Столетний юбилей Успенского храма в хуторе Курган

В 2018 году исполняется сто лет с момента освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в хуторе Курган, расположенном недалеко от г. Ростова-на-Дону. Однако праздновать это событие нам, старообрядцам, не удастся.

Успенский храм в хуторе Курган, рядом находится дом священника

В Покровской общине ещё живы прихожане, молившиеся в Успенском храме. Накануне закрытия храма в 1960 году один из попечителей храма, Ларион Посиделов, чтобы спасти от полного разорения церковную утварь и иконы, сам переправил часть святых образов и хоругви в Покровскую общину г. Ростова-на-Дону, где они хранятся и по ныне. Старообрядцы, посещавшие службы в Успенском храме, стали собираться на молитву в Покровском Соборе. Строительство храма Успения Пресвятой Богородицы в хуторе Курган началось в первых годах XX века, освящение состоялось в 1908 году. Время строительства этого храма было обусловлено изменением политики Российской империи по отношению к старообрядцам в 1905 году. До этого времени они не имели права строить церкви. После дарования свободы старообрядцы белокриницкого согласия всего юрта станицы Елизаветинской собрали деньги на строительство церкви и в 1908 году выстроили ее «методом народной стройки».

Успенская церковь располагалась не в самом хуторе Курган, а вдалеке от жилья, на затопляемом месте в пойме реки Дона, на церковном погосте. Так описывали ее местоположение прихожане:

В восьми километрах от Азова в низовьях Дона близ курганов «Пять братьев», в стороне от жилья, на затопляемой морем луговине находится наша старообрядческая церковь, построенная в 1908 году нашими руками.

Иконостас Успенского храма

Не имея своего священника, местные старообрядцы обращались с духовными нуждами в г. Ростов к священнику о. Филиппу Привалову, что предоставляло иногда большие неудобства. Решено было обзавестись собственным священником, и с этой целью старообрядцы написали прошение московскому архиепископу Иоанну. Владыка не замедлил исполнить их просьбу и 8 июня рукоположил во священника о. Ераста Ребезова, который был диаконом в с. Золотаревка Херсонской губернии. С прибытием священника начали совершаться священнические богослужения, которые привлекали многих даже из числа бывших до этого в разделении беглопоповцев. Ввиду того, что народ усердно посещал богослужения, прежнее молитвенное помещение оказалось не вмещающим всех богомольцев, и поэтому, хотя новостроящийся храм не был еще вполне закончен (не были написаны иконы), решили перейти в него. 12 октября 1908 года храм был освящен, и с этого времени богослужения совершаются уже в новом храме. Позже был устроен замечательный изразцовый иконостас, уничтоженный после закрытия церкви.

Епископ Флавиан (Слесарёв) с причтом и прихожанами Успенской Общины. 1948 год

С 1908 года по апрель 1959 года в храме непрерывно совершались богослужения. Прихожане, пытаясь в конце 1950-х гг. отстоять свой храм, писали:

Народная революция 1905 года предоставила старообрядцам религиозную свободу. И хотя впоследствии она была вновь ограничена, мы и наши отцы успели собственными силами и средствами, по непосредственно нами составленному плану-чертежу, построить прекрасный храм на берегу Дона в хуторе Курганы, близ станицы Елизаветинской. С тех пор в течение более пятидесяти лет этот замечательный по художественной простоте архитектурный памятник народного творчества поддерживался и ремонтировался на наши средства и нашими силами, никогда не был закрыт, и все время беспрепятственно совершалось в нем старообрядческое богослужение, и проживал при нем старообрядческий священник. Сбережен был наш храм и в период немецко-фашистской оккупации: разрушительная зона пощадила его, оставив целым и невредимым. И после Великой Отечественной войны, согласно предоставленному Конституцией СССР трудящимся праву, мы верующие старообрядцы, жители хуторов: Курганы, Шмат, Городище, Обуховка, Колузаево, Кумжинская, Усть-Койсуг, Рогожкино и Лагутник, беспрепятственно совершали в этом храме свои религиозные обряды.

