Старообрядцы всех согласий совершают в Страстную пятницу молитвенные чины, согласно древним уставам

Прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38).

Вот и подходит к завершению Великий пост, заканчивается Страстная седмица — последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением, святой Пасхой. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей. Только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи — Светлое Христово Воскресение. Как праздновалась Крестная Пасха? — Она отмечалась очень строгим постом. Апостольские постановления требовали вовсе не вкушать еду в течение дня, впрочем, как и в Великую Субботу.

В древней Иерусалимской церкви в этот день Богослужение состояло из поклонения Кресту, обретенному при Константине Великом, Царских часов и великопостной вечерни, а у Креста собирались многие и многие верующие. Древняя рукопись гласит:

Епископ, сидя, придерживает своими руками концы святого древа… Весь народ поодиночке, как верные, так и оглашенные, преклоняются перед столбом, лобызая святое древо, а затем проходят.

В древности некоторые христиане пребывали в молитвах и бдении всю ночь, вплоть до Великой Субботы:

Всю ночь там поются песни и антифоны, вплоть до утра. Бодрствует большая часть народа, одни с вечера, другие с полуночи.

В древнерусской  Церкви в этот день архипастыри разделяли святое миро, сваренное в день Великого четверга. Это миро предназначалось для совершения таинства миропомазания, дарующего благодать Святого Духа. Интересно, что Большой московский собор 1666–1667 годов, проклявший двуперстие и другие старые чины и обряды, также воспретил мироварение в епархиях, оставив эту прерогативу исключительно московскому патриарху. Исследователи не исключают, что это было сделано, чтобы не допустить варения мира с употреблением древлеправославных молитв.

Великая пятница — самый скорбный день в жизни православных христиан. Великий Пяток предваряет Пасху и полностью посвящен воспоминаниям о распятии Исуса Христа на Голгофе, его мученической смерти, снятию с креста и погребению. Все богослужение Великой Пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. Литургии в этот день не бывает. Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы — одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Страстных Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб. Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Утром в Великую пятницу совершаются Царские часы. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов. Наименование «Царские часы» она получила в Константинополе, потому что на этой службе всегда присутствовал император. Во второй половине дня в пятницу во всех старообрядческих церквях совершается служба — Великая вечерня с выносом Плащаницы на середину храма. Это символизирует погребение Тела Господа во гробе и точно соответствует тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу.

Вторая половина вечерни Страстной пятницы — Боготелесное погребение Господа Бога нашего и Спаса Исуса Христа, на котором поётся «Канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы», творение Симеона Логофета.

В этот день — самый строгий пост. До выноса Плащаницы обычно ничего не едят и не пьют, а остаток дня в пищу принимают только хлеб и воду. Вместе с тем этот день насквозь пронизан грядущим чудом Воскрешения, тайной, которая не может быть раскрыта и через две тысячи лет.
 

От редакции:

В статье использованы раритетные фотографии с чина Боготелесного погребения Господа Бога нашего и Спаса Исуса Христа, сделанные в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в 2006 году. Митрополиту Корнилию (Титову) тогда сослужили протоиерей Иван Думнов, иерей Виктор Жельцов, священноинок Евагрий (Подмазов).

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (2)

  1. Sergei Morozob

    Как то в голове не укладывается как так может быть, где Правоверы мирно живут с Иудаизмом?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля