В Кировском краеведческом музее начала работу выставка «Старообрядцы: культура и традиции». Руководство музея отмечает, что коллекция вещей, книг и богослужебных предметов этой конфессии начала формироваться с начала XX века.
Эти предметы практически не представлены в основной экспозиции музея. Фактически это первая подобная выставка, если не считать того показа старообрядческих икон, которые сразу после поступления в фонды музея были представлены широкой публике в 30-х годах прошлого века.
— Сейчас многие люди, честно говоря, не знают, что такое старообрядчество. По сути, это русское православие, которое пришло к нам 1000 лет назад и сохранилось в наших общинах, несмотря на достаточно успешные попытки введения католико-протестантских элементов в церковь. Сегодня рассказ о старообрядчестве — это рассказ о православной культуре, которую мы сохранили, — отметил на открытии музейной экспозиции епископ Казанский и Вятский Евфимий.
На рубеже XIX-XX веков число старообрядцев в Вятской губернии было чуть ли не самым большим в России. Впрочем, речь идет не о центральных уездах. Основная масса представителей этой конфессии жила в уездах, которые позже оказались разделенными между Кировской областью и Удмуртией, о чем повествуют выставочные стенды.
Экспонаты, представленные на выставке, отражают в первую очередь религиозную жизнь вятских старообрядцев. Одежда, в которой они молились, иконы, написанные и отлитые по дониконианским канонам, раритетные издания XVI века, в том числе Острожская библия Ивана Федорова, которую в середине XIX века приобрел один из представителей состоятельной вятской старообрядческой династии Максимовых.
Краткий экскурс в историю только этой семьи показывает некоторое противоречие в мировоззрении представителей конфессии. С одной стороны, строгое следование передаваемым много веков религиозным практикам. С другой стороны, один из первых известных представителей семьи Макар Максимовых регулярно участвовал в сельскохозяйственных выставках, где демонстрировал передовые методы агрокультуры, а в 1843 году даже получил почетную грамоту за успехи в разведении картофеля. Организаторы экспозиции не обошли стороной и обладателя первого в Вятке автомобиля купца-старообрядца Кузьму Лаптева.
Как согласуются между собой интерес к современной технике и технологиям и приверженность жестким, даже для людей прошлых веков, духовным практикам? Открытость, инициатива и предприимчивость и вместе с тем — стремление изолироваться и сохранить чистоту традиции. Руководитель старообрядческой общины отмечает, что основное внимание представителей его конфессии обращено внутрь.
— Мы помогаем человеку, который пришел к нам, решать его проблемы. Но если он не пришел, значит ему этого не надо. Мы просто напоминаем о себе иногда, — пояснил епископ Евфимий.
Старообрядцев отличает отсутствие ожидания помощи извне. Иерарх подчеркивает, что старообрядческая община — это прежде всего духовная общность. Но при этом ее члены должны решать и вполне практические, житейские вопросы по строительству храмов и их содержанию.
— Никакой помощи от государства нет, не было и не будет, и даже не обещают. Мы живем самостоятельно. Это возможно только благодаря общине. Если будет разобщенность, то ничего не получится, — замечает епископ.
Музейщики пригласили на открытие новой экспозиции не только высокопоставленного иерарха, но и членов местной старообрядческой общины. Были среди них и молодые люди, мальчики, девочки, подростки в длиннополых одеяниях, похожих на сутаны и сарафанах. Молодежный старообрядческий хор а капелла исполнил несколько композиций, которые обычному светскому человеку могли бы показаться монотонными.
Вот только по выходе из музея ребят было практически не узнать. Разве что девушек выделяли более длинные юбки и косынки. А улыбки и активная беседа очень сильно контрастировали с теми эмоциями, которые можно было наблюдать практически на официальном мероприятии.
Может быть, в этом преображении и скрыта тайна старообрядчества, которую сложно понять при беглом знакомстве. За столетия более или менее жестких преследований у представителей этой конфессии сформировалось два лика. Один — для духовных практик, а второй — для обычной жизни, такой, что позволяет не выделяться среди окружающих.
Кстати, и интерес к техническим и технологическим новинкам тоже вписывается в такое объяснение. Это не от праздного интереса. При отсутствии внешней поддержки только они обеспечивают старообрядческой общине продолжение существования в достаточно враждебном окружении.
Источник: rg.ru
Комментариев пока нет