа Иринарха (Парфенова) и епископа Геронтия (Лакомкина) во имя Успения Пресвятыя Богородицы, поскольку на Рогожском не сохранилось антимиса, освященного во имя Воскресения Христова. Освящать же новые антимисы было тогда не вполне безопасным с политической точки зрения. Власти могли подумать, что старообрядческая Церковь готовится к миссионерской экспансии. Поэтому было принято решение освятить храм, используя уже имеющиеся антимисы, из которых наиболее подходящим оказался антимис во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

Подробнее об антимисе и устройстве старообрядческого храма читайте в статье «Устройство храма. Алтарь».

Следует отметить, что это не единственная тайна Рогожского старообрядческого духовного центра. О других не менее загадочных и даже парадоксальных исторических коллизиях, связанных с историей старообрядчества, мы будем и дальше сообщать нашим читателям.

Комментарии (1)

  1. Мария Витушкина
    Мария Витушкина

    Все коренные рогожане знают об этой "тайне". Во время войны Воскресенский антиминс по каким—то причинам исчез и после возвращения из ссылки архиеп. Иринарха и еп Геронтия в престол был вложен Успенский антиминс— "какой находился под рукой".

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?