27 мая 2022 года состоялся Архиерейский, а затем Поместный, собор Украинской Православной Церкви. Собравшиеся на нем делегаты УПЦ объявили о ее полной независимости:
«Выражаем несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны в Украине. Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви», — говорится в постановлении Собора УПЦ.
Кроме того, собор «имел суждения о возобновлении мироварения в Украинской православной церкви». Самостоятельно варить миро (приготовленное по особым рецептам и освященное ароматическое масло), требующееся для совершения таинства миропомазания, могут только независимые автокефальные церкви.
Также в заявлении собора говорится, что «на период военного положения, когда связи между епархиями и церковным руководящим центром осложнены или отсутствуют», епархиальные архиереи получают право самостоятельно принимать некоторые решения. Это вполне объяснимо, поскольку УПЦ под омофором митр. Онуфрия уже не контролирует ряд епархий. На следующий день после Поместного Собора УПЦ, Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви публично выступила против его решений:
«Делегация Симферопольской и Крымской епархии единогласно проголосовала против принятия постановления Собора и предложенных поправок в Устав об управлении Украинской Православной Церкви. Симферопольская и Крымская епархия остается под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси».
Еще одним важнейшим решением Собора стало право на открытие приходов УПЦ в других странах мира и, прежде всего, в регионах с украинской диаспорой. Ранее этой возможности не было.
Соборяне назвали условия диалога с Православной Церковью Украины под омофором митрополита Епифания (Думенко), созданной де-юре в 2019 году после Томоса об автокефалии, дарованного константинопольским патриархом Варфоломеем. В частности, соборяне отметили, что ПЦУ должна «решить вопрос каноничности своей иерархии». Как именно может быть решен этот вопрос — пока не ясно. До последних дней и РПЦ и УПЦ не признавали иерархию Православной Церкви Украины, поскольку она восходит к хиротониям патриарха Киевского Филарета (Денисенко), который в начале 90-х годов был извержен в РПЦ из сана и предан анафеме за раздорническую деятельность.
Крайне интересно, что нынешние деяния Поместного Собора Украинской Православной неожиданным образом совпали с идеологическими установками самого патриарха Филарета. Не так давно 90-летний иерарх в своем программном интервью изданию «Главком» обрушился на новую структуру — автокефальную Православную Церковь Украины:
«Мы получили Томос такой, который ставит нас в зависимость от Константинопольского патриархата. Были в зависимости от Москвы, оторвались. А теперь попали в другую зависимость — от Константинополя. А нам надо иметь действительно независимую Церковь, которая бы служила только своему народу… В чем эта зависимость? Во-первых, мы не имеем права варить миро.<…> Во-вторых, этот Томос запрещает нам иметь епархии и приходы за пределами Украины… В-третьих, автокефальная Церковь все свои проблемы должна решать сама на своих Синодах, Архиерейских и Поместных Соборах. А нам в Томосе прописали, что проблемы, которые возникают в ПЦУ, будет решать Константинопольский патриарх. Следовательно, возникает вопрос: в чем же тогда заключается наша автокефалия? Поэтому мы такой автокефалии не хотим».
Как мы видим, решения Поместного Собора УПЦ практически полностью повторяют установки престарелого первосвятителя.
В России по-разному отреагировали на соборные деяния Украинской Православной Церкви. Так, митрополит Иларион (Алфеев) отметил, что прошедший собор, по сути, лишь подтвердил статус УПЦ, который был определен Грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года. Он добавил, что УПЦ является полностью независимой и самоуправляемой, и ее церковный центр находится не в Москве, а в Киеве.
Исполняющий обязанности руководителя пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Владимир Легойда отметил: «В ситуации, когда внешние силы пытаются разрушить единство Русской Православной Церкви, было бы с нашей стороны в высшей степени безответственно входить в детальное комментирование решений, принимаемых в самоуправляемой Украинской Православной Церкви».
Иначе ситуации оценили ряд публицистов РПЦ. Так, первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков заявил на своем телеграм-канале:
«УПЦ МП уклонилась в раскол. Все канонические нормы нарушены. Объявление „полной самостоятельности“ — это объявление автокефалии… 27 мая 2022 года Украинская православная церковь исчезла. Заказчик — Госдепартамент США», — добавил первый замглавы синодального отдела.
Сайт телеканала «Царьград» назвал произошедшее событие «черным днем» для православной Украины и прокомментировал это событие:
«Человеческое понимание трагедии Украинской Церкви не изменяет того, что прошедший „собор“ совершил каноническое преступление».
Вместе с тем, ряд наблюдателей заметил, что вина за произошедшие события лежит на политике самого предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла. Старообрядческий телеграм-канал «Протопоп Аввакум» заявляет:
«Чем быстрее сама РПЦ осознает, что вся проблема в самой ее главе и ближайшем его окружении, тем меньше потерь будет для самой РПЦ. Чем быстрее церковный русский народ сделает организационные выводы по отношению к своему „главе“, тем быстрее проблемы разрешатся. Ни Ленин, ни Госдеп, ни враги привели его на патриарший престол».
После Поместного собора 27 мая предстоятель УПЦ митрополии Онуфрий изменил некоторые молитвословия своего богослужения. В частности, он стал поминать весь диптих предстоятелей других Церквей, что является признаком главы автокефальной церкви. Диптих он воспроизводит в варианте Русской Православной Церкви, то есть без поминовения Константинопольского и Александрийского патриархов, и также главы Элладской церкви. Это акцентуация раскола с ними из-за их признания ПЦУ. Патриарха Кирилла он помянул третьим, после Антиохийского и Иерусалимского.
29 числа состоялось заседание Синода РПЦ, на котором его участники отреагировали на деяния Собора УПЦ. Синод не принял и не утвердил решений Киевского собора УПЦ. Но и не осудил их, а отложил рассмотрение по существу на более поздний срок, сославшись на то, что они «нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия Грамоте 1990 г. и Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому таковые дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси».
Комментариев пока нет