Скорее всего, в 1930-х гг. Успенская церковь, как и другие храмы Ростовской области (и всей России), должна была быть закрыта, согласно постановлению Азовского исполкома, и использоваться в качестве сельскохозяйственного склада. Но прихожане отстояли свою святыню. Они писали:

Не будем рассказывать, как берегли мы наш прекрасный в архитектурном отношении храм, поддерживали, ремонтировали его на свои трудовые средства, отстояли от попыток неверующих закрыть его в 1937 г., сберегли его в период немецко-фашистской оккупации Дона в 1941–1943 гг., и все время беспрепятственно совершали в нем богослужение.

Епископ Флавиан (Слесарёв), слева протоиерей Иоанн Захаров с попечителями

Старообрядческая община белокриницкого согласия Успенской церкви хутора Курган была зарегистрирована уполномоченным по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Ростовской области 9 декабря 1944 года. В приход старообрядческой Успенской церкви хутора Курган входили: хутора Обуховка, Городище, Колузаево, Усть-Койсуг и др. в количестве 450–500 человек.

К сожалению, неизвестны имена священников¸ служивших в Успенской церкви хутора Курганы с момента основания в 1908 году и до 1937 года. В 1937 году к этому храму был назначен священник Антипатр Григорьевич Скачедуб; в 1928 году служил диаконом-псаломщиком, а затем священником (с 1931 по 1933 гг.) Иоанн Иванович Силкин; в 1949 году священником был назначен Иван Вавилович Хуторской; в 1956 году был посвящен в сан священника и назначен в Успенскую церковь Иван Федорович Гамаюнов. Последним священником должен был стать Федот Сысоевич Задойнов, рукоположенный для служения в этом храме, но он не смог совершить ни одной службы, поскольку богослужения в тот момент были запрещены в связи с закрытием храма.

Настоятель Успенского храма протоиерей Иоанн Силкин с сыном диаконом Сергием

15 октября 1959 года исполком Азовского райсовета принял решение об удовлетворении ходатайства Азовского районо об изъятии здания старообрядческой церкви и передаче его под начальную школу. Богослужения в церкви были прекращены. 27 октября 1959 года было принято решение Облисполкома о закрытии Успенской церкви. 19 декабря 1959 года было принято окончательное решение Совета по делам религиозных культов об изъятии здания Успенской церкви у верующих. 28 апреля 1960 года Азовский райисполком сообщил уполномоченному Совета по делам религиозных культов Н.М. Ендакову, что

согласно решению исполкома от 9 января 1960 года № 2, старообрядческая церковь в х. Курган продана рыбколхозу им. Ленина с последующим переоборудованием ее под колхозный клуб для рыбаков этого хутора и прилегающего к нему х. Городище.

Священство в Успенском храме. Слева направо: иерей Артемон Иванов, иерей Иоанн Хуторский, дьякон Мергей Силкин

19 мая 1961 года Азовский райисполком сообщил уполномоченному Н.М. Ендакову:

Изъятое здание бывшей старообрядческой церкви в хуторе Курган переоборудовано под клуб, в котором демонстрируются кинофильмы и выступают кружки художественной самодеятельности. О проявлении активности общины сельский совет и райисполком фактами не располагают. Ведется индивидуальная работа с членами двадцатки на предмет объединения с общиной Ростовского старообрядческого собора и выхода отдельных членов двадцатки из общины.

3 мая 1962 года община Успенской церкви была снята с регистрации «в связи с распадом».

Храм Успения Пресвятой Богородицы в хуторе Курган, 2009 год

В настоящее время бывший старообрядческий храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы стал собственностью Донской митрополии Русской Православной Церкви. После нескольких десятилетий разрушения в нём проводятся реставрационные работы и совершаются службы.

—————

Источник: izdrevle.ru

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (3)

    • Сергей Шуйский

      О том же затронуто и в интервью владыки Викентия. Как-то легко растачаетъ ся имущество Церкви.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля