Старый обряд в Иваново: заседание секции в рамках IX Региональных Рождественских чтений

19 ноября 2019 года в городе Иваново в рамках IX Региональных Рождественских чтений в Ивановской митрополии РПЦ впервые проведено заседание секции «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».

Секция учреждена в 2019 году по благословению митрополита Ивановско-Вознесенского и Вичугского Иосифа в целях информирования духовенства и мирян митрополии об истории и настоящем положении единоверческих приходов, экклезиологических воззрениях выдающихся представителей православного старообрядчества, деяниях Поместных соборов 1917–1918, 1971 гг., Архиерейского собора 2004 года в отношении старого обряда, а также для налаживания сотрудничества между гражданскими и церковными специалистами в интересах выявления объективной картины истории государственно-церковных отношений и развития богослужебного языка, совместной интерпретации результатов современной археологии на территории Ивановской области, бывшей в своё время частью Ростово-Суздальского княжества.

Открытие секции. Ведущий Константин — Мурашев

Помимо ивановских единоверцев в мероприятии приняли участие гости из других единоверческих приходов, священнослужители и миряне, интересующиеся историей Раскола XVII века, исторической литургикой, вопросами современного бытия старообрядных приходов Московского патриархата. Количество участников, к сожалению, ограничивала небольшая площадь лектория.

Протоиерей Сергий Гончаров

Председательствовал координатор секции — протоиерей Сергий Гончаров, клирик прихода Серафима Саровского, окормляющий Казанскую единоверческую общину города Иваново, вёл заседание Константин Николаевич Мурашёв, телережиссер. С приветственным словом выступил настоятель — протоиерей Андрей Львов, отметивший, в частности, рост интереса к древнерусской богослужебной традиции и важность сохранения ее в церковной практике.

Протоиерей Андрей Львов

Первым прозвучал доклад иеромонаха Михаила (Виноградова) «Единоверие вчера, сегодня, завтра». Докладчик отметил, в частности, условность даты возникновения единоверия и привел факты признания древнего чина церковным руководством непосредственно после реформ. Также прозвучали интересные сведения о единоверческих архиереях начала XX века.

Иеромонах Михаил (Виноградов)

Профессор В. П. Океанский, заведующий кафедрой культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала ИвГУ, эксперт РАН, член Союза кинематографистов России, выступил с докладом «Проблематика «философии имени» и «конца истории» в наследии протопопа Аввакума». Докладчик провел параллели между религиозно-эсхатологическими интуициями протопопа Аввакума с русской и западно-европейской философией, а также с поэзией Блока.

Профессор В. П.Океанский

Головщик Успенского единоверческого прихода Ярославля, Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря Вологодской епархии и преподаватель знаменного пения и чтения курсов псаломщиков Рыбинской епархии И. А. Карпов представил доклад «Особенности бытования знаменного пения в современной Русской Православной Церкви». Докладчик продемонстрировал условность границы между пением и чтением на погласицы в древнерусской традиции, а также отметил влияние такого произнесения богослужебных текстов на понимание службы молящимися.

Иван Карпов

В. В. Иванов, архитектор, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, представил доклад «Резные голгофские кресты. Традиция и современность». Он познакомил слушателей с малоизвестными образцами традиционного церковного искусства русского Севера.

Владимир Иванов

С. Ю. Шеин, преподаватель Русско-китайского дома дружбы и сотрудничества (Иваново), переводчик, поднял важную тему практических дел исцеления раскола. Его доклад «О каноническом и нравственном аспектах попытки воссоединения старообрядцев, предпринятой еп.Андреем (Ухтомским)» содержит новые данные об «Ашхабадской инициативе» епископа и, возможно, развеет некоторые сомнения о его канонической принадлежности.

Сергей Шеин

Протоиерей Сергий Гончаров в докладе «Исправление служебника в середине XVII века» убедительно продемонстрировал латинское происхождение вставок в чин Литургии Василия Великого. В греческой практике имели хождение служебники как с присутствием латинизма, так и без него. В ходе реформы греки русским «навязали» использование варианта с католической вставкой. Он также отметил, что русская Церковь избавилась от латинизма в священническом служебнике на полстолетия ранее греческой.

О. Л. Крымина, преподаватель ЦДПО МФТИ, головщица московского храма Покрова в Рубцове, преподаватель школы духовного пения при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции, в докладе «Обучение церковному чтению и пению: обзор опыта единоверческих приходов» обобщила данные о подготовке чтецов и певцов в ряде единоверческих общин. Она также выявила общие проблемы, от решения которых зависит успешность обучения.

Оксана Крымина

Участниками секции принят итоговый документ. Все желающие имели возможность приобрести современные издания старопечатных книг, работы церковных и светских авторов по вопросам церковной истории, традиционные предметы богослужебного обихода.

Фото: Татьяна Крымина


Итоговый документ:

По благословению митрополита Ивановско-Вознесенского и Вичугского Иосифа в рамках IX Региональных Рождественских чтений 19 ноября 2019 г. состоялось заседание секции «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Старый обряд — богослужебный обряд, существовавший в Русской Церкви до реформ патриарха Никона (середина XVII века). Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года подтверждена равночестность и спасительность старого и нового обрядов. В настоящее время на канонической территории Русской Православной Церкви существует около 40 приходов и общин, использующих старый (древнерусский) обряд в богослужении. Старообрядные приходы в Русской Православной Церкви также именуются единоверческими.

Единоверческое сообщество есть совокупность старообрядческих приходов в лоне Русской Православной Церкви и живущих своим особым церковно-бытовым укладом. Участники Рождественских чтений отметили быстрый рост количества старообрядных приходов на канонической территории РПЦ. Накоплен значительный теоретический и практический потенциал, который помог участникам секции выявить проблемы, связанные с осуществлением богослужений по древнерусскому чину, наметить пути их решения и подготовить соответствующие предложения. Священнослужители и прихожане единоверческих приходов подчеркнули высокую привлекательность старообрядных служб как способа раскрытия внутренней красоты богослужения для молящихся.

Выступившими отмечена важность следования канону в иконописи и пении, точного соблюдения богослужебного устава — это помогает поддерживать молитвенный настрой и самодисциплину. Вместе с тем обращено внимание на недостаточную осведомленность священно- и церковнослужителей как о каноническом положении приходов древнерусской богослужебной традиции в Церкви, так и о решениях Поместных соборов 1917–1918 и 1971 годов. Важно информировать священно- и церковнослужителей нашей митрополии о положении дел в старообрядных приходах Русской Православной Церкви и о позиции Церкви о старообрядцах, входящих в Ее юрисдикцию, основанной на деяниях Поместных Соборов XX века.

Также участники секции подчеркнули важность изучения и внедрения в практику церковной жизни лучших научных выводов, появившихся в конце XIX и XX веках по тематике богослужебных реформ и общественной рецепции этих выводов в переосмыслении истории русского Раскола. Это необходимо для примирения отделившихся сторон. Подобные форумы как раз призваны этот процесс ускорить и сделать достоянием церковной полноты.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